А упало, Б пропало

А упало

В Узбекистане из продажи исчезли пользовавшиеся повышенным спросом детские соски украинского и российского производства модели «бантик». Остались только китайские, которые детки выплевывают, видимо, на уровне интуиции чувствуя их весьма сомнительное качество. Об этом в редакцию написали мамы малышей. Они же сообщили, что из торговли практически «вымыло» детские питательные смеси NAN 2.  В ларьках и магазинчиках, где их еще можно найти, банки либо с истекшим сроком годности, либо этот срок на грани истечения. Мамы опасаются брать такие, поскольку условия хранения смесей в магазинах не соответствуют тем, что рекомендованы производителем. В частности, питательные смеси держат на жаре, игнорируя требования к температурному режиму хранения.
 
«Почему в Узбекистане периодически пропадает тот или иной товар, к которому потребители привыкли? – сказано в письме, адресованном нашему изданию. – Причем, исчезают только товары хорошего или приемлемого качества. Китайских товаров все больше и больше, а приличные исчезают. Почему многочисленные государственные структуры, наделенные правом контроля над сферой торговли, закрывают глаза на то, как хранится детское питание, какими «козьими тропами» его ввозят в Узбекистан? Мы понимаем, что взятки способны сделать чиновников слепыми и глухими к проблемам людей, но не настолько же», – говорится в коллективном письме.
 
Скажем прямо: упреки молодых мам справедливы. Узбекистан действительно стал большой китайской помойкой. То есть, потребителем самого низкокачественного китайского товара, который в приличные страны не ввозят. Мы вообще давно покупаем не то, что хотели бы, а что есть в продаже. Выбор продуктов в самом раскрученном  ташкентском супермаркете примитивней, чем в рядовом магазинчике райцентра в Казахстане или в России. Про Европу и говорить не стоит. Точно так же обстоит дело с товарами повседневного спроса. Выбор минимальный, качество отвратительное, цены запредельные. Вопрос – кому конкретно это выгодно?
 
Парадоксально, но за двадцать три года суверенитета Узбекистан, устами местных должностных лиц причисляемый к государству с интенсивно развивающейся рыночной экономикой, на самом деле так и не выбрался с обочины цивилизации. Мы не только сами не производим ничего путного, но и стабильно возводим барьеры для хороших товаров иностранного производства. Официальный предлог – забота об отечественном производителе. Дескать, надо предоставить ему возможность стать на ноги. Предлог более чем спорный, поскольку производитель, работающий вне конкурентной среды, изначально не заинтересован в выпуске качественной и доступной по цене продукции. Понимая, что сумасшедшие по своим размерам акцизы и таможенные пошлины делают импорт в Узбекистан приличного товара невыгодным, он знает, что всегда продаст свой. Плохой и необоснованно дорогой.
 
Экономическая самоизоляция, сведение международной экономической кооперации к минимуму под предлогом расширения производства импортозамещающей продукции, якобы подтверждающие политическую независимость Узбекистана, на самом деле – сомнительная модель развития. И для многих сегодня это очевидно. Причем, не только для тех, кто не может найти добротных детских сосок или детской питательной смеси, годной к употреблению.
 
… Недавно в Ташкенте в качестве туриста побывал известный иностранный журналист. «У меня сложилось ощущение, что вы так и не вылезли из советской действительности. Не из Союза, а именно из действительности, где всё было «Сделано в СССР». Вы даже ездите на одинаковых машинах – GM. Раньше на «Жигулях», теперь на GM, будто ничего лучше человечество не создало», – сказал он прощаясь.

Мансур Ибрагимов,
специально для Anhor.uz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.