13 фев2015

Работа на извоз, или Почему хокимият борется с легальными такси




Ташкент – город-мечта для человека, которому нужно на такси добраться  из точки «А» в точку «Б». Возможно, это единственный город мира, где не люди ждут и ищут такси, а такси гоняется за клиентом. Знакомая картина – пока вы переходите улицу, как минимум две-три машины, тормознут и спросят не подвезти ли куда.
 
Однако, не все так просто существуют проблемы, которые требуют регулирования, управления и администрирования со стороны государства.
 
И так существует две категории такси – легальное, имеющее соответствующее разрешение и лицензию, отчисляющее налоги и другие платежи и нелегальное, это те, кого в народе называют «бомбилами» и кто работает исключительно на себя, не оплачивая налоги и зачастую не соответствует требованиям, которое предъявляются для перевозки пассажиров. 
 
К слову, для легализации транспортного средства необходимо затратить около 3,5 миллионов сум на одну машину для приведения в соответствии с требованиями ПКМ РУз №139.
 
Разрешение на деятельность такси выдает Департамент по лицензированию и координации движения всех видов пассажирского транспорта хокимията г. Ташкента (далее – Департамент), созданный в 2006 году. Именно этот департамент  призван решать все вопросы и проблемы, о которых речь пойдет ниже.
 
Сегодня в городе 185 частных служб такси с автопарком в 2 664 автомобиля. Из них 1 347 оснащены таксометрами, 338 имеют терминалы для безналичного расчета. Плюс к этим частным службам такси существуют 15 фирм при акционерном обществе «Ташшахартрансхизмат» с парком всего в 252 автомашины. Из них таксометры установлены в 90% автомобилей, а терминалы – всего в 6, или 2,4%!
 
Цифры, сами по себе мало о чем говорят. Однако некоторые сопоставления делают их более интересными. Как видно по наличию таксометров частные такси заметно отстают, однако по числу установленных терминалов вырвались вперед 12,7% против 2,4%.
 
Потребность Ташкента сейчас измеряется 9 тыс. единицами такси. Несложно подсчитать, что в столице более 6 тыс. нелегальных такси.
 
При таком раскладе Департамент должен бы поддерживать все существующие лицензированные автопарки и найти формы содействия, чтобы они не только оснащали свои автомашины соответствующим оборудованием, но и зарабатывали и могли расширяться.
 
Департамент, возможно не понял существа задач, которые он призван был решать. А задачи просты:
 
Обеспечить безопасность, удобство и приемлемую цену услуги – т.е. три основных требования со стороны клиента.
 
Обеспечить прозрачность финансовых потоков, финансовую дисциплину, обеспечивающую своевременную и точную уплату налогов и иных, положенных отчислений плюс надзор за точным исполнением требований клиента  – вот что нужно государству.
 
При этом, на наш взгляд, законодательная база для работы практически обеспечена, если это не так, то именно Департамент должен инициировать или предлагать изменения.
 
Однако, складывается впечатление, что Департамент увяз в мелочах и упустил выполнение основных своих функций.
 
Например, недавно была остановлена работа одного из частных такси, которое стало внедрять новые удобства для клиентов в виде заказа машин по интернету. Новая система работала таким образом, что расположение автомашин отслеживалось по карте Ташкента. Благодаря этому резко сокращался холостой пробег машин, а клиент мог видеть, что к нему отправлена ближайшая к месту вызова машина.
 
Причиной приостановки деятельности этой компании стало, якобы отсутствие зеленых фонарей в углу лобового стекла на автомашинах. Неделю автопарк не работал, что лишило водителей зарплаты, предпринимателей прибыли, клиентов – услуг легальных таксистов, государство – налоговых отчислений. Кто остался в выигрыше, так это - «бомбилы».
 
Кстати, гораздо важнее обезопасить клиента и обычных водителей от «бомбил», которые на шустрых «Матизах», стареньких «Тико» или иных машинах могут остановиться практически посередине проезжей части, увидев стоящих или даже подходящих к обочине людей. И, неизвестно, каким образом они довезут пассажира – ведь обычно клиент не интересуется каков опыт «бомбилы», в каком состоянии его машина.
 
При этом государство от этого не получит ни копейки, точнее – ни тийина. А Департаменту, как упомянуто выше, ничего не стоит остановить работу какой-нибудь компании из-за отсутствия таксометров или зеленых фонарей в углу лобового стекла. К слову, выявление и борьба с нелегальным извозом также входит в задачу Департамента.
 
Если уж мы исповедуем равенство всех перед законом, как постоянно подчеркивает глава государства, нужно останавливать деятельность таксопарков АК «Ташшахартрансхизмат», поскольку половина их машин ездит тоже без таксометров и зеленых фонарей, т.е нарушают условия лицензии.
 
Более того, подобные действия, как выборочная остановка деятельности одних лицензированных такси, при попустительстве к другим, может навести на мысль о наличии коррупционных составляющих в системе работы Департамента.
 
Кстати о таксометрах. Пока, в основном, используются импортные – китайские или корейские. Дорогие и приобретаемые за валюту. Уже есть и таксометры местного производителя ООО «SoftMash». Они надежны, и, что немаловажно, дешевле зарубежных аналогов. Так что есть уверенность, что в дальнейшем такси перейдут на них.
 
И именно Департамент должен оказать поддержку местному производителю пройти различные разрешительные инстанции без проволочек и бюрократической волокиты. Это будет реальная работа и вклад в интересы государства.
 
Подводя итоги можно отметить, что Департамент, возможно кое-где, кое-что улучшил, однако пока не смог найти своего места в системе государственного управления и регулирования деятельности пассажирского транспорта. Не сумел найти прозрачную и понятную, подчеркнем – справедливую систему управления в своей сфере деятельности. По крайней мере, в сфере легкового такси, и, это видно невооруженным глазом.
 
И здесь нужно разобраться в чем же дело, но это уже задача, которую призваны решать Хоким города и городской Кенгаш.

Мансур Ибрагимов,
специально для Anhor.uz

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

6999
11
Dilshod Maxsudov13 февраля 2015, 15:58

Легальные такси дороже чем нелегальные такси. Это факт!!! Я думаю что пока пока цена не перевесит в противоположную сторону картина не изменится. Государство хотя бы должно заливать бензин по дешевле легальным чтоб цена была равной и только тогда может люди начнут заказывать на дом такси.

Timur Ikramov13 февраля 2015, 16:47

:) статья заказная :) причем заказчики те самые лицензионные фирмы, которые возят нас по космическим ценам, в отличии от бомбил! Мансур Ибрагимов сделал всё, чтобы отработать гонорар! Принципиально не буду пользоваться фирмами-такси - водители там хамы и пытаются всегда обмануть своих клиентов! По счетчику показывает 8 300 сум, водитель говорит 10 00 сум брат! Какой я ему брат, если он на ровнрм месте пытается меня обмануть?!

Морской13 февраля 2015, 17:13

Timur Ikramov Водители лицензионных такси НЕ всегда хамы, но вот обмануть могут, особенно, если клиент НЕ знает маршрута движения от точка А до точки Б, или просто НЕ следит за дорогой. А вот цены им снизить нужно. А то, бывает, стоят у обочины, "заряжают" цены так, что просто страшно становится. Потому народ и ловит "бомбилу" - дешевле выйдет. А разговоры про скорость, комфорт и т.п. - ерунда. Нормальный частник и так хорошо довезет. Да и что делать парням, у которых просто НЕТ профильной работы? Они ВЫНУЖДЕНЫ таксовать, чтобы детей прокормить. Дайте им работу по профессии - огромная часть из них просто перестанет бомбить!

Mirnosir Yusupov13 февраля 2015, 19:37

Глупая и необдуманная статья. Раньше хотя бы логика работала...видимо прежде чем писать, нужно воткнуть в суть проблемы а не созрецать образ.

Павел Марчуков13 февраля 2015, 21:52

Бомбилы всегда были,есть и будут во все времена и при любом департаменте.

Шохрух Отабаев14 февраля 2015, 17:32

Это ответ Эксперту ))))))лечение от шовинизма помог бы нашем некоторым ЭКСПЕРТАМ спустится на землю и пройти курсы лечение на предмет страха перед америкой вед видно что одно слово америка пугает их порождает можно сказать КСЕНОФОБИЮ С Уважением к Вам

Timur Timurov14 февраля 2015, 19:32

Громкое и интригующее название, но по факту в статье нет ни слова, его оправдывающее. Набор какого-то за уши притянутого речитатива. И лишь в завершении статьи всё встаёт на свои места - "Уже есть и таксометры местного производителя ООО «SoftMash». Они надежны, и, что немаловажно, дешевле зарубежных аналогов". Будьте честны, уважаемые Анхоровцы, размещайте подобные статьи с грифом "На правах рекламы".

Timur Timurov14 февраля 2015, 20:24

Ну а приз "За лучший комментарий", по традиции, уходит Шохруху Отабаеву. [ Шохрух Отабаев14 февраля 2015, 17:32 ]

Шохрух Отабаев14 февраля 2015, 20:34

спасибо что признали ))))))

Алихужаев Бахтиер17 февраля 2015, 11:13

Проблема в том что правительство хочет извлекат макисимум выгоду не народу а выгоду к своим карманам! Зачем вобще нужны лицензии? и куда денут деньги от штрафов перевозки без лицензии? деньги от этих лицензии не тратятся во благо народу! Эти деньги не нам, а идет ублюдкам и дармоедам, которые ничего не делают! Бедные таксисты работают за государство и да ещё платят деньги! Если отменить разные такие лицензию, то развивается конкуренция, не будет проблемы пассажиро перевозкой. Если кто-то таксует, то пускай таксует. Он же обслуживает населению страны. От перевозки людей, он зарабатывает себе на жизнь, не ворует же!

Shuhrat Saibov17 февраля 2015, 17:13

На странице со статьей насчитал четыре баннера, рекламирующих упомянутую в статье систему позволяющую заказать машину через интернет. Наверняка просто совпадение, хотя других рекламодателей на сайте не нашел. Кстати сама система работает так себе.

Добавить комментарий

Авторизуйтесь через одну из нижеприведенных систем:

Ваш логин на ID.UZ:

Сокровища, которыми владеет Город или Битва Титанов в городском кафе

... и появилась идея – показать городу, ЧЕМ он владеет. Какое сокровище у него есть, в стенах этой шкатулки - шахматной школы. Когда-нибудь они прославят нашу страну, и их будут встречать овациями.

424

Чистой воды подражание...

К сожалению, Узбекистан стал страной, где имитация логотипов, упаковок, названий известных и раскрученных брендов стала привычным явлением. При этом некоторые махинаторы неуклюже пытаются прикрыть это явление высокими лозунгами «импортозамещения» и «локализации».

5289

Даст ли результат «диалог с народом» компании GM Uzbekistan?

Компания GM Uzbekistan объявила о решении провести опрос с целью получения рекомендаций потребителей по дальнейшему улучшению качества продукции, повышению уровня обслуживания клиентов и предложений по устранению проблем. Все это смахивает на показуху и формализм, чтобы отчитаться перед руководством страны, мол, провели «диалог с народом», в данном случае – с потребителем.

8885

Кто замолвит о Рустаме Азимове слово...

Узбекистан все дальше уходит от методов административного давления и пытается добиться стабильности цен на рынке продовольствия используя рыночные механизмы. смысл многих посланий Президента настолько же прост, насколько и важен - работать так, чтобы не вызывать недовольства людей, более того – работать так, чтобы люди были довольны властью, доверяли ей.

9037

Россия: для нас - новые возможности…

За год в Узбекистане побывало 16 российских «бизнес-миссий», в которых участвовали представители 113 компаний из 23 регионов России. Если переговоры с большинством из них завершатся успехом, то планы нашей страны создать за год почти миллион рабочих мест можно считать вполне реальными.

871

Реплика

Cамое популярное

Колумнисты

Ало Ходжаев

Журналист, кандидат философских наук

Юрий Черногаев

Журналист, политолог

Рустам Шагаев

Публицист, фоторепортер, коллекционер 

Рустам Собиров

Мансур Ибрагимов

Востоковед-политолог

Румия Анварова

Журналист

Асия Качаева

Журналист, литературовед

Анзор Бухарский

Фотограф-документалист

Ульяна Кругосветка

Профессиональная путешественница

Яксарт Содиков

Публицист

Джавлон Хасанов

Публицист

Марина Ан

Журналист, PR-консультант

Андрей Толоконников

Психолог, тренер

Александр Кияев

Независимый военный эксперт, полковник в отставке.

Лола Исламова

Журналист.

Найдите нас на facebook

Опросы

Знаете ли вы как себя вести при землетрясении?
  • Нет, не знаю.
  • Не уверен(а), что мои знания верны.
  • Да, я прошел (прошла) специальный тренинг.
  • Да, я что-то слышал(а) или читал(а) об этом.
все опросы
Yandex.Metrika counter