22 сен2014

Почему забыты герои? Часть первая




На этой неделе у всех нас, кто чтит память предков, есть повод склонить головы перед подвигами воинов-узбеков на фронтах Первой мировой войны. Ровно сто лет назад 15 сентября 1914 года солдаты 1-го Туркестанского корпуса (сформирован из добровольцев в Туркестане, штаб в Ташкенте) участвовали в своем первом сражении - стали  заслоном перед ударом вдвое превосходящих сил германского лендвера в районе стратегической  русской крепости Осовец (территория современной Польши). Оборона этой крепости – одна из самых трагических страниц в истории всех войн (найдите в военной литературе «Атака мертвецов»).  Еще через год в эти же дни Текинский кавалерийский полк (добровольцы-хивинцы и жители территории по обе стороны нынешней узбекско-туркменской границы) стремительной атакой смял  целую германскую дивизию, в составе которой был не знавший поражений Королевский Шведский полк. Вот как описывал эту атаку писатель Н. Брешко-Брешковский: «Хивинцы русского языка не знают, потому кричать «Ура!» во время атаки им не с руки. Очень короткая молитва. Сверкает шашка командира и сначала медленно, затем неукротимо наращивая бег коней, лава всадников несется в сторону германских позиций. Молча.  Только топот копыт и свист выхваченных из ножен сабель. И это страшно…»
 
…Есть большая ложь о той войне. Сначала её всячески замалчивали коммунисты. У них был повод – именно на фронтах Первой мировой прославились  Л. Корнилов, Н. Юденич, А. Колчак и другие блестящие военачальники, которые не изменили присяге и воевали потом против красных. Сегодня, по причине, мне неведомой, и нынешние историки избегают говорить о тех  героических годах. Им то какой резон сводить счеты с уже ушедшей в историю Империей? (Как то я уже сказал, что не вижу ничего плохого в этом названии  государства. Это была наша общая страна, раскинувшаяся на полсвета, и жили в ней  удобно и спокойно узбеки и русские, литовцы и украинцы, казахи и финны… ) Ну да ладно… Сейчас разговор об исторической памяти…
 
(Далее в тексте, если не обозначено особо, цифры и факты: Международная военно-историческая ассоциация, Российский государственный военно-исторический архив, «Washington Post», «Туркестанские ведомости», «Ойна», «Вакт», Н. Брешко-Брешковский «Дикая дивизия»).
 
Готовя этот текст, я беседовал с  нашим  историком. Который изучал историю сначала по советским учебникам, а сейчас и сам их пишет. В разговоре слова «колония», «колониальный гнет» были основными. Впечатление: подобного рода историки освободились  не столько от «советских идеологических оков», сколько от здравого смысла. И потому, прежде чем сказать, почему узбекские мужчины шли добровольцами на фронт, давайте вспомним о том, что им, вообще то, было что защищать.
 
Туркестанский край никогда не имел какого то «колониального» статуса. Сыр-Дарьинская, Ферганская, Самаркандская, Закаспийская и Семиреченская губернии входили в Туркестанское  генерал-губернаторство, жители которого имели ровно те же права, что и,  скажем, жители Иркутского или Приамурского генерал-губернаторства. Более того, учитывая ментальность и религию населения, самоуправления здесь было больше, чем в центральных губерниях. В «Положении об управлении Туркестанским краем»  заложены, в частности, такие нормы: ст.67 – «в городах устанавливается упрощенное общественное управление в лице избранного старосты», ст.71 – «заведывание частями города возлагается на аксакалов по выбору домовладельцев. Высшая политическая власть в городе (полиция и пр.) принадлежит старшему аксакалу из числа местных жителей», и т.д.  Администрация генерал-губернатора занималась строительством, инфраструктурой, геологией, медициной, образованием и не морочила себе голову другими проблемами.
 
За 50 лет после вхождения Туркестана в состав Империи страна вложила в местную инфраструктуру 150 млн. рублей (по нынешним ценам это 10 годовых ВВП Америки), да еще 164 млн. рублей только в железные дороги. В тот год, что в Европе появились первые паровые экскаваторы, они уже копали каналы в Голодной степи… В 1913 году в Туркестане было 6032 «мактаба» из 9723 во всей стране, 445 медресе из 1064.
 Ежегодные дотации в Туркестан составляли 3 – 5  млн. рублей. А первая прибыль в общую государственную казну  из Туркестана поступила только в 1909 году – 1 млн. рублей, так что о «нещадной эксплуатации» речь вроде бы не шла… 
 
Жители Туркестана – единственные из всего населения Империи - даже во время войны не платили военный налог (начали платить только в 1915 году).  За годы войны совокупные выплаты крестьянам России составили 2,5 млрд. рублей ( $ 1 триллион по сегодняшнему курсу). 11% от этой колоссальной суммы получили туркестанские дехкане. Цифры будут более значимыми, если вспомнить: населения в границах нынешнего Узбекистана тогда было всего 4,3 млн. человек.
 
Потому, когда с августа 1910 года в Туркестан под видом паломников прибывают турецкие агенты  (Турция – союзница Германии, и у нее на Туркестан свои планы: «Туркестан под властью Османской империи будет жить по предписанным свыше законам, и это хорошо!»), их аккуратно сдают  властям  сами дехкане. С 1914 года попытки организовать «пятую колонну» усилились: в разгар войны, летом 1916 года, в Ходженте и Джизаке начались волнения. Сыщики Охранного отделения (по их докладам – «при активном содействии благонамеренных дехкан») довольно быстро вышли на руководителей - это  один немец, два других европейца, два турка и шесть китайцев. Государственная Дума (парламент) и не подумала события замалчивать: в Туркестан срочно прибыли глава Мусульманской фракции Госдумы К.-М. Тевкелев и глава Трудовой фракции А.Керенский. По их докладу Госдума приняла несколько решений. Была подтверждена «недемобилизация» местного населения на фронт, а только на тыловые работы (вспомним, что классические колониальные державы Англия и Франция вовсе не стеснялись отправлять на фронт сикхов, сенегальских стрелков и др.). Каждого отправлявшегося на тыловые работы утверждала махалля, он был на полном гособеспечении, а семья получала его зарплату (сравним положение сегодняшних гастарбайтеров?) В результате только за 3 дня в Черняевском уезде Сыр-Дарьинской губернии записалось 10 тыс. человек… 
 
…Итак, война. В первый же день генерал-губернатор края генерал А. Самсонов отбывает на Западный фронт – теперь он командующий Второй армией. Вместе со своим генералом на фронт отправились  офицеры его команды, среди них трое узбеков. В  день, что объявлена война, хивинский хан генерал-майор  Сеид Асфандияр-Багадур объявляет в Хорезме мобилизацию и вечером шлет в Петербург  срочную телеграмму: выставляет против германцев 40 тысяч конников. Царь с благодарностью это предложение отклонил, но не стал возражать против добровольцев – это стало началом героической истории Текинского полка. Эмир Бухарский генерал-майор свиты Его Величества Саид Мухаммед Алимхан объявил своим подданным, что каждый, кто пойдет на фронт,  получит его благосклонность, а его семья – денежное вознаграждение. Все члены правящих династий Бухары и Хивы  - офицеры русской армии, и  они сразу же  оправляются в свои полки.  Газеты пишут, как «весело в железнодорожных вагонах, когда после разлуки  встречаются молодые друзья-офицеры хивинцы, кокандцы, бухарцы. У всех одна мысль –«надрать кайзеру Вильгельму з….!».  Мобилизации в солдаты так и не было, но добровольцев   оказалось так много, что пришлось по каждому выносить специальное решение… Архивы свидетельствуют: в армии было до 1,5 млн. солдат «тюркской национальности».
 
 
…Офицеров-мусульман было 269 человек, генералов – 13. Кажется, немного, но почти каждый из них покрыл себя славой. Внук Кокандского хана поручик 1-го Туркестанского артдивизиона Худоярхан Азаматбек получил Золотое Георгиевское оружие – его батарея, оставшись без прикрытия, в течение дня отбивала атаки неприятеля. Когда кончились снаряды, раненый поручик поднял оставшихся солдат в последнюю штыковую атаку,  зарубил шашкой несколько гренадер.  Худоярхана спасла атака подоспевшей пехоты. Он впоследствии  был командиром 3-го батальона 1-го Туркестанского корпуса в звании капитана. (У меня в блокноте выписки из архивов по крайней мере о десяти подвигах офицеров-узбеков).


 
 А закончу я вновь эпизодом из славной истории Текинского кавалерийского полка. После Февральской революции в полк прибыл представитель Временного правительства с целью принять у солдат присягу новой власти. Кавалеристы в строю. Перед строем – знамя полка. И тут представитель видит на знамени императорский вензель: «Снять!» Я, как понимаете, там не был, но вот в архиве остались слова командира полка полковника Н. Клюгельгена. Он говорил так, чтобы поняли солдаты, и в вежливом переводе с узбекского слова звучат  так: «Этот вензель дарован Государем императором мне и моим солдатам за кровь, пролитую во имя Отечества. И не тебе, собака, его снимать…»  Полк присягать не стал. Текинцы потом пробивались на юг России к белым, в январе 1918 года в Киеве были интернированы, какая то часть добралась, очевидно, до дома, до Туркестана. Но 40 солдат и офицеров оказались все таки в  Добровольческой белой армии.  Трое из них были личной охраной генерала Л. Корнилова (выходец из Туркестанской артиллерийской бригады)  и погибли вместе с ним.
 
Мы должны, обязаны продолжить эту тему. Впереди – разговор о походах 1-го и 2-го Туркестанских корпусов на Западных и на Кавказском фронтах, о том, как солдаты-узбеки сражались на Босфоре, в Месопотамии и едва не взяли Багдад (помешали политики), об их верности присяге и боевому братству.
 
До встречи здесь же,

Юрий Черногаев.

На фото:
Военый оркестр Эмира Бухарского в первые годы Первой мировой войны;
Солдат-туркестанец;
Мулла беседует с солдатами перед присягой.
http://www.e-reading.me/bookreader.php/29534/Kornish_-_Russkaya_armiya_1914-1918_gg..html 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

9769
80
Bach Hoosier22 сентября 2014, 14:06

Очень интересно, Юрий. Таких страниц множество, которые нужно писать, исследуя архивы, а не копипастить чужой бред. Спасибо.

Mamur Ibragimov22 сентября 2014, 14:20

Прочитал на 1 дыхании, удивлен что есть еще мыслящие и не одурманенные, рад что историю нельзя перетасовывать и подгибать под себя. Жду следующее издание.

Alexey Volkov22 сентября 2014, 17:48

Да, интересная статья.. побольше бы таких..

Slavick Slavick22 сентября 2014, 19:55

никакого отношения Текинский конный полк к Хиве не имеет, состоял из туркмен - текинцев

Юрий Черногаев22 сентября 2014, 20:39

Славик, советую посмотреть очень компетентный "Этнический атлас Узбекистана". В начале 20-го века не было сегодняшней четкой границы: здесь - туркмены, там - узбеки и т.д. Это Ленин со Сталиным по живому располосовали Туркестан, перетасовав все роды и племена. Как Вы, возможно, знаете, даже елиный сегодня узбекский народ включал в себя в то время десяток географически обусловленных народностей. Никто и не думал, что коммунисты нарисуют на карте вместо одного Туркестанского края несколько стран и поименуют народы заново, согласно изобретенной ими географии. И - изучайте историю, это и интересно, и полезно. Дерево ведь с корней растет...

Slavick Slavick22 сентября 2014, 22:46

Юрий Черногаев Хивинское ханство, к началу 1 мировой имело четкие границы, туркмены текинцы в эту территорию не входили. "Текинский кавалерийский полк (добровольцы-хивинцы и жители территории по обе стороны нынешней узбекско-туркменской границы)" - уже спорное утверждение автора. Статья преследует четкий смысл, ах какая Империя была доброй и гуманной, империя по умолчанию не может быть такой. Надеюсь автор в последующем попробует осветить, почему все таки не призывалось местное население в 1 мировую и восстания вспыхнувшие в последующем, хотя раз автор перескочил время расширения империи в центральной азии, я на это особо и не рассчитываю. И да я вам тоже советую учить историю, не только по атласам

Tashkent Person23 сентября 2014, 08:53

Согласен со Slavickом. Туркестан был захвачен силой и противники этой империи жестоко подавлялись. "Не колониальный" статус вначале был у Бухарского эмирата что то вроде Эмир правил как и раньше государством а внешнюю политику без уведомления и разрешения Петрограда (Императора) не мог.

Galina Nikitina23 сентября 2014, 11:19

to Slavick Slavick: Сошлитесь, что ли, на какой-нибудь источник и вы, а то пока с вашей стороны одни эмоции. Кстати говоря, я, читая очерк, увидела иной посыл. Похоже, без закидывания помидорами считается не комильфо.

Abdurashid Abdukarimov23 сентября 2014, 14:09

Материал бесспорно отличный. Только начали не с того места. Надо начать с господ-ташкентцев. И с того, как Черняевы и Фон Кауфманы штурмовали эти два ханства и эмират. Как Туркестанцы саблями и на конях шли против русских винтовок и артилерии. А на счёт исторического наследия как узбеки (как тут выше справедливо заметили кочевники-текинцы не имели вообще никакого отношения к осёдлым узбекам из долин) отстаивали свои крепости, а потом уже воевали за "ок пошшо". Было всё это уже и у Бехбуди, и у так называемых новых мусульманских просветителей джадидов (издававшаяся в Самарканде газета "Ойна", которую автор выше цитировал как раз жадидский орган, истоки джадидов на самом деле тянутся к Казани и тамошним мусульманам, которые пришли сюда со своими идеями, осталось вспомнить кто из тогдашних большевиков учился в Казанском университете и это уже тема отдельного разговора). Да и Абдулла Кадыри и Гафур Гулям прекрасно описывали как узбеки уходили на царскую войну и что потом с ними сталось. Просто это неизвестно автору и прочим русскоязычным соотечественникам, которые никогда не учились в узбекской школе и в руки произведений классиков узбекской и узбекской советской литературы за пределами школьной программы никогда не брали. Даже у недавно усопшего нашего современника Уткира Хашимова про это есть эпизоды. Так что говорить или писать о том, что мы узбеки чего-то там забыли это просто бред сивой кобылы. Мы помним, знаем, учили. Это просто некоторые малообразованные сограждане тупят... :)

Renat Nurullin23 сентября 2014, 15:38

Абдурашид, лично для меня ясно, что нет и не может быть государства свободного от геополитики и история - весьма разнолика и зависит от точки зрения очевидцев и сохранившихся свидетельств. Сильные государства завоевывают слабые. Это - закон развития. Завоевывать можно разными путями и с помощью различных средств - оружием, деньгами, технологиями, идеями и идеологиями. А можно использовать весь арсенал или его часть. Так что судьба Туркестана сложилась так, а не иначе. Прошлое можно использовать для созидательной ценли, а можно его использовать, чтобы нагнетать страсти, ссориться с соседями, раскалывать свое общества. Я ПРОТИВ ЭТОГО. Лучше использовать историю для созидания, укрепления связей, искать то, что объединяет людей и дает им надежду. Статья Юрия - спокойно описывает то, что было никого не унижая и излагая факты героизма туркестанцев. Это уже похвально. Если Вы можете тоже написать что-то созидательное, объединяющее и вдохновляющее - дерзайте, тем более, как вы пишете Я в своё время всё это ещё учась в школе читал, освоил, усвоил, сформировал своё мнение и постоянно его меняю исходя из поступающих материалов".....

Юрий Черногаев23 сентября 2014, 16:11

Славик, Ваши эмоции - зто уже хорошо, значит, Вы не равнодушны. Не то молчаливое большинство, при бездействии которого творятся все безобразия. По поводу Вашего ответа, мы рассматриваем только войну, и участие в ней наших соотечественников. О чем несправедливо забыли. Что же касается Вашего мнения по поводу национального состава Текинского полка, то все же остается моя просьба спокойно посмотреть источники, архивы. Это просто расширит Ваш кругозор. И даст возможность апеллировать "не горлом, а фактами" Если коротко, то вот хотя бы это: 1.Хивинское ханство простиралось от Мерва до Каспия и текинский оазис входил в эту территорию, 2. Один из самых знаменитых офицеров полка - это последний адъютант Лавра Георгиевича Корнилова Хан Хаджиев. Он - коренной хивинец. В Хиву же и вернулся после гибели Корнилова. Храбро сражался против красных. С помощью англичан с группой соратников был вывезен во Владивосток. Умер в Мексике в 1966 году (если не ошибаюсь в дате). У него есть отличная книга про Корнилова и про свой полк. Прочтите, надеюсь, ему Вы поверите. 3. В Текинском полку была отдельная "киргизская" рота, среди офицеров - семиреченские казаки и т.д. Не только текинцы там были. 4. По поводу мешанины национальностей, которая Вам мешает определиться - в архивах того времени узбеками называют только жителей Ферганской долины и юга нынешнего Узбекистана. Потому, когда мы говорим об наших соотечественника того времени, то берем за основу и нынешнее адм. деление, и исторические корни... И последнее - я придерживаюсь воззрений на Туркестан академика В. Бартольда. Вы имеете право быть с ним несогласным. Но это не значит, что только у Вас вся истина.

Abdurashid Abdukarimov23 сентября 2014, 16:17

Я не смогу писать куда бы то ни было, всё что думаю, до тех пор пока они даже обычные комментарии перлюстрируют. А они перлюстрируют. И статья Черногаева это гимн имперскому наследию страны, которая сегодня чёрт знает куда катиться. В общем, я бы написал, даже целую диссертацию, но, боюсь что за это меня самое малое остракизму подвергнут

Abdurashid Abdukarimov23 сентября 2014, 16:25

Это самое, стоп погодите. Какие наши соотечественники? Соотечественники это русское слово подразумевающее под собой людей, которые думают что все они русские и из одного отечества. Вы же тут всех туземцев, как их и описывал Бартольд мешаете под одну гребёнку. Вы меня извините, но это уже великорусский шовинизм. Рассматривать историческии реалии с точки зрения русской, российской императорской историографии и на основе советского архивного материала. Как мы уже выяснили: Узбеки были в кокандском ханстве, в Хивинском ханстве были хорезмийцы, текинцы и туркмены (ну там ещё каракалпаки и прочие были). В Бухарском эмирате были бухарцы и самаркандцы. А у Бартольда были как их то бишь? Туземные племена, туземное население, киргиз-кайсаки, кипчаки, и кто там ещё? Да, да как раз Ташкент был кипчакским поселением в составе Кокандского ханства и потому его и сделали столицей Генерал-губернаторства в пику гордым кокандцам воевавшим против экспедиционного корпуса.

Abdurashid Abdukarimov23 сентября 2014, 16:27

И кстати, насчёт Семиречья. Это вообще отдельная история, потому что Семиречье это нынешний СУАР. Отдельная тема разговора

Abdurashid Abdukarimov23 сентября 2014, 16:34

И это самое, лучше никак не использовать историю. Её лучше изучать и делать выводы. Инструментализация истории ещё никого до добра не доводила

Юрий Черногаев23 сентября 2014, 16:48

Абдурашид, ну это Вы круто пошутили... Это где ж Вы у меня нашли великорусский шовинизм? Зря Вы так... Никогда бы не подумал, что, обращаясь к памяти героев-узбеков (да, солдат русской армии, но это наша общая страна, вообще то), я окажусь под маркой шовиниста. Странно...

Махмудов23 сентября 2014, 17:05

Юрий, не обращайте внимания, не стоит бисер и т.д............

Abdurashid Abdukarimov23 сентября 2014, 17:16

Вся статья великорусский шовинизм. Акценты именно так поставлены. Чтобы оправдать тех придурков что и сейчас с русским оружием воюют на стороне русских. С какой стати нам были эти войны с Антантой, а теперь с осями зла или добра? С какого рожна там типы по горам и пустыням от Леванте до Гиндукуша и по бескрайним степям Украины бродят? Во славу русского оружия или Аллаха всепрощающего? Вот что мне видится в этой хрени. Хотели бы Вы вспомнить реально хорошее из того нашего прошлого, могли бы про Хусана-думу написать. Если читали про него.

Abdurashid Abdukarimov23 сентября 2014, 17:18

Это тоже самое что пытаться представлять Рамзана Кадырова реальным героем России.

Махмудов23 сентября 2014, 17:38

Люди, у нас не все такие как Абдурашид Абдукаримов, это скорее особо одаренное исключение

Furkat Fuzaylov24 сентября 2014, 01:57

На самом деле, в словах Abdurashid Abdukarimov есть резон. В статье видны нестыковки и несоответствия, если не сказать, подтасовки. Так, автор утверждает, что "Жители Туркестана – единственные из всего населения Империи - даже во время войны не платили военный налог (начали платить только в 1915 году)." Но позвольте, Первая Мировая началась в июле 1914 и продолжалась до ноября 1918. Таким образом, война шла 4,5 года, а военный налог не платился только полгода; корректно ли при этом делать широкое обобщение, что "Жители Туркестана – единственные из всего населения Империи - даже во время войны не платили военный налог "? Хотя в конце фразы автор уточняет, что с 1915 года налог начали взимать ("ложечка нашлась"), но осадок уже остался. Далее, автор утверждает, что "За годы войны совокупные выплаты крестьянам России составили 2,5 млрд. рублей ( $ 1 триллион по сегодняшнему курсу). 11% от этой колоссальной суммы получили туркестанские дехкане." При этом не уточняется, что за годы Первой Мировой войны рубль потерял 5/6 своего золотого наполнения (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8), и не сообщается, в какой период войны были совершены эти выплаты, кому и за что. Очень изящно на происки иностранных агентов списал автор и Среднеазиатское восстание 1916 г., на подавление которого была брошена целая армия в 30 тыс. человек с артиллерией, и жертвами которого стали по разным оценкам от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_1916_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0). Даже приведенные автором цифры вызывают определенные сомнения в равном подходе Империи к Средней Азии и другим регионам. Так, на "1,5 млн. солдат «тюркской национальности»" - "Офицеров-мусульман было 269 человек, генералов – 13. " Т.е. на каждого офицера или генерала мусульманина приходилось более 5 тыс. солдат - это больше пехотного полка того времени. Я не историк, все ссылки в моем посте - на русскую Вики, и за 15 минут поиска выясняется, что статья полна нестыковок и искажений. В результате, статья не тянет на историческое исследование, а больше похожа на имперскую агитку, как справедливо и замечает г-н Abdurashid Abdukarimov.

Said-Islombek Murodiy24 сентября 2014, 05:19

Не кажется ли Вам странным появление такой статьи именно сейчас? Да, каждый человек обязан знать историю своих предков, но в этой истории Российская Империя останется в роли аккупанта и захватчика. Это не изменить. Именно Российская Империя и далее Советский Союз в обоих воинах (1-ая мировая и ВОВ) выставляли "добровольцев" из Средней Азии в первые ряды как "пушечное мясо". Цель статьи явно не в почитании героев! Сомневаюсь, что те дотации дотянут хотя бы до десятой части вывезенных из Средней Азии природных богатств.

Galina Nikitina24 сентября 2014, 09:00

Вот так легким движением руки добровольцы с благородными порывами и всё-такое превратились в загнанных из-под палки на убой. Чёй-то грустно.

Abdurashid Abdukarimov24 сентября 2014, 09:20

Я сразу и сказал: Отдельные малограмотные граждане, которые не читали даже Гогу Хидоятова порют тут чушь про героическое наследие Туркестана мешая всё подряд в одну кучу. Каким образом при населении в 4.3 миллиона или сколько там реально отсюда могли 1,5 миллиона человек добровольцами ринутся на империалистическую войну за тридевять земель за неверных? Автору это невдомёк. Никакие "архивные документы" не смогут убедить меня даже, человека не особо набожного поверить в то, что полтора миллиона мусульманских мужчин (почти всё дееспособное рабочее население того периода получается) добровольно ринулось воевать за христианского белого царя в чужих землях. Это бред сивой кобылы.

Махмудов24 сентября 2014, 09:22

Юрий Черногаев: "Готовя этот текст, я беседовал с нашим историком. Который изучал историю сначала по советским учебникам, а сейчас и сам их пишет. В разговоре слова «колония», «колониальный гнет» были основными. Впечатление: подобного рода историки освободились не столько от «советских идеологических оков», сколько от здравого смысла. И потому, прежде чем сказать, почему узбекские мужчины шли добровольцами на фронт, давайте вспомним о том, что им, вообще то, было что защищать." Комментарии к данной статье это ярко подтверждают.

Abdurashid Abdukarimov24 сентября 2014, 09:30

Насколько мне помниться, даже в самой царской россии была армейская повинность. Когда из деревень мужиков забирали в солдаты. Насильно. Деревенский сход решал и отправлял. Когда случилась отечественная война 1812 года, да, тогда против бусурман ринулись крестьяне с вилами. Но, это было когда бусурмане пришли на русскую землю. А так, всё творчество русских писателей явно показывает как не хотел русский люд идти воевать и вообще к царю в солдаты. Только казачество всегда было готово отправиться воевать и то, не всегда. Опыт первой мировой и то как легко Будённый создал первую конную и Чапаевские отряды наглядно показывают как те же казачки живо повернули шашки против царя, как только им комиссары пообещали конец войны, заводы рабочим, землю крестьянам. И что, мы тут должны верить в лапшу про то, что узбекские дехкане побежали бросив семью, детей и виноград с пловом воевать против германцев? Да чёрта с два. В классическом произведении Гафура Гуляма "Озорник" есть конкретные эпизоды как духовенство читает газеты про сводки с фронта, как германского царя обозначают, как мулла покупает на базаре срезанные с мёртвых на войне сапоги и дарит их Озорнику. У Абдуллы Кадыри есть несколько предложений про то, как сын героев его романа впоследствии уходит на войну (там именно первая мировая по времени) и погибает там. Тем самым заканчивая весь свой род. Далее у Гафура Гуляма опять же есть печальнейшая повесть "Нетай", про то как девочку испортили. И там всё насквозь видно. И просто стоит вспомнить реальную историю восстания сапёров в Ташкенте. И после этого я тут должен верить в 1,5 миллиона туркестанцев добровольно побежавших воевать за Веру, Царя и Отечество? А может кому-то просто этого так хочется?

Михаил Якубов24 сентября 2014, 09:32

23 года независимости дают свои плоды, которыми кормят 30 миллионов.

Махмудов24 сентября 2014, 09:37

Абдурашид Абдукаримов и какие выводы вы делаете? Что погибшие на этой войне жители Узбекистана недостойны памяти и уважения?

Махмудов24 сентября 2014, 09:52

Что вы копаетесь в каких то деталях и во всем видите аккупантов. Даже смешно. Основной посыл статьи - уважение к памяти павших соотечественников.

Abdurashid Abdukarimov24 сентября 2014, 10:06

Дорогой господин Махмудов, поздравляю Вас, Вы просто идиот. У Геббельса тоже была пропаганда. Тоже насчёт таких же вещей. Соотечественники, это те, кто сейчас пытаются по программе переселения в РФ обосноваться. Память предков это совсем иное дело. И подобные памфлеты её только оскверняют своей некомпетентностью и подтасовкой фактов. Не знаю по незнанию ли, или по идиотизму как у Вас.

Ahad Papu24 сентября 2014, 10:21

Статья сплошное вранье . Расчитана на тупость обывателя.который не видит даже противоречий в самой статье. В общем чисто русская пропагснда

Timur Timurov24 сентября 2014, 10:24

bdurashid Abdukarimov24 сентября 2014, 10:06 Дорогой господин Махмудов, поздравляю Вас, Вы просто идиот. Откуда в Вас столько злости, Абдурашид? Махмудов прав, что необходимо проявлять уважение и отдавать дань памяти нашим соотечественникам. Наша история навсегда останется с нами. В ней были и тёмные, и светлые страницы. К светлым страницам относится и хлебосольность нашего края, и готовность к самопожертвованию, и искреннее дружелюбие. Да, имели место не самые достойные события сто и более лет назад. Это факт. Но были и достойные. Взять хотя бы ту страшную эпидемию малярии в начале прошлого века. Если бы не врачи, приехавшие сюда из-за границы (скажем именно так, корректно), то она уничтожила бы огромное количество местного населения. Это факт. Как быть с отстройкой практически с нуля нашего прекрасного города после землетрясения? Одни бы мы не справились. Поговорите с людьми, которые были современниками той поистине великой стройки. Люди искренне были рады как помогать, так и принимать помощь. Вместе с тем были и страшные перегибы с хлопком, и не самые светлые моменты, связанные с послереволюционными событиями. Это нужно знать, помнить, а не проявлять агрессию по любому поводу.

Timur Timurov24 сентября 2014, 10:28

Ahad Papu24 сентября 2014, 10:21 Статья сплошное вранье . Расчитана на тупость обывателя.который не видит даже противоречий в самой статье. В общем чисто русская пропагснда. Уважаемый Ahad Papu24, пропаганда чего? Уважения к памяти предкам? Это хорошая пропаганда, поверьте. Наши предки - достойнейшие люди и уважение к их памяти - хорошая черта. А вот делить людей на "чеченцев", "русских", "узбеков", "чукчей", "калмыков" и "башкиров" - не самое достойное занятие. Моя частная точка зрения.

Timur Timurov24 сентября 2014, 10:38

В любом обществе существуют люди, которых невозможно переубедить тоннами фактов. Зачастую это эдакие "озлобленные неудачники", которые склонны винить в собственных неудачах весь окружающий их мир. И именно такие люди в большинстве своём, уезжая из Узбекистана на ПМЖ, начинают поливать его грязью. Поливать грязью невзирая на то, что выросли под этим небом и ели хлеб этой земли. Также есть подобные люди и у нас, которые с пеной у рта поливают грязью русских (путая их с россиянами). Для таких людей "русские" - это и украинцы, и белорусы, и поляки, и греки, и молдаване и прочие народности. Обращать на таких людей внимание и пытаться их переубедить - пустая трата времени. Уверен, что большинство разумных людей придерживается именно такой позиции.

Said-Islombek Murodiy24 сентября 2014, 10:42

Не нужно трогать нашу Независимость! Именно благодаря Независимости восстанавливается память о наших истинных героях и достижениях наших предков, наша истинная история, наша культура, которые и в советские, и в во времена Российской Империи пытались всячески стереть.

Abdurashid Abdukarimov24 сентября 2014, 11:05

Я умываю руки. Люди, откройте книжки и почитайте. Там всё давно написано. И про как после землетрясения 1966 года сюда понаехали "специалисты" и как им давали квартиры тоже кстати. У того же Уткира Хашимова, наглядно так написано всё.

Маматкул Пирматов24 сентября 2014, 11:13

Саид-Исломбек Муродий, Вы немного загнули не туда.... Где это Вы увидели покушение на нашу Независимость? Вы что - провокатор? Статья - это попытка проявить уважение к памяти погибших соотечественников (хочу пояснить отдельным гражданам, что слово соотечественник обозначает человека, который имеет одну Родину с тем, кто его так называет. Здесь кое-кто пытался спекулировать, что если "соотечественник", то русский!!! Глупость совершенейшая!!!), погибших во время Первой Мироовой. Идея прекрасная и достойна поддержки. Именно Независимость дала свободу слова и творчества - творите, пишите. Смотрите чуток дальше своего носа. Здесь нет пропаганды и никто не агитирует за Россию. Хотя, возможно, из всех возможных партнеров - россияне не самый плохой вариант. Они не сдавали своих, как например другая большая держава. Китай - тоже партнер, но о котором мы не знаем ничего, кроме того, что нам дозволено знать. А без партнерства - нельзя! Лучше дружить со всеми, мирно РЕШАТЬ свои проблемы. И не надо постоянно впадать в истерику каждый раз, когда люди пытаются отыскать в истории что-то доброе...

Timur Timurov24 сентября 2014, 11:14

Abdurashid Abdukarimov24 сентября 2014, 11:05 Я умываю руки. Люди, откройте книжки и почитайте. Там всё давно написано. И про как после землетрясения 1966 года сюда понаехали "специалисты" и как им давали квартиры тоже кстати. Согласен с Вами на все 100%, уважаемый Абдурашид. В любое время есть такие люди. Однако подавляющее большинство квартир в то время получили истинно в них нуждающиеся. Во время второй мировой войны моя бабушка от звонка до звонка отстояла у станка, делая тяжеленные мины. А её подруга с помощью влиятельного отца получила назначение на фабрику и пришивала там пуговицы к бушлатам. Сейчас же речь идёт о памяти достойным людям. И она должна быть вечной.

Timur Timurov24 сентября 2014, 11:16

Маматкул Пирматов, согласен с Вами. Нужно быть толерантным, смотреть в будущее и стремиться сделать жизнь своей страны лучше.

Rustam Jalil24 сентября 2014, 13:37

Я не разделяю резкость Абдурашида, но вполне согласен, что материал имеет лишь одну цель: показать что узбеки и прочие азиаты в Росс.империи жили как сыр в масле, высоко ценились, на войну призывались, и сами мол неплохо себя вели по отношению к "царю-батюшке". И в историческом казалось бы материале есть отсылка к современности (сравнение благоденствия среднеазиатских мусульман за счет имперских дотаций с гастарбайтерами нынешними).ну и т.д. Так же как и привязывают к современной ситуации любого исторического деятеля вынужденно по каким-то соображениям отзывавшегося лестно о Росс.империи или призывавшего к компромиссу. А как не призывать к компромиссу было? Коли Скобелев за сопротивление взял да и уничтожил все население Гок-тепе. А Буденный позже равнял с землей кишлаки за сотрудничество с муджахидами (которых обзывают поныне в русской историографии басмачами). Для сравнения (коли уж сравнения пошли). На Балканах только в боснийской и отчасти румынской историографии существует возможность позитивно оценить Османскую державу. А ведь в принципе все народы Балкан, и христианские в том числе вполне безбедно и безопасно жили в составе этого государства. Только балканские мусульмане могут иногда с ностальгией вспомнить, хотя и румыны еще с соц.периода прямо писали что Османцы помогли сохранить им (румынам) культуру и этническую идентификацию и даже собственные институты власти. Чего их хотели лишить Российская и Австрийская империи. Но что характерно: даже в Болгарии, где о турках не принято хорошо говорить существует добровольное движение как бы мы это назвали исторических реконструкторов, которые увлечены турецким оружием, доспехами, победами османской армии. Они считают это и своим культурным наследием. И это не мусульмане кстати. Между прочим и сербы и болгары - христиане участвовали во многих войнах на стороне Османов как солдаты. И еще отдельно для Абдурашида: лучше пасть на поле сражения за Всевышнего, чем за белого или любого другого царя или президента! Это наши предки знали назубок!

Маматкул Пирматов24 сентября 2014, 15:04

Рустам Жалил, Вы из тех, кто видит то, что хочет видеть и заранее настроен против любого доброго слова о соседях что-ли? Где здесь написано, что азиаты и прочие жили как сыр в масле? Никогда и нигде обычный человек не жил "как сыр в масле". Такого нет и не было нигде. И скажу вам, что этого не будет нигде и никогда!!!! Здесь я не увидел и ностальгии, которая Вам примерещилась.... Ну, почему во всем видеть провокацию и зло? И вообще не надо ни за кого погибать. Даже и за Всевышнего, за что Вы ратуете. Где теперь Ваши и наши предки? Они оставили после себя то, что оставили и мир их праху, не надо их тревожить... Жить надо. Один раз живем. Живите ради себя и своей семьи. Учиться надо жить хорошо при любом строе и любом начальстве. И не нужно НИКАКИХ СРАЖЕНИЙ. Видим, что творится в Ираке, Ливии и других странах..... И видим, что пока люди хорошо живут в Скандинавских странах, Австралии, Новой Зеландии, США и некоторых странах Европы... Работать надо - где есть работа - в России, Казахстане, Корее, здесь, если повезет.... Не надо копить и растить в себе зло, не надо отравлять свой мозг ненавистью... Ненависть - до добра не доводит. Так я полагаю....

Timur Timurov24 сентября 2014, 15:16

Предлагаю подытожить диспут. Огромное спасибо Юрию Черногаеву за статью. Огромное спасибо Анхору за Юрия Черногаева. Тема интересная, тема заслуживает внимания. Давайте будем разумными людьми, достойными наших предков. Давайте знать историю и относиться к ней с уважением. Давайте не будем оскорблять друг друга и не искать за каждым кустом "желающих нас обидеть". Всем светлого и мирного неба над головой, а от Юрия ждём обещанного продолжения.

Маматкул Пирматов24 сентября 2014, 15:22

Спасибо, Тимур. Полностью Вас поддерживаю. Нам всем жить в этой стране, поэтому давайте жить дружно и, даже если спорить, то без фанатизма и оскорблений! Дискуссия была очень полезна. Полагаю Ю. Черногаев учтет все деликатные моменты дискуссии и напишет хорошее продолжение! Удачи Юрий и творческих успехов!

Abdurashid Abdukarimov24 сентября 2014, 15:26

Если б статью написал вчерашний школьник или студент, ему было бы простительно. Почитал тут и там, опросил ангажированных историков и выдал. Но когда такую околесицу пишет человек, который наверняка сам был в составе КПСС и раньше в каждой статье писал про успехи партии и всё такое, а сегодня он мол против замалчивания коммунистами Юденичей и Корниловых... В общем, завтра смениться вектор партии и на чью мельницу тогда будем лить воду?

Said-Islombek Murodiy24 сентября 2014, 15:32

Маматкул Пирматов, это никакая не провокация! Упаси Господь! Это был ответ на коммент Михаила Якубова. Выразил своё мнение, которое заключается в том, что название статьи одно, а содержание и цель другие. А с Вами абсолютно согласен, что отношения нужно выстраивать со всеми хорошие и дружеские. А такие комментарии типа "23 года независимости дают свои плоды, которыми кормят 30 миллионов." считаю неуместными.

Timur Timurov24 сентября 2014, 15:45

Не отрицая своего предложения подытожить диспут и специально для Абдурашида: Статья "Алокабанк выделил на «второе пришествие» МТС 500 млрд. сумов". Ваш комментарий: "Откуда у банка столько средств лишних взялось?". Статья "Обладатели дипломатических паспортов могут летать в Латвию без визы". Ваш комментарий: "Знаем мы кому и зачем это надо". Статья "Чем занимаются люди в Узбекистане?". Ваш комментарий: "А куда делись 5 миллионов мигрантов?". И это только за последние пару дней. Полагаю, что комментарии излишни. Есть лишь пожелание: будьте чуть добрее и позитивнее, Абдурашид. При большом желании даже в улыбке младенца можно найти негатив.

Timur Timurov24 сентября 2014, 15:50

P.S. Излишни не Ваши, Абдурашид, комментарии, а комментарии в отношении Ваших комментариев. Да простят меня присутствующие за формальную тавтологию. ))

Уктам Матякубов25 сентября 2014, 01:39

спасибо за статью.много читал про первый мировой смотрел документальные фильмы.но представить не мог что на войне участвовали узбеки.нода гордиться ими а не обсуждать

Уктам Матякубов25 сентября 2014, 01:44

Юрий как называется книга хан Хаджиева?

Abdurashid Abdukarimov25 сентября 2014, 08:50

Безграмотность большей части населения, малограмотность пищущей её части доведут эту страну до полной анархии. И пока подобные опусы будут нас двигать не в ту сторону, я оставляю за собой право высказать собсвтенную точку зрения, которая для меня лично намного ближе к истине. А эта статья полна искажений исторической действительности. Неужели никто и никогда не читал или просто слышал про Хусана-думу?

Timur Timurov25 сентября 2014, 08:57

Уважаемый Абдурашид. Согласен с Вами, что безграмотность ни к чему хорошему не приведёт. Однако непозволительная агрессия - куда более негативная вещь. Уверен, что Ваши слова в отношении Махмудова ("Дорогой господин Махмудов, поздравляю Вас, Вы просто идиот".) - яркий пример такой вот непозволительной агрессии. Надеюсь, что Вы грамотный и разумный человек и понимаете, что я хочу сказать.

Timur Timurov25 сентября 2014, 08:59

А в ту или иную сторону нас двигают не какие-либо опусы или иные внешние факторы. В ту или иную сторону нас двигают наше воспитание, мироощущение, наша система ценностей. Внутренняя составляющая человека всегда выше внешних факторов.

Abdurashid Abdukarimov25 сентября 2014, 12:08

Дорогой Тимур Тимуров (уж простите за тавтологию), но миром движет именно агрессивность. Воспитание, мироошущение и прочие системы ценностей тянут нас назад в средневековье. Всё это бред придуманный церковниками и прочими служителями разных культов. Человечеством всегда движет именно агрессия. Угроза. Угроза вымирания, конкурентная межвидовая борьба сделала из обезьяны человека. Хотя нет, это ещё раньше, одни организмы вследствие поглощения другими вымирали, а те кто был поумней выбирались из воды на сушу, лезли на деревья, а потом встали на задние лапы, наконец взяли дубинки и так далее. Я не вижу в этом ни плохого, ни хорошего. Но, имено агрессия и движет до сих пор весь этот ваш прогресс и цивилизацию вперёд. Сидели бы мы мирными сусликами в норах, не было б ни одной цивилизации. Так что не надо выдавать желаемое за действительное и читать лекции по миролюбию и спокойствию. Это сказки для детей до 3 лет.

Timur Timurov25 сентября 2014, 12:30

Глубокоуважаемый Абдурашид. Есть очень хорошее выражение: "Не спорь с некомпетентным человеком. Он попытается опустить тебя до своего уровня и там задавит опытом". )) Считаю возможным привести всего лишь два Ваших тезиса, которые подтверждают мои "опасения": 1) "Соотечественники это русское слово подразумевающее под собой людей, которые думают что все они русские и из одного отечества". Комментарии излишни. Уверен, что данная фраза свидетельствует о Вашей образованности. 2) "...миром движет именно агрессивность. Воспитание, мироошущение и прочие системы ценностей тянут нас назад в средневековье. Всё это бред придуманный церковниками и прочими служителями разных культов". Смею заметить, что мироощущение и система ценностей есть у каждого человека. Именно они и делают его личностью. Агрессия - часть системы ценностей. Человек не может быть невоспитанным. Он может быть воспитанным плохо. Человек не может не иметь систему ценностей. Каковы эти ценности - это совершенно иной вопрос. Агрессия - Ваша ценность, судя по Вашей прямой речи. Не исключаю, что это результат просмотра НТВ и малобюджетных боевиков.

Маматкул Пирматов25 сентября 2014, 12:34

Уважаемый Абдурашид, конечно, говоря современным сленгом - лохом и тюрей быть не надо. Но правильная агрессия - это превосходство интеллектуальное, организационное, техническое и технологическое. И поступки - полезные для себя и с наименьшим вредом для окружающих. А тон и слова - исключительно любезные и вежливые. И если у Вас нет возможностей быть лучше интеллектуально, технически, технологически, то Ваша агрессия может напороться на ответку и Вам разобьют нос, пошлют в глубокий нокаут. Неужели Вы изберете этот вариант? Надеюсь Вы меня до такой степени не разочаруете....

Махмудов25 сентября 2014, 13:21

Агрессия, это - прогресс, разве? Будем агрессивными - будем жить лучше? Врятли

Abdurashid Abdukarimov25 сентября 2014, 13:25

Я что-то не понял, мы тут меня, моё воспитание, образование или техническое превосходство (я не агент Борн) обсуждаем или плохую статью, пропитанную шовинизмом и где переврали или исказили буквально каждый факт? Я достаточно читал о Ходже Насретдине и потому мне всё равно что скажут или подумают миллионы умников. Как говорил один философ: Сократ мне друг, но истина дороже. Попробуйте поднятся до моего уровня и задавить меня фактами, ссылками и цитатами. А давить на мораль у нас итак государство имеется. Они там этим занимаются без устали и без толку. И конечно, каждый ведь судит по своей колокольне? Так вот, я перечитал снова произведения к которым я отсылал выше. Вернее те места, где я говорил, что всё уже описано. Так и есть. Советую и вам всем побольше читать классику узбекской литературы, и тогда возможно, вы поймёте какой бред тут в статье описан. Приведу лишь маленький отрывок: Куса-маддах налил пиалу чая, промочил горло и встал, опираясь на трость. Потом, не торопясь, обошел весь круг (мы с Убаем успели уже пробраться в первый ряд), осмотрел собравшихся и вернулся на свое место. Все замерло. Он поднял руку и крикнул хриплым голосом: — Эй, люди, прежде всего, садитесь, не стойте на ногах, словно каменные боги язычников! Ответом ему был дружный шум, все уселись там, где стояли. Мы тоже сели, развалившись, насколько позволяло место. — Браво! — воскликнули ученики проповедника таки-ми визгливыми голосами, что их небось услышали даже на Шейхантауре. Куса-маддах между тем продолжал: — Извещаю вас, что среди собравшихся немало наших братьев мусульман из Самарканда и Бухары, из Катта-кургана и Уратепы, из Ферганы и Ходжента! Они приыли в наш подобный раю Ташкент! — Толпа негромко загудела и смолкла. — А теперь я представлю вам вашего покорного слугу! Я родом из Бухары, из махалли Казагаран. Меня зовут Хаджи Наджмиддин ибн Салахиддин, наш достопочтенный отец тоже был славнейшим проповедником во времена эмира Музаффара! Через семнадцать поколений мы связаны с Мавлоно Хусаин-ваизом Самарканди. Этот почтеннейший предок процветал при Хусейне Байкаре, великом тимуриде… О, золотые времена! Книга «О благодетельной нравственности» написана им, почтеннейшим, а я прихожусь ему семнадцатым внуком! Кто усомнится в этом, да почернеет, как котел, а душа его да горит огнем, как тандыр! Аминь! Ученики тоже завизжали: — Аминь! Да подвергнется тленью!.. — Теперь перейдем к делу, — сказал Куса-маддах уже другим тоном. — Аллах в своем Священном писании предписал рабам своим повиноваться троим. Во-первых, ему самому — благословенному и всевышнему. Мы сотворены его могуществом и обязаны повиноваться ему ежечасно, ежеминутно, ежесекундно! — Дуст, дуст, обязаны! — завизжали ученики, а калан-дары загудели: — Хак, хо, хув… Куса-маддах остановил их жестом и продолжал: — Во-вторых, благослови его господь и приветствуй, нашего пророка Мухаммеда Мустафу, посланника аллаха! Мы должны повиноваться пророку и свято соблюдать каждую его заповедь. Да будет благословен его чистый дух! — Хай, хай, да будет благословен, аминь! — пискнули ученики, а калан дары снова выпустили на волю свой трубный глас, восславляя аллаха и пророка. Но проповедник опять остановил их взмахом руки. — В-третьих, — заговорил он еще более громко и хрипло, — нашему великому императору, белому царю, его величеству Николаю Романову, который, как сказал аллах в своем Священном писании, является тенью бога на земле, да не оставит нас его милость… — Да не оставит, — запели ученики, — является тенью, аминь, является тенью-у-у… — И каландары затянули свое: «Государь, внемли моим нуждам, государь, будь ко мне милосерд, ху-ху…» — Да будет тысячу лет неколебим двор нашего великого Николая, его министры и советники, аминь! — Ученики завелись было, боясь упустить такой удобный случай, но он не дал им даже развернуться. — В эти дни, — продолжал он зловещим голосом, — несчастный вражеский царь Герман направил против нашего великого императора стотысячные войска, облаченные в семь панцирей, снабженные пушками и летающими машинами, принес народу неисчислимые бедствия! Каждый мусульманин в эти дни особенно обязан повиноваться великому царю и его любому повелению. Аллах сказал: какой бы веры ни был ваш царь, повинуйтесь! Но, слава аллаху, наш царь и его министры придерживаются веры Святого писания, святого Мессии. Разве Иисус не пророк божий? Наш великий царь и его двор не являются неверными, они получили книгу откровений до Мухаммеда, запомните это, и повинуйтесь нашему царю, окажите ему помощь в дни великих битв. Аминь! И предупреждаю вас, не поддавайтесь подстрекательствам босоногих бездомных плутов, неверных мастеровых, тайных врагов, которые бродят среди вас. Всех этих нечистых возмутителей, где бы вы их ни встретили, задерживайте и отдавайте в руки городских властей, его превосходительству господину полицмейстеру и его полицейским… Пусть подстрекатели подавятся камнями! Аминь! Аминь! Аминь! Ну, тройной «аминь» ученики и каландары сочли поистине сигналом свыше и выдали в ответ такую порцию воплей и визга, что окрестные стены дали трещины: — Аминь, пусть подавятся, пусть подавятся, ами-инь! На этом первая часть проповеди закончилась, и Кусамаддах перешел к разным текущим вопросам, проливая на них лучезарный свет шариата. С какой целью следует заходить в отхожее место? Если в проточную воду попали нечистоты, сколько раз они должны перевернуться, чтоб проточная вода снова стала чистой? Может ли едущий верхом на лошади приветствовать того, кто едет на осле? На которую ногу надо сначала надевать кавуши, вставая утром, на правую или на левую? Попадут ли в рай швеи и парикмахеры? Можно ли есть пищу, приготовленную в плоском русском котле? Является вор рабом божьим или нет? Дозволено ли шариатом есть картошку? Надо правду сказать, все эти труднейшие проблемы Куса-маддах щелкал, как орешки, но нас с Убаем они что-то не волновали. — Слушай, Убай, — сказал я ему тихонько, — по-моему, во всей этой чепухе вкусу не больше, чем в мороженом огурце. Что это он несет? — Я тоже не пойму, — сказал Убай. — Чего он так раскудахтался насчет белого царя и чиновников, взятку, что ли, от них получил?. — Может, пойдем отсюда? — Ты что, с ума сошел, разве выберешься!.. А потом, знаешь, самое интересное — это когда маддах деньги выпрашивает. Лучше цирка! Интересно, дошел он уже до того места, когда начинают деньги просить? — Э, ничего ты не знаешь, — сказал я. — Разве после такой проповеди деньги просят? Это когда сказки рассказывают, вот когда. Дойдет до самого интересного места, все ждут, что дальше будет, тут-то он остановится и давай деньги требовать! Гафур Гулям. "Озорник".

Timur Timurov25 сентября 2014, 13:33

Основные мировые религии отрицают необходимость агрессии, величайшие умы за всю историю человечества признавали агрессию деструктивной, вся система общечеловеческих ценностей строится на неприятии агрессии - будь то агрессия на общемировом уровне либо на локальном, в семье, между людьми. Но всегда были, есть и будут люди, для которых агрессия - это норма. Во многих случаях это всего лишь вариант психического нездоровья человека, зачастую - воспитание, среда обитания, отсутствие достаточного уровня интеллекта. Хорошо уже то, что таких - меньшинство.

Timur Timurov25 сентября 2014, 13:38

Здорово, что Вы столь увлечены художественной литературой, Абдурашид. Но ссылаться на неё, как на первоисточник в обсуждении вопросов истории - не самая лучшая идея. И если уж речь зашла об истине, то одна из таковых - это Ваши недопустимые оскорбления в адрес читающих эту статью. Посему Ваше воспитание и было затронуто.

Махмудов25 сентября 2014, 13:39

Сатирическая повесть советского периода, естественно о царе в то время.

Маматкул Пирматов25 сентября 2014, 13:41

Абдурашид, будьте адекватны.... Это в Вас сидит перепуганный, неуверенный в себе ребенок, который каждый шорох воспринимает как гром небесный и посягательство на его игрушки. Вы видите то, что хотите видеть. Ради Бога... Если бы те государства имели интеллектуальное, организационное и прочее превосходство - возможно история сложилась бы иначе. Надо честно признать, что превосходство было не на стороне Бухары, Хивы или Коканда. Отсталые были они во многом - это же ясно из их краха, из краха того образа жизни, который не выдержал конкуренции и борьбы за выживание. Кстати, именно за это же Вы ратуете? В статье нет шовинизма, однако в Вас ярого, безосновательно агрессивного национализма и старых обид на что-то, похоже, немало... Может не сбылись какие-то Ваши мечты тогда, а может сегодня плохо живете? Так все - в Ваших руках, уважаемый....

Timur Timurov25 сентября 2014, 13:43

"Махмудов25 сентября 2014, 13:39 Сатирическая повесть советского периода, естественно о царе в то время." Нет, уважаемый Махмудов... Вам никогда не подняться до уровня Абдурашида... ))))

Махмудов25 сентября 2014, 13:45

)

Abdurashid Abdukarimov25 сентября 2014, 14:03

Да уж... Народ у нас тёмный, переделать его невозможно. Почему говорит премьер Степаша? Потому что народ Хрюша.

Timur Timurov25 сентября 2014, 14:06

А Вы хотели бы переделать наш народ, Абдурашид? Иными словами, Вас многое в нём не устраивает, раз имеет место термин "переделать"?

Махмудов25 сентября 2014, 14:11

Может немного не в тему ну вот: Одна проблема в двух мирах Английский форум Боб: Эй, Парни! Привез домой новый телевизор, а он не работает. Вообще не включается. Что нужно делать в таком случае? Алиса: Посмотри, а ты до конца вставил вилку в розетку? Боб: Упс! Какой я тупой! Я ее вообще не вставил! Спасибо, Алиса! Наш форум Петя: Кажется, я «попал», привез домой телевизор из магазина, а он даже не включается. Что делать? Вася: RTFM Коля: А что, поиск по форуму уже отключили? Петя: Поиском пользоваться умею. Ничего не нашел. Кто-нибудь еще ответит что-то внятное? Что такое RTFM? Коля: А что, гугль уже отменили? Вася: RTFM означает, что только тупой русский юзер включает аппарат, не прочитав инструкцию. Петя: Можно подумать, что я тупой! Я конечно прочел инструкцию, но он ВООБЩЕ не включается, инструкция тут не поможет. Алиса: А может ты просто плохо воткнул вилку в розетку. Вася: Спасибо, Алиса, от души посмеялся. Коля: Воистину говорят, подпусти женщину к технике, будет веселье. Евгений: Да какая это женщина. У нее только 1 пост и зарегистрировалась только сегодня. Ясно, что чей-то виртуал, специально под другим ником сюда вошел. Позовите модератора! Модератор: Пользователь Алиса – забанен! Петя: Ребята, а мне что делать? Вася: Сдавай телевизор назад в магазин, по закону о правах посетителей имеешь право поменять на исправный. Саша: Не паминяют, сложные тихничиские изделия не подлижат обмену и здаче. Сергей Петрович: Это касается только изделий надлежащего качества, а сломанный телевизор – ненадлежащего качества, так что – поменяют. Саша: Чем нисти брет, пачитайти закон. Я знаю что гаворю, я глова юридичиской фирмы. Вы опсалютно никампитентны! …………………. Далее, на 168 страницах идет обсуждение и толкование закона о правах потребителя …………………. Сергей Петрович: Значит так, Петя, звоните, помогу с претензией и с экпертизой, телефон отправил в личку. Петя: Огромное спасибо Сергею Петровичу, всего за 3000 рублей он помог написать претензию и нашел лизензированную эспертную фирму. Теперь телевизор работает. Вася: По гарантии починили? Петя: Нет, эксперт его как включил, так он сразу же и заработал. Возможно, была временная неисправность. Вася: Плавающая неисправность самая поганая. Он так и будет то работать, то не работать. И хрен что докажешь. Петя: И что делать? Вася: Лучше сейчас капитально сломать, пока на гарантии, чтобы гарантировано по гарантии отремонтировать. Могу помочь, надо просто статический импульс на вход подать. Петя: Огромное спасибо Васе! Он капитально сломал мне телевизор и не взял за это ни копейки. И так квалифицировано сломал, что в гарантийной мастерской случай признали гарантийным и взяли в ремонт. Теперь плавающая неисправность будет ликвидирована.

Timur Timurov25 сентября 2014, 14:13

Приношу свои извинения, но складывается впечатление, что Вы на самом деле имеете какие-то застарелые обиды. Причём обиды в принципе, а не кого-то конкретно. Называть народ тёмным, а собеседников - идиотами, использовать обороты уровня "Степаша-Хрюша " (а-ля программа "Аншлаг") и "давить на мораль"... Складывается не самое позитивное впечатление, Вы уж меня простите за столь субъективную оценку.

Timur Timurov25 сентября 2014, 14:14

P.S. В адрес уважаемого Абдурашида ранее сказанное.

Furkat Fuzaylov25 сентября 2014, 18:31

Странная дискуссия получается. По теме высказывается в основном Abdurashid Abdukarimov, остальные предпочитают обсуждать Абдурашида или вообще отвлеченные темы. Явный признак того, что с точкой зрения Абдурашида несогласны, но сказать нечего.

Timur Timurov25 сентября 2014, 19:46

Furkat Fuzaylov25 сентября 2014, 18:31 С удовольствием обсудили бы данную статью с Абдурашидом, если бы он не называл бы собеседников идиотами, а народ - тёмным и не приводил бы в качестве аргументов цитаты из художественной литературы. Согласитесь, Фуркат, что подобный подход к дискуссии - не самый заслуживающий уважения.

Timur Timurov25 сентября 2014, 19:52

По теме же было достаточно сказано в начале данной дискуссии. Однако далее пошли агрессия, оскорбления и иже с ними. Все вопросы - к их источнику. В любом случае, Анхор - молодец, что затронул тему нашей истории. Её непростые страницы способны научить нас терпимости, миролюбию и толерантности.

Махмудов25 сентября 2014, 21:28

Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос. © Омар Хайям

Tashkent Person26 сентября 2014, 09:08

А мне кажется что уж много манкуртов завелось унас в обществе и подругому это не назвать извините если кого то это задело. Я прочитал все комменты господина Abdurashid Abdukarimovа и многие из них схожи моим взглядам. Все могут кидать грязь в правду и искажать её но не все способны сохранить её чистой. Спасибо Вам Abdurashid Abdukarimov ака

Маматкул Пирматов26 сентября 2014, 09:30

Статья призывает помнить людей, которые в конкретной исторической обстановке, в конкретных обстоятельствах и при существовании конкретных на ТО время шкалы моральных ценностей поевели себя ДОСТОЙНО. И все. Все остальное - это тараканы в голове и высосанные из пальца обвинения, настоенные на старых обидах. 23 года живем в условиях нашей Независимости - для Вас, кто до сих пор лелеет обиды было мало времени хорошо устроиться в жизни? Кто Вам мешал? Так что читайте то, что написано, а не то, что Вам примерещилось...

Лариса Бабиенко27 сентября 2014, 03:40

Начнем с того, что религии не во всех своих моментах были мирными, а тем более - Коран, в котором то и дело говорится об одном: джихад во имя Аллаха и убей неверного. Да еще бей женщин, в суре 4. Религии ссорили человечество на протяжении столетий, а о мире говорили только на уровне своей махалли, своей общности. За стенами которой все добро друг к другу пропадало. А Талмуд каков! "Только иудеи люди, остальные - животные". Нет, религии никогда не способствовали дружбе между народами, потому и говорят наши авторы так много и кичливо о своей Независимости. Уж какая Независимость при миллионах нищих и скитающихся вне дома. Ведь желание построить мусульманские государства в республиках Средней Азии, в числе прочих причин, и привели к распаду Советского Союза, когда миллионам пришлось уезжать в никуда. Хоть один коренной житель Узбекистана раскаялся в этом грехе? Когда устраивали погромы, когда звонили по ночам с угрозами, когда убивали тех, кто уже продал квартиры, когда обдирали до костей при выдаче тех или иных справок, когда таможня уже на границе этого мгновенно ставшего нереальным мира отнимала свою часть мзды? А ведь во главе такого безобразного поведения жителей Средней Азии по отношению к русским и русскоязычным в конце двадцатого века стояли муллы с их призывами к строительству мусульманских царств, которые однако не удались, и только после этого местные граждане начали менять свое отношение к оставшимся там русским людям. Людей объединяют империи, а не религии. Людей объединяет сила, помноженная на силу государства. Что наработали, то и получили. А в одиночку жить и работать нынче - это все равно, что на поле махать кетменем. Вот Узбекистан, Киргизия, Таджикистан уже целых двадцать лет машут кетменем, не способные помириться даже между собой.

Timur Timurov27 сентября 2014, 08:17

Уважаемая Лариса Бабенко! Было бы здорово, если бы Вы хоть раз прочитали и ПОНЯЛИ Коран. Начните хотя бы с перевода той же Пороховой. Пусть у неё перевод и стихотворный, зачастую рифму ставящий превыше смысла, но тем не менее. Прочитав его, Вы наверняка поймёте, что такое Джихад, сколько его видов существует и на что направлен главный Джихад, кто такие неверные, и что Ислам никогда по своей сути не был и не является религией агрессии. Настойчиво советую Вам хотя бы поверхностно ознакомиться с данной книгой. Хотя бы для того, чтобы Вы не называли Коран религией. В отношении Талмуда в дискуссию не вступаю, поскольку не читал его.

Уктам Матякубов30 сентября 2014, 02:35

Лариса ненода здесь показывать сваю тупость

Махмудов30 сентября 2014, 09:55

Да, давайте покажем свою

Tursunali Karimovich14 октября 2014, 23:41

Спасибо , Юрий Черногаев! Пишите и не обращайте внимание на недостойные мнения. Не каждый может говорит правду, но и не каждый поймет правду адекватно . Вспомнил Насриддина Афанди: полез как то Афанди в сад чужой и стал набирать яблок. Тут хозяин сада заявился нежданным образом. Спрашивает он у Афанди , зачем он в чужие яблоки ворует. Афанди так и ошарашил хозяина сада вопросом," а ты вот почему своей жене новые калоши не купил? А?". Вот и вся басня. Так что

Ravshan Rakhimovich28 янвuary 2015, 05:32

своевременно выползают статейки

Добавить комментарий

Авторизуйтесь через одну из нижеприведенных систем:

Ваш логин на ID.UZ:

Ашраф Гани собирается в Ташкент…

Афганский президент Ашраф Гани снова собирается в Ташкент. Об этом корреспонденту Anhor.uz 21 июня сообщил во время сессии ташкентского Международного пресс–клуба один из высокопоставленных узбекистанских дипломатов. Поскольку визиты Ашрафа Гани – это визиты президента «воюющей страны» и всегда вызывают повышенный интерес, проявили такой интерес и мы.

715

За два шага до катастрофы…

Приаралье – это боль и проблема людей именно Центральной Азии. И именно нам её и решать. А поскольку огромная трансграничная речная система Арала начинается на ледниках Киргизии, то журналисты Узбекистана и этой страны на днях собрались на Иссык-Куле, чтобы посмотреть: какова ситуация сегодня «на самом верху», в начале, в истоках нашей общей речной системы. Что хорошо у нас, а в чем преуспели соседи?

1766

Равны ли женщины и мужчины в Узбекистане

В обществе существуют устойчивые стереотипы, когда женщин рассматривают лишь как домохозяек. И, увы, этот стереотип формируют и поддерживают и СМИ, и отечественная киноиндустрия, и некоторые публичные персоны. Такая атмосфера создаёт реальные сложности не только для полноценного образования девушек...

3234

Испытание на зрелость

Прошедшая неделя прошла под громким обсуждением гибели семнадцатилетнего Джасура Ибрагимова. История не оставила равнодушных. Вслед за официальным сообщением МВД и заявлением руководства колледжа, Глава ЮНИСЕФ в Узбекистане выступил с заявлением, в котором сделал акцент на факте насилия и дискриминации детей в мире, о распространённости травли среди сверстников в виде физических и словесных издевательств. Пожалуй, впервые за много лет, в обществе публично было признано существование проблемы насилия над детьми.

1647

ШОС -2017: конец красивой сказки

Неужели все обещания отцов-основателей об общей могучей экономике – не более чем сладкие грезы для политиков, решивших создать свой собственный, не ориентированный на Запад союз?

5325

Реплика

Cамое популярное

Колумнисты

Ало Ходжаев

Журналист, кандидат философских наук

Юрий Черногаев

Журналист, политолог

Рустам Шагаев

Публицист, фоторепортер, коллекционер 

Рустам Собиров

Мансур Ибрагимов

Востоковед-политолог

Румия Анварова

Журналист

Асия Качаева

Журналист, литературовед

Анзор Бухарский

Фотограф-документалист

Ульяна Кругосветка

Профессиональная путешественница

Яксарт Содиков

Публицист

Джавлон Хасанов

Публицист

Марина Ан

Журналист, PR-консультант

Андрей Толоконников

Психолог, тренер

Александр Кияев

Независимый военный эксперт, полковник в отставке.

Лола Исламова

Журналист.

Найдите нас на facebook

Опросы

Знаете ли вы как себя вести при землетрясении?
  • Нет, не знаю.
  • Не уверен(а), что мои знания верны.
  • Да, я прошел (прошла) специальный тренинг.
  • Да, я что-то слышал(а) или читал(а) об этом.
все опросы
Yandex.Metrika counter