17 мар2014

«Жизнь без искусства - варварство»




У этой популярной сентенции есть начало: «Жизнь без труда - воровство». Не будем сейчас касаться этой чрезвычайно щекотливой темы, поскольку в Узбекистане немало  процветающих бездельников, не знающих, что такое праведный труд, но есть и вынужденные безработные, которых никак нельзя обвинить в «воровстве». В данном случае хотелось бы подчеркнуть значимость искусства в жизни людей.
 
На днях, будучи в одном из крупных госучреждений, я стал свидетелем разговора двух его работников. Речь шла о том, где было бы наиболее целесообразно и удобно выставить  несколько картин художников Узбекистана, для того, чтобы выполнить предписание Кабинета Министров республики. Это меня крайне удивило, так как данное распоряжение правительства касалось не вопросов выделения средств или людей на какое-то конкретное мероприятие (согласитесь, что подобного рода указания достаточно привычны для нашей действительности), а пропаганде изобразительного искусства.
 
Разумеется, я заинтересовался этим неординарным административным «действом». Выяснилось, что месяц назад, в феврале 2014 года, в Кабинете Министров под председательством премьер-министра Ш.М.Мирзиёева был рассмотрен вопрос «О мерах по дальнейшему укреплению материально-технической базы  Академии художеств Узбекистана» В нём отмечалось, что в республике .проводится большая работа по возрождению и развитию национальных школ искусства, обогащению и пропаганде лучших образцов всех видов изобразительного творчества, а также по подготовке высокообразованных профессиональных специалистов. Для дальнейшего углубления и расширения этого процесса требуются дополнительные действенные меры, отвечающие современным запросам  материально-технического обеспечения Академии и её подразделений.
 
После тщательного обсуждения и обмена мнениями совещание пришло к следующим выводам:

Академии художеств совместно с министерством культуры и спорта и Объединением «Узбекмузей» необходимо выявить наличие всех заслуживающих внимание произведений искусства, созданных в период обретения республикой независимости, а затем планомерно выставлять их во всех залах и галереях для максимального просмотра населением в целом, и в частности, работниками государственных и учреждений.
 
Всех живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства и художественной фотографии пофамильно закрепить за  областными, городскими и районными хокимиятами, успешными предприятиями, банками и другими крупными  учреждениями, с тем, чтобы они могли в течение 5 лет наладить работу мастерских художников, их бытовые условия, делать заказы и приобретать их работы. Чтобы эта работа не носила случайный, субъективный и избирательный характер, в документе подчёркнута обязательность подписания официального договора упомянутых субъектов с каждым творческим деятелем персонально. ( Соответствующий список был утверждён).
  
Дано указание о ежегодном проведении выставок картин молодых деятелей изобразительного искусства, приуроченных к празднованию Навруза и Дня Независимости, с последующими материальными и моральными поощрениями лучших работ. Помимо этого,  были приняты решения:

  • об организации в каждой области выставочных залов и творческих мастерских,
  • о  предоставлении аппарату Академии художеств нового просторного здания на улице имени С.Азимова,
  • о полном благоустройстве мемориального сада-музея имени Камолиддина Бехзада,
  • о ежегодном выделении минимум по одной трёхкомнатной квартире наиболее способным и нуждающимся мастерам системы Академии художеств страны.
 
Также было выделено: 

  • 100 миллионов сумов  Академии  художеств - на приобретение оргтехники и мебели,
  • 150 миллионов сумов Национальному институту рисования и дизайна им. К. Бехзада - на капитальный ремонт, 50 миллионов сумов  журналу «Санъат» - также на приобретение оргтехники и мебели. Разрешено приобрести за счёт государственного лимита 1 автомобиль «Ласетти», две грузовых «Газели» и один «Дамас».
 
К протоколу приложены количественный список 333 художников различных жанров по всем областям республики и городу Ташкенту; список 62 хокимиятов и крупных учреждений, предприятий и банков, которым предложено каждый год в течение 5 лет заключать договора  на создание произведений искусства общей численностью в 23 тысячи 960 картин.  Даже сама эта внушительная цифра впечатляет, не говоря уже об уровне обсуждения данного вопроса, о его основательности и масштабности.
 
Возможно, кто-то, прочитав эту необычную информацию, удивлённо воскликнет: не слишком ли напоминает упомянутый правительственный документ прежние времена плановой экономики и официальной идеологии? И будет прав! Только надо ли бояться и избегать ссылок на лучшие примеры истинно «отеческой» государственной заботы о деятелях искусства и культуры, которые, в конечном счёте, и составляют «лицо» народа и общества, не говоря уже о том, что их положение, прежде всего, свидетельствует об уровне и перспективах развития той или иной страны!
 
Лично я очень возрадовался этому факту - и за правительство, которое так тщательно и продуманно отнеслось  к проблемам развития одного из важнейших видов наглядного искусства, и за председателя Академии художеств Акмаля Нура, который, видимо, сумел подсказать руководству страны конкретное значение духовной культуры в жизни общества (говорят, что премьер заявил на совещании: «Хватит вешать на стены дорогие ковры, пора украсить их достойными картинами!»), и, конечно же(!), - за самих художников, которые, по большому счёту,  могут чувствовать себя нужными и дорогими сыновьями и дочерьми своего народа, а не жалкими «пасынками», раздавленными суровой рыночной действительностью.

Не уверен стопроцентно, но, по-моему, таких примеров поистине бережного отношения правительства к своим художникам в других странах не наблюдается.
   
Остаётся только сожалеть, что данное правительственное решение не опубликовано даже на специальном сайте Кабинета Министров республики, что оно не переведено на русский язык, хотя 35 процентов зарегистрированных деятелей изобразительного искусства страны - представители нетитульной национальности и, конечно же  к сожалению, не всегда владеют канцелярским узбекским языком. Эти художники не смогли воочию прочитать этот важнейший для них документ и довольствуются лишь пересказами и слухами. Уважение к государственному языку отнюдь не умаляет обязательного уважения к правам национальных меньшинств в цивилизованном государстве. Разве не так?
                                                                            
Ало Ходжаев, 
Специальноя для Anhor.uz


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


4261
3
Амир Странник04 августа 2014, 17:13

Статья о том, что бюджетные деньги выделяются Академиям, Институтам и журналам, а реальную помощь труженикам культурного фронта будут оказывать за свой счёт успешные предприятия на баланс которых повесят развивающихся художников?

Hamza Rixi20 янвuary 2016, 13:50

Уважаемый Ало Ходжаев, почему бы Вам самому не опубликовать здесь же перевод указаных ПКМ? Опубликуйте на гос.языке, поможем сделать перевод. Как пример, который отработан детально : Дойчбанк в ФРГ (ЦБ ФРГ) содержит и финансирует из своих доходов фонд закупки произведений национальных художников - живопись, скульптуру и т.п. Есть коллектив искусствоведов в штате. По прошествии времени менее значительные произведения продаются на аукционах мира - от имени фонда. Особо ценные произведения, прошедшие народную экспертизу через ряд выставок передаются в национальные музеи страны (ФРГ!) безвозмездно для музеев. Музеи принимают их на баланс, и уже эти произведения не подлежат продаже. Так у немцев формируется национальное культурное наследие.

Hamza Rixi20 янвuary 2016, 13:52

Кстати, НБУ РУз в свое время тоже начал было собирать картины узбекских художников. Коллекция стала основой Галереи НБУ. Р.С.Азимов покинул НБУ и эта работа затухла...

Добавить комментарий

Авторизуйтесь через одну из нижеприведенных систем:

Ваш логин на ID.UZ:

Кто замолвит о Рустаме Азимове слово...

Узбекистан все дальше уходит от методов административного давления и пытается добиться стабильности цен на рынке продовольствия используя рыночные механизмы. смысл многих посланий Президента настолько же прост, насколько и важен - работать так, чтобы не вызывать недовольства людей, более того – работать так, чтобы люди были довольны властью, доверяли ей.

8150

Россия: для нас - новые возможности…

За год в Узбекистане побывало 16 российских «бизнес-миссий», в которых участвовали представители 113 компаний из 23 регионов России. Если переговоры с большинством из них завершатся успехом, то планы нашей страны создать за год почти миллион рабочих мест можно считать вполне реальными.

714

Медицина Узбекистана нуждается в лечении и реабилитации

Узбекистан следит и обсуждает череду кадровых перемен в Министерстве здравоохранения, которое непосредственно касается каждого и, по праву, считается формирующим настроения людей. И, оно же – одно из самых закрытых ведомств Узбекистана. Очевидно, что Минздрав и, в целом, система здравоохранения далеки от совершенства.

6300

Картошка как повод для экономической дискуссии

Отшумели предвыборные кампании, ЦИК утвердил результаты выборов, осталось провести инаугурацию, но это событие, при всей своей торжественности, несёт всё же формальный характер и не сулит никаких сюрпризов. Как-то не сложилось в этом году с сельхозпродукцией – невиданно высокие цены были на томаты летом, а теперь на «второй хлеб» - картофель. Назрела необходимость глубокого научного изучения собственного рынка и его тенденций.

1982

Избиратель желает ощутимых перемен к лучшему

Граждане, особенно молодые, любят новое и считают, что оно само по себе может изменить жизнь к лучшему. Появление виртуальной приёмной премьер-министра Узбекистанцы восприняли как панацею. Никто как-то не отметил, что само появление подобных приёмных свидетельствует либо о том, что сотрудники различных ведомств работают из рук вон плохо, либо их нормативно-правовая база и регламент работы никуда не годятся.

1278

Реплика

Cамое популярное

Колумнисты

Ало Ходжаев

Журналист, кандидат философских наук

Юрий Черногаев

Журналист, политолог

Рустам Шагаев

Публицист, фоторепортер, коллекционер 

Рустам Собиров

Мансур Ибрагимов

Востоковед-политолог

Румия Анварова

Журналист

Асия Качаева

Журналист, литературовед

Анзор Бухарский

Фотограф-документалист

Ульяна Кругосветка

Профессиональная путешественница

Яксарт Содиков

Публицист

Джавлон Хасанов

Публицист

Марина Ан

Журналист, PR-консультант

Андрей Толоконников

Психолог, тренер

Александр Кияев

Независимый военный эксперт, полковник в отставке.

Лола Исламова

Журналист.

Найдите нас на facebook

Опросы

Знаете ли вы как себя вести при землетрясении?
  • Нет, не знаю.
  • Не уверен(а), что мои знания верны.
  • Да, я прошел (прошла) специальный тренинг.
  • Да, я что-то слышал(а) или читал(а) об этом.
все опросы
Yandex.Metrika counter