Из пункта А в пункт Б или Опасное приключение

Из пункта А в пункт Б или Опасное приключение
О проблемах людей с инвалидностью чаще всего говорят 3 декабря или накануне Всемирного дня инвалидов. В сентябре, сразу после самогот значимого государственного праздника поднимать эту тему в СМИ как то не принято. Не принято, принимая новые объекты и отремонтированные улицы, тестировать их на доступность передвижения людей в на инвалидных колясках. 
 
Никаких особенных затрат, просто членам комиссии надо самим на инвалидных колясках или завязанными глазами пройти реконструированный участок дороги, через новый пешеходный переход или попасть на каждый этаж в новом здании и, вообще, попасть из пункта А в пункт Б. Пока эта практика из области фантастики, тем более что факты говорят сами за себя. 
 
Представительство ПРООН в Узбекистане опубликовало Аналитический доклад по итогам мониторинга прав инвалидов на доступ к транспортным услугам в Ташкенте. 
 
Согласно опубликованному Докладу, в Узбекистане проживает более 780 тыс. людей с инвалидностью, из них дети до 16 лет составляют 97 тысяч человек. Только около 34 тысяч человек (это 5% от общего числа людей с инвалидностью старше 16 лет) работают. 
 
Доля занятости среди инвалидов трудоспособного возраста в Узбекистане значительно ниже, чем в развитых странах.  Между тем, при наличии условий, инвалиды могут добиться самых впечатляющих результатов в общественной жизни и работе. 
 
«Ситуацию, когда человек с ограниченными возможностями не может попасть в магазин, спортивный зал, музей, кинотеатр, получить образование из-за неприспособленности окружающей среды обитания, следует квалифицировать как прямое нарушение Конституции Республики Узбекистан», – отмечается в Докладе.
 
Итоги исследования, проведенного в рамках мониторинга, свидетельствуют о том, что город Ташкент, по мнению подавляющего большинства лиц с инвалидностью, является для них недоступным. Так, существование проблемы недоступности среды жизнедеятельности для инвалидов отметили 71,3% респондентов.
 
По свидетельству людей с инвалидностью, передвижение по городу сродни опасному приключению.  
 
Например, мониторинг выявил, что большинство пешеходных дорожек через проезжую часть заканчивается открытыми ирригационными лотками, которые тяжело преодолевать инвалидам-колясочникам и незрячим. 58,7% людей с инвалидностью отметили, что пешеходные переходы Ташкента создают для них дополнительные трудности. 
 
В Докладе ПРООН указаны для примера переходы по ул. С. Азимова, перекресток улиц Паркентской и Мирзо Улугбека возле института усовершенствования врачей, по проспекту Амира Тимура, по улице Багишамол. Дойдите до ближайшего перекрестка и убедитесь, что это типичная картина для Ташкента. 
 
Можно было бы списать открытые лотки и прочие неудобства на невнимательность или неграмотность дорожников, однако Узбекистан – страна, которая первой в СНГ обратила внимание на проблему инвалидов и уже в 1991году приняла Закон «О социальной защищенности инвалидов». Затем в 2008 году она доработала его с учетом собственного и зарубежного опыта и приняла в новой редакции.
 
Поэтому можно утверждать, что времени на изучение норм и правил у строителей дорог (и не только дорог) было вполне достаточно. Существующие с 2009 года Санитарные правила и нормы проектирования и строительства жилых и общественных зданий, жилых образований, используемых инвалидами и маломобильными группами детского и взрослого населения тоже готовились не один год.
 
Так что проблема не нова, однако положение дел все еще остается неудовлетворительным, поскольку неотвратимого и ощутимого наказания за пренебрежение законами и нормами в данном случае никто не несет. 
 
Если продолжить перечень объектов городской инфраструктуры, которые препятствуют доступности городских объектов для лиц с инвалидностью нельзя не вспомнить о тротуарах. 29,3% инвалидов указали тротуары как дополнительную трудность. Ямы, колдобины, рытвины, отсутствие корректных съездов, бордюров, перекрытые или заставленные автомобилями тротуары – вот неполный перечень препятствий на пешеходной дорожке.
 
Подземные переходы в Ташкенте тоже малодоступны для инвалидов. Спуститься и подняться без посторонней помощи людям с проблемами опорно-двигательного аппарата практически невозможно.

По состоянию на 1 ноября 2014 г. в г. Ташкенте функционируют 454 светофорных устройств. Среди них не имеется светофоров, оборудованных звуковыми приставками (для незрячих пешеходов). 
 
Для людей с проблемами зрения не предусмотрены и другие приспособления, облегчающие их передвижение по городу, например специальные выпуклости на асфальте, которые облегчают ориентацию на дороге. Мой знакомый, незрячий, но очень оптимистичный человек, который ездит на работу через весь город, говорит, что дорога для него это приключение с неизвестным концом. 
 
Общественный транспорт все еще остается для людей с инвалидностью большой проблемой. Анализ причин, по которым инвалиды отказываются от услуг общественного транспорта, показал, что основной проблемой является неприспособленность общественного транспорта для лиц с ограниченными возможностями (60,0%), а также грубость водителей и кондукторов (20,0%). Есть над чем задуматься.
В Ташкенте, начали закупать специализированные низкопольные автобусы, трамваи, но при строительстве остановочных площадок не соблюдаются стандарты, обеспечивающие безбарьерный доступ в салон транспорта. Практически ни на одной остановке не соблюдается стандарт перепада высот между уровнем остановки и полом автобуса. 
 
Давайте помнить, что уровень цивилизованности общества, наряду с другими факторами определяется и его отношением к людям с ограниченными возможностями. 
 
Одним из приоритетных направлений государственной политики Узбекистана в области защиты инвалидов является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Республики Узбекистан в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Узбекистан.
 
Пора начинать соблюдать законы, нормы и правила, которые приняты в нашей стране. 
 
Пора понимать, что городская среда должна быть доступной для всех, и не только в Ташкенте.
 
Свобода передвижения, свобода доступа к общественным зданиям, социальным службам, объектам образования, культуры и спорта – одна из основ, базис реализации каждым гражданином, в том числе и людям с инвалидностью всей полноты прав, гарантированных Независимостью.

Румия Анварова,
специально для Anhor.uz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.