28 авг2015

Страсти по музею




Давно в Узбекистане так не кипели страсти. Увольняли, а порой и сажали руководителей предприятий и отраслей, министров и замминистров.
 
Коллективы молча и бесстрастно принимали подобные новости и работали дальше.
 
Однако в случае с Мариникой Маратовной Бабаназаровой у чиновников, привыкших к безропотному подчинению коллективов случилась серьезная промашка. Коллектив музея возмутился. Возмутились многие жители столицы Каракалпакстана, возмутилась общественность станы. И было за что.
 
Весть об увольнении директора музея И. Савицкого Мариники Маратовны Бабаназаровой всколыхнула всех.
 
Мариника Бабаназарова работала с создателем музея Игорем Витальевичем Савицким практически с самого основания музея. Она выросла в музее, бок о бок работая с подвижником своего дела Савицким.
 
Савицкий знал Маринику (это теперь она Мариника Маратовна) с самых юных лет. Знал не только ее, но и всю семью. Не погрешу против истины, если скажу, что она была ему как дочь.
 
Мариника Бабаназарова, работая с Игорем Савицким и сама стала подвижницей. Она, Альвина Андреевна Шпады с 1967 года, а затем и Айгуль Пирназарова, которая пришла в музей 1969 году под руководством Игоря Савицкого и создавали тот музей, который стал гордостью Узбекистана и визитной карточкой культурного облика Каракалпакстана.
 
Они создавали и систему охраны бесценного наследия художников: чтобы вынести картину из одной комнаты музея, например из хранилища в другую комнату в том же коридоре, предположим для реставрации или подготовки ее к выставке, составляется акт, который подписывает хранитель фонда, затем реставратор и потом утверждает руководитель.
 
Эти картины, ковры, образцы ткачества они сами и собирали вместе с Савицким, сами, вручную, бережно стирали ткани, реставрировали картины и изделия мастеров.
 
И теперь М. Бабаназарову обвинили в том, что несколько картин, якобы, поддельны. Тогда, извольте, обвинить весь коллектив музея – и Альвину Шпады, которая подготовила персональную выставку своих картин к своему 80-летию, и Айгуль Пирназарову, и хранителей фондов, и молодых реставраторов Адила Утемуратова, работающего 4-й год, и Равшана Уразымбетова, который тоже второй год работает в музее.
 
Мариника Бабаназарова неправа только в одном – поддавшись минутной слабости, поддавшись угрозам и давлению сверху, сама написала заявление об уходе 21августа. Она просила сутки на размышление – не дали!
 
Опомнившись, 26 августа она отозвала свое заявление. Чем завершится эта история – мне лично не ясно.
 
Кстати, этот инцидент многое говорит и об отношении чиновников министерства по делам культуры и спорта к кадрам.
 
Таких людей, как М. Бабаназарова с каждым годом становится меньше. Это мое субъективное мнение, никому его не навязываю. Уходят подвижники, люди, которые создавали фундамент современной культуры Узбекистана, а их место занимают менеджеры. К добру ли это? Время покажет. Однако, считаю, к таким людям каждый, будь он трижды министр, должен относиться с уважением.
 
Хорошо бы добром, хорошо, если Бабаназаровой дадут доработать и уйти с почетом.
 
Плохо то, что мы в очередной раз увидели, как легко, походя увольняют специалистов, авторов уникальных проектов.
 
Увы, новейшая история независимого Узбекистана помнит неуважение к ушедшим – например, как переименовали научно-исследовательский институт имени Шредера, заменив имя создателя института именем ученика Шредера. Сам ученик - М. Мирзаев, как большой ученый и более того – большой человек, никогда бы этого не позволил.
 
Мы помним переименование художественного училище им. Бенькова, а ведь именно Беньков его и организовал на пустом месте в 1918 году.
 
Надежду внушает то, что коллектив написал открытое письмо, которое подписали сотни человек, создали группу поддержки музея Савицкого, которая в течение половины дня разрослась до более чем 1000 человек. Причем каждый знал и музей, и Маринику Маратовну. Не стали молчать электронные СМИ.
 
У музея И. В. Савицкого свое место в культуре нашей страны и правительство Узбекистана делает все возможное для развития музея. Музей переехал в новое, отвечающее всем современным требованиям здание, строится вторая очередь музея.
 
И будет очень жаль, если эти усилия руководства страны сведут на нет отдельные чиновники, судя по всему, не очень глубоко понимающие суть работы с кадрами.

Мансур Ибрагимов
4404
21
Юрий Черногаев28 августа 2015, 10:53

Совершенно дикая история. Никогда бы не поверил, что в стране, где почти каждый с самого детства преклоняется перед гением Навои, ходит каждый день среди подлинно великих творений архитектуры, где народные мастера создают шедевры на века, возможно такое. Чиновники, которые затеяли такое варварство, потеряли не только чувство ответственности перед людьми, они своей грубой лапой влезли в тонкую душу народа-творца. Правильно говорят - "Художника может обидеть каждый". Но сегодя обидели нас всех, которые даже и не художники. Несколько лет назад New York Times посвятила этому Музею целую полосу. Обозреватель этой газеты была во всех музеях мира, которые заслуживают внимания. Музей Савицкого она назвала шедевром, а его коллектив удостоился высочайших похвал. Тогда еще он был в старом здании, и нужно было быть подвижником, чтобы сохранять эти сокровища. И теперь этот жизненный подвиг некие неучи ставят под вопрос? Тот, кто посмел это сделать, даже не понимает, на что поднял руку. Им здесь не место...

Abror Rahmonov28 августа 2015, 11:39

Господа! Все очень даже просто! Коллекцию музея признают второй в мире по значимости и объему среди коллекций произведений русского авангарда, а также лучшей художественной коллекцией в Азиатском регионе (из Википедии). Знаете сколько стоят все эти картины??? Миллионы долларов!!! Поставить нового директора который будет послушным поменять весь коллектив. А потом заменять оригиналы картин на их копии. За три четыре года можно заработать огромные деньги. А руководство музея против таких схем. Результат мы все видим. Вы что думаете в других музеях сейчас все подлинники висят да??? Это же очень большие деньги а неспециалист подделку не заметит.

Юрий Черногаев28 августа 2015, 14:03

Полностью согласен с Вами, Аброр. Помните, как по "программе возвращения национальных ценностей" с грохотом,треском и руганью в чей понятно адрес требовали возвращения из Эрмитажа и др. музеев картин, изделий нар. творчества и т.д. Ну - вернули. Половина сгнили в запасниках, половина - исчезли. Наш народ от этого выиграл? Хотя выигравшие, конечно, есть...

Abror Rahmonov28 августа 2015, 14:15

Маринику Маратовну обратно уже никто не примет а Минкультуры всем пообещает что будет усиливать контроль и новый директор будет в сто раз лучше. Потом об этой истории все забудут. Новый директор постепенно уберет всех специалистов возьмет на работу неграмотных людей которые не разбираются в деле и не будут мешать. Зачем думать о том что это одна вторая в мире коллекция и ее надо сохранить для потомков? Все же живут одним днем. Убрали Маринику Маратовну которая не давала воровать. Что важнее гордость за страну или новый участок для сына или дочери? Конечно же новый участок!!! Потому что чиновник знает что у него есть мало времени чтобы наворовать. завтра его могут снять. Надо быстрее надо успеть!!! Плевать на достояние страны!!!

Abror Rahmonov28 августа 2015, 20:10

Официальное сообщение Минкультуры «Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан достойно оценивает вклад бывшего директора Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого Мариники Маратовны Бабаназаровой и призывает общественность уважать ее решение о выходе на пенсию». Министерство подчеркивает, что выход Мариники Бабаназаровой на пенсию «не означает ее уход из коллектива музея»: «Она может участвовать в проводимых мероприятиях в качестве почетного представителя музея». Минкультспорта напоминает, что согласно закону «О музеях» музейные предметы и коллекции, хранимые в музеях, считаются государственной собственностью и полностью находятся под защитой государства, а руководители музеев назначаются и освобождаются от должности в соответствии с законодательством. Что я говорил!!! Как будто никто не знает как могут заставить написать заявление по собственному желанию!! Говорят или ты сам напиши или мы тебя по статье уволим!!! Пинком под зад такого человека выкинули!!! Конечно участок построить намного важнее чем сохранить эту коллекцию для будущих детей!!! Вот увидите через пару лет также заставят уйти всех грамотных специалистов из этого музея!!! А возьмут послушных и тех кто ничего не понимает в этом деле!!! Не понимает подделка висит или оригинал!!! Деньги решают все!!!

Abror Rahmonov28 августа 2015, 20:18

Какой хороший подарок к Дню Независимости всем нам сделало Минкультуры!!! Выкинули на улицу человека который сделал для нашей страны в сто раз больше чем все эти чиновники вместе!!! Сначала вынудили человека написать заявление а сейчас говорят о том что нужно уважать ее решение о выходе на пенсию!!! Это не ее решение!!! Музей это вся ее жизнь!!! В нашей стране не так много людей которые всю свою жизнь бескорыстно посвятили тому чтобы Узбекистан прославился на весь мир!!! А какие то бюрократы которые думают только о себе и о том чтобы построить еще один участок они оказываются сильнее!!! Это огромный позор!!! Завтра об этом узнают в других странах и какое тогда будет отношение к Узбекистану???

Timur Ikramov28 августа 2015, 22:36

Жирвф большой, ему видней! У нас уже был пример воровства подлинников картин из музея искусств в Ташкенте. Новый директор и займется этим, конечно по "чьей-то" рекомендации. Жалко, когда убирают срециалистов, а взамен ставят бездарей, зато "нужных" людей. ......

Ikrom Abdulla28 августа 2015, 22:46

Вы читали неуклюжий ответ Министерства по делам культуры? Образчик бездушного бюрократического творчества из которого становится еще ясней, кто сегодня руководит культурой республики! Стало еще ясней, что увольнение было принудительным. Нас, общественность, просят "уважать" желание М. Бабаназаровой выйти на пенсию!!!! Если бы Мариника Маратовна хотела уйти на пенсию, а минкульт уважал бы ее, как она того заслуживает, то он во-первых просил бы ее остаться и ни за что бы не отпустил - такими кадрами не разбрасываются. Во-вторых, если бы Бабаназарова настояла на своем, то это дело прошло бы в торжественной обстановке, с грамотами, цветами, подарками на память и т.д. и т.п. Так поступают культурные, интеллигентные люди, которые ценят и уважают друг друга. Однако вопрос - с чего это человек самоотверженно работавший столько лет и, главное, продолжающий также увлеченно работать придет накануне 100-летия своего наставника и будет увольняться? Чиновники из Министерства культуры и спорта считают всех дураками, которым можно скормить эту маловразумительную писанину? Куда мы катимся?

Guljamal Milibaeva28 августа 2015, 23:56

совершенно согласна с Икром Абдулла. письмо министерства настолько лицемерно, старательно прикидываются ничего непонимающими. весь мир возмущается, а им хоть бы хны! Так разве провожают на пенсию??? министерство КУЛЬТУРЫ называется. а Академия художеств долго будет отмалчиваться?? так поступают с заслуженными работниками культуры, с лучшим музеем страны - а они делают вид, что их это не касается. Где официальная позиция АХУз??

Olga Germanotti29 августа 2015, 00:04

Дорогие друзья, под этой петицией уже более 200 подписей. Но, чтобы она была рассмотрена международной организацией AVAAZ, нужно больше. Поддержим Маринику Бабаназарову, коллектив музея Савицкого и культуру Узбекистана! https://secure.avaaz.org/fr/petition/PUBLIC_LARGE_Non_au_licenciement_de_directrice_du_Musee_Savitsky_Noukous_2/?Day2Share

Guljamal Milibaeva29 августа 2015, 09:26

уважаемые журналисты портала анхор.уз, недавно в ленте фб журналист газеты "Леди" писала, что Бродского когда-то спасли от ссылки благодаря поддержке Чуковского, Маршака и других. Почему-то председатель Академии художеств молчит , как молчат и другие именитые художники. Произошло несправедливое увольнение, событие, которое возмутило многих - но реакции со стороны Акмаль Нура нет?

Abror Rahmonov29 августа 2015, 10:52

А какой вы хотите реакции??? Все известные творческие люди сейчас как мыши залезут в свои норы и будут молчать только бы своих теплых мест не лишится!!! Вот увидите никто из наших творческих людей не одного слова официально не скажет в поддержку Мариники Маратовны!!! Все будет как в старые времена!!! Как будто ее и не было!!!

Abror Rahmonov29 августа 2015, 10:57

И на всех мероприятиях где она будет присутствовать будут стараться не здороваться с ней и не общаться!!! А то вдруг кто нибудь заметит и подумает что с ней за одно!!! Когда было хорошо все лезли обниматься целоваться когда уволили всем будет наплевать и забудут про нее!!! Люди мелкие и трясутся за свои должности!!! Только коллектив музея и простые люди молодцы высказываются в поддержку!!! А известные творческие люди только на экране телевизора хорошие и улыбаются!!! Вот увидите никто даже одного слова в ее поддержку не скажет!!! Все как мыши залезут в норы!!!

Guljamal Milibaeva29 августа 2015, 10:58

Мариника Маратовна выложила свой ответ министру культуры и спорта: https://www.facebook.com/marinika.babanazarova/posts/1102507213110898 вот цитата из письма, самое начало: "Уважаемый Баходыр Маджитович! Вечером 28 августа я узнала о заявлении пресс-службы Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, которое можно рассматривать и как Вашу позицию министра. Благодарю за оценку моего труда. В данной связи хочу лишь высказаться с следующем. 1. Я не отрицаю факт написания мной заявления об уходе 21 августа. 2. Мною написано заявление не на Ваше имя, а на имя министра культуры Республики Каракалпакстан. 3. Была легкая надежда, что Министерство Культуры Республики Узбекистан хотя бы поинтересуется, чем вызвано это решение на фоне 12 рапортов и писем от меня и от коллектива сотрудников, написанных на Ваше имя за последние полтора месяца. Я до последней минуты ждала, но этого не произошло. Вы обещали прислать комиссию из числа уважаемых и опытных экспертов, но оставили музей на дальнейшее растерзание мелких мошенников, создавших крупные проблемы для всех нас, в том числе и для имиджа страны" письмо длинное, целиком здесь приводить не буду, есть ссылка выше в этом моем комменте

Guljamal Milibaeva29 августа 2015, 11:00

не все, Аброр. многие художники готовы подписаться в защиту Мариники. Меня удивляет молчание знаковых фигур, весовых, так сказать. Скульптор Дамир Рузыбаев, достаточно известная личность, написал письмо министру культуры и отнес его в минкульт еще несколько назад

Abror Rahmonov29 августа 2015, 11:42

Когда говорят что готовы это еще не значит что сделают. На словах все сильные. А когда дело доходит до конкретного поступка то появляются обстоятельства уехал заболел не отвечает на звонки. Дамир Рузыбаев молодец но один в поле не воин. Этот музей великое достояние нашей страны и великие люди его сохраняют и делают с каждым годом лучше и лучше. Все узбекистанцы с гордостью в любой точке света могут говорить о этом музее. А сейчас пришли бюрократы которые хотят развалить достояние нашей страны. Об этих бюрократах никто не знает и они ничего не сделали для страны. Но они сильнее людей которые отдали всю свою жизнь для того чтобы наш Узбекистан был достоин того чтобы о нем говорили самые лучшие слова. Почему эти бюрократы оказываются сильнее????????????????? Почему какие то люди которые вчера еще были неизвестно кем и неизвестно как получили возможность решать судьбу этого прекрасного музея сильнее того что создавалось многие годы??????????????? Почему желание сломать испортить навредить оказывается сильнее всего того что бережно создавалось и сохранялось многие десятилетия?????????????? Почему нет официального и открытого разбирательства ситуации????????????? Это не личное дело чиновников Минкультуры это достояние всего Узбекистана!!!!!!!!!!! Это наша общая гордость которую хотят сломать разворовать уничтожить!!!!!!!!

Юрий Черногаев29 августа 2015, 19:44

Очевидно, мы приближаемся к точке кипения... Министерству надо бы дать задний ход. И извиниться!

Guljamal Milibaeva29 августа 2015, 22:57

Аброр ака, люди пишут, и вы тоже можете подать жалобу или запрос на сайте ЕПИГУ - my.gov.uz

Эркин Айметов30 августа 2015, 06:47

Че за музей?

Эркин Айметов30 августа 2015, 17:25

Че за музей?

Saya Tursummambetova16 сентября 2016, 08:11

Вот от подобных людей меня просто выворачивает, которые надменно задают такие вопросы "Че за музей?". Вот буквально на днях в Бухаре мне задали вопрос "А в Каракалпакстане какая религия? Вы мусульмане?" или же вот еще, как-то имела великолепную возможность посетить Самарканд и там же меня спросили "А в Каракалпакстане какая валюта?" И более того, меня спросили не иностранцы, а мои же соотечественники. - Люди, вы вообще знаете, что Республика Каракалпакстан - это один из регионов Республики Узбекистан? Вы даже не знаете свою страну, в которой живете. И еще спрашивают "ЧЕ за музей?" Стыдно, очень стыдно. Наш музей занимает значительное место в мировой культуре. И подобные люди, которые каким-то образом, неизвестно каким, смогли стать министрами и считают себя имеющими право "убирать" таких людей как г-жа Бабаназарова, которые в своей жизни сделали поступок, который останется на века в истории нашей страны, и нашего края. Настолько низкий поступок, что даже противно осознавать, что какие-то "мелкие сошки" посягнули на труды великих людей.

Добавить комментарий

Авторизуйтесь через одну из нижеприведенных систем:

Ваш логин на ID.UZ:

Беспредел в отдельно взятом ТЧСЖ

В течение 10 лет ни один государственный орган не может навести порядок в в товариществе частных собственников жилья в махалле «Хадра» на массиве Ц 14. Редакция Anhor.uz попыталась разобраться в этой драматической ситуации, которая имеет криминальный оттенок.

5007

Сокровища, которыми владеет Город или Битва Титанов в городском кафе

... и появилась идея – показать городу, ЧЕМ он владеет. Какое сокровище у него есть, в стенах этой шкатулки - шахматной школы. Когда-нибудь они прославят нашу страну, и их будут встречать овациями.

582

Чистой воды подражание...

К сожалению, Узбекистан стал страной, где имитация логотипов, упаковок, названий известных и раскрученных брендов стала привычным явлением. При этом некоторые махинаторы неуклюже пытаются прикрыть это явление высокими лозунгами «импортозамещения» и «локализации».

5677

Даст ли результат «диалог с народом» компании GM Uzbekistan?

Компания GM Uzbekistan объявила о решении провести опрос с целью получения рекомендаций потребителей по дальнейшему улучшению качества продукции, повышению уровня обслуживания клиентов и предложений по устранению проблем. Все это смахивает на показуху и формализм, чтобы отчитаться перед руководством страны, мол, провели «диалог с народом», в данном случае – с потребителем.

9096

Кто замолвит о Рустаме Азимове слово...

Узбекистан все дальше уходит от методов административного давления и пытается добиться стабильности цен на рынке продовольствия используя рыночные механизмы. смысл многих посланий Президента настолько же прост, насколько и важен - работать так, чтобы не вызывать недовольства людей, более того – работать так, чтобы люди были довольны властью, доверяли ей.

9318

Реплика

Cамое популярное

Колумнисты

Ало Ходжаев

Журналист, кандидат философских наук

Юрий Черногаев

Журналист, политолог

Рустам Шагаев

Публицист, фоторепортер, коллекционер 

Рустам Собиров

Мансур Ибрагимов

Востоковед-политолог

Румия Анварова

Журналист

Асия Качаева

Журналист, литературовед

Анзор Бухарский

Фотограф-документалист

Ульяна Кругосветка

Профессиональная путешественница

Яксарт Содиков

Публицист

Джавлон Хасанов

Публицист

Марина Ан

Журналист, PR-консультант

Андрей Толоконников

Психолог, тренер

Александр Кияев

Независимый военный эксперт, полковник в отставке.

Лола Исламова

Журналист.

Найдите нас на facebook

Опросы

Знаете ли вы как себя вести при землетрясении?
  • Нет, не знаю.
  • Не уверен(а), что мои знания верны.
  • Да, я прошел (прошла) специальный тренинг.
  • Да, я что-то слышал(а) или читал(а) об этом.
все опросы
Yandex.Metrika counter