Экспозиция шедевров музея имени Савицкого открылась в Москве

Экспозиция шедевров музея имени Савицкого открылась в Москве

В Москве открылась выставка картин каракалпакского музея имени Савицкого. «Сегодня случилось то, чего мы так долго ждали — наконец, мы открываем выставку абсолютно легендарной коллекции», — подчеркнула директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.
 
Секрет успеха коллекции и удивления искушенной московской публики в персоне и деяниях основателя — Игоре Савицком. Человек, которого часто называют «среднеазиатским Третьяковым» собрал огромную и уникальную коллекцию современного искусства — и все это в условиях суровых сталинских и «бульдозерных» хрущевских времен, времен диктата соцреализма. Игорь Савицкий вывозил и тем самым часто просто спасал уникальные картины обруганных Хрущевым и погоняемых чиновниками художников со всего Советского Союза.
 
Как заявил министр культуры Узбекистана, сам факт приезда выставки в Москву — уникальный. Это первая выставка из Музея Савицкого в России и на фоне визита в Москву Шавката Мирзиёева — хороший политический знак.
 
Политическое значение выставки из нукусской коллекции отметил и спецпредставитель президента РФ Михаил Швыдкой. «Эта коллекция, которая показывает, что авангард внутренне, глубинно связан с традиционным искусством… Самая главная суть в том, что все знали про Нукусскую выставку, все понимали, насколько она значительна и важна. Но на протяжении многих лет ее не давали в Россию и тот факт, что оказалась сегодня в России — факт не только культурный, но и политический», — подчеркнул Швыдкой.
 
Впрочем, как потом рассказала корреспонденту Sputnik Узбекистан главный хранитель музея Валентина Сычева, часть уникальной коллекции в Москву отпустили в музее легко.
 
«Мы очень рады, потому что Савицкий, если бы он был жив, был бы счастлив, что выставка в Москве. Правда, и в Нукус к нам приезжают со всего мира, но мы счастливы, что можем показать в самом центре столицы России такую прекрасную коллекцию», — заметила Сычева.
 
Выставка пробудет в Москве чуть больше месяца — посетители смогут посмотреть на экспонаты с 7 апреля, а уже 10 мая коллекция вернется в Узбекистан.
 
Ранее сообщалось, что экспозицию посетят президенты Узбекистана и России.
 
По словам спецпредставителя президента РФ Михаила Швыдкого, первый и последний раз эта коллекция была выставлена в Москве в значительном объеме лишь в 1968-69 годах — через два года после открытия музея в Нукусе, — а затем состоялось ее беспрецедентное турне по городам бывшего Советского Союза.
 
«За последние четверть века ведущие российские музеи не раз обращались к коллегам из Нукуса с предложением показать в своих стенах те или иные экспонаты легендарной коллекции, но никогда не получали согласия. Как бы ни складывались политические отношения между странами, нежелание вывозить в Россию одно из лучших собраний русского и узбекского авангарда 1920-1930-х годов наряду с шедеврами каракалпакского народного искусства и поистине великими открытиями, сделанными во время Хорезмской археолого-этнографической экспедиции под руководством профессора С. П. Толстова, оставалось неизменным. Как это ни парадоксально, у наших коллег из Узбекистана не было уверенности, что собранные ими произведения вернутся обратно. Именно поэтому открытие экспозиции музея из Нукуса в ГМИИ им. А.С. Пушкина — не просто важное культурное событие, но и политический жест, свидетельствующий о новой странице в межгосударственных связях России и Узбекистана.
 
Открытый в 1966 году по инициативе Игоря Витальевича Савицкого, художественный музей в Нукусе не случайно носит имя своего первого директора. Именно его уникальная научная, творческая и собирательская деятельность превратила музей в столице Каракалпакской АССР в одну из известнейших сокровищниц не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии.
 
Здесь хранятся артефакты начиная с древнейшей археологии до великого искусства ХХ столетия. Каждая часть коллекции — сокровища древнего Хорезма, прикладное искусство Каракалпакии и советский авангард имеют своих почитателей. Но большинство исследователей считают, что Музей им. И.В. Савицкого приобрел свою высокую репутацию, прежде всего, из-за коллекции советского — русского и узбекского — авангарда, которая сделала Нукус одним из центров притяжения ведущих специалистов мира.
 
Узбекским авангардистам приходилось выживать за счет декоративных работ, украшавших здания после войны. Р. Фальк, Н. Ульянов, К. Рождественский открывали для себя искусство «туркестанского авангарда», а замечательные узбекские мастера — А. Волков, У. Тансыкбаев, Н. Карахан, А. Николаев (Усто Мумин), В. Уфимцев и другие, создавшие свой собственный художественный язык, получили возможность творческого общения с мэтрами «Бубнового валета».
 
Именно во время войны И. Савицкий в Самарканде познакомился с Р. Фальком и брал уроки живописи у Н. Ульянова. Он прекрасно понимал великое могущество их творчества, как и то, что послевоенная советская реальность, в которой началась непримиримая борьба с «безродными космополитами», не оставляет многим из его учителей шансов на выживание. Да и он сам вовсе не случайно согласился в 1950 году стать постоянным художником Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, где проработал до 1957 года.
 
Совсем непростой была в эти годы и судьба представителей «туркестанского авангарда». Большая часть их работ не появлялась на выставках тех лет — их приобрел И. Савицкий для музея в Нукусе уже во второй половине 60-х годов. Узбекским авангардистам приходилось выживать за счет прикладных декоративных работ, украшавших новые здания в Ташкенте после войны. Они сохранились, к примеру, в отреставрированном здании Театра оперы и балета им. Алишера Навои.
 
Источник: 1ньюс.уз

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.