Размышления перед выборами

Размышления перед выборами

Менее двух недель остались до выборов президента Узбекистана, чуть больше – до подведения их итогов.
 
Всегда с недоверием относился к социологическим опросам. Особенно касаемо политических предпочтений. Самый свежий и самый яркий пример их обманчивости – проигрыш Хилари Клинтон, которой большинство социологических опросов сулили верную победу.
 
Люди, как правило, сами, безо всяких опросов прекрасно осведомлены о ситуации и делают выбор, опираясь на свой житейский опыт и интуицию. Опрос, проведённый Anhor.uz далёк от совершенства и объективности, но показал ровно то, что все узбекистанцы знают и без опросов. Победителем в президентской гонке станет временно исполняющий обязанности президента, премьер-министр Шавкат Мирзиёев.
 
Почему? Ответ – проще некуда: у него в этой борьбе нет реальных конкурентов. Он единственный из всех претендентов персона, включённая в реальную политику. Он единственный находится на том уровне управления, в той группе лиц, которые принимают решения и могут, так или иначе, влиять на процессы в стране. Он единственный, кто, будучи премьер-министром, знает всё о республике и её возможностях.
 
Никто не воспринимает всерьёз трёх его конкурентов, выставленных политическими партиями. Не потому что конкуренты нехорошие люди. Просто ни у одного из них нет даже сотой доли опыта управления крупной системой, нет мужества или, мягче – возможности вести политическую борьбу, даже и представления о реальной политике.
Каждому из них до Трампа – как до Луны…
 
В стране прошли несколько громких процессов – вспомним, хотя бы GM Uzbekistan, ряд других громких отставок и судебных процессов. Десятки тысяч обращений лавиной затапливают виртуальную приёмную. Неужели политические партии не знали этих проблем, а если знали, почему молчали в тряпочку? Лидер какой партии инициировал какую-либо проверку, какого чиновника призвал к ответу, кому реально помог и, если проблема системная – вынес на общественное обсуждение? А в ответ – тишина… А объявление НДПУ самой себя оппозицией неизвестно кому и неизвестно чему ничего кроме ехидных смешков не вызывает.
 
Кто мог бы стать реальным претендентом? Да никто, кроме разве что руководителей силовых ведомств. Но, к счастью, в Узбекистане они – вне политики.
 
А из проблем сегодняшних – рост  цен, инфляция, три курса национальной валюты. Необходимость покупать автомобили и авиабилеты за валюту, которую законным путём приобрести крайне сложно. Справиться с этими экономическими проблемами, не зная объёмов теневого рынка, теневых потоков капитала по секторам экономики, маловероятно.
 
Экономисты ни одной из партий не попытались глубоко исследовать экономику, выявить корни проблем, основных теневых игроков рынка и потребовать от правительства принятия мер, как и не предложили эту программу избирателю. Например, и об Ахмадбое из Чиназа население узнало не от партий, возмущённых противозаконной деятельностью местного «мавроди»… Так что, ответ ясен. В программах избитые уже четверть века обещания создавать рабочие места и прочее бла-бла-бла…
 
Новому президенту необходимо как-то разобраться с политической системой. Без команды сверху не работает ни один механизм. Разделение властей, система сдержек и противовесов – чистой воды формализм.
 
Например, ситуация с утверждением Шавката Мирзиёева временно исполняющим обязанности президента. Процедура проведена, бесспорно – политически целесообразно, но, будем откровенны, не безупречно юридически. Но здесь гораздо важнее обратить внимание, кто обосновал законность процедуры, дал пояснение. Руководитель Национального центра по правам человека Акмаль Саидов. Да, известный юрист, специалист по сравнительному праву. Однако, какое он имеет отношение к Конституционным вопросам и проблемам государственного строительства?
 
В Узбекистане существует Конституционный суд, который именно в таких ситуациях обязан по своему статусу давать оценки, будучи, как утверждает закон, независимым институтом государства. Что же делают эти люди, получающие зарплаты, если молчат в такие судьбоносные моменты? Хорошо бы власти объясниться по этому поводу, если уж мы строим демократическое правовое государство и хотим сделать деятельность органов государственной власти прозрачной.
 
В республике накопилось слишком много проблем. Особенно, в финансово-экономической, судебно-правовой сферах. Потоки теневых капиталов достигают огромных размеров, следствие и суды ещё далеки от тех идеалов, о которых мечтает и руководство республики и простые граждане.
 
Однако, их не решить, если решать в узком кругу, где командир сказал, а все ответили: есть! Эти проблемы должны решаться с широким общественным обсуждением, открыто и прозрачно, с привлечением таких экспертов, которые не будут подгонять свои выводы под подсказанные ответы.
 
Что, мы хотели бы надеяться, будущий президент и сделает.
 
Мансур Ибрагимов, специально для Anhor.uz
 
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.