Открытие

Открытие

Я долго выбирала заголовок для этого эссе. Вариантов было множество – от пафосной «Пыль времен Самарканда» до пресс-релизовских: «Ораз Абдуразаков написал поэму». Потом все заголовки сошлись в одной точке – Открытие года. А через пару минут осталось одно Открытие.
 
Потому что это действительно было Открытием, в самом широком смысле слова. Открытием того, что абсолютно, как нам казалось, предсказуемые люди могут удивить. Что жизнь полна сюрпризов и неожиданностей. Что в каждом из нас, возможно, есть некий талант, который даже нам неизвестен. Что любая наша творческая идея имеет право на жизнь,  без оглядок на мир.
 
Ораз написал книгу? Ок, ладно, он один из лучших специалистов в своей области – связь, мобильные системы, пиар-конструкции,  принципы журналистики – ему есть что сказать. У многих из нас за плечами какие-то книги, эссе, заметки, методики. А его опыт бесценен.

Но мы зашли в Китоб Олами и насторожились. Книга, вот она. Но она… художественная?
Что? Написана стихами?  Про Амира Темура? То есть один из самых блестящих пиарщиков города тратил свое время на… стихи?
 
Это было потрясающее открытие.
 
Актер театра «Ильхом» Владимир Юдин читал первую главу со сцены. На экране мелькали кадры из фильма –  всадники, взмыленные лошади, битва, небо, клинки, гроза. Было очень тихо в зале, только на каждой блестящей метафоре  по нему проскакивала искра.

Безупречных 173  стиха, каждая из десяти строк – отрезок жизни Сахибкирана в пять лет. Суровый путь, от подножия трона до вершины. Время борьбы всех против всех, время предательств и измен. Время мужества и самоотречения.
 
У сердца Азии где горные хребты
пересекают половину мира –
от Рума до седых вершин Памира
оазисы волшебной красоты
затеряны, как в море острова,
вдоль каменных подножий и в лощинах.
А за песками к Северу трава
степей и мрак в заснеженных равнинах…
 
Пиар
 
Герой повествования нравится автору, и он этого не скрывает. Поэтому  был готов отвечать на  вопросы о «кровожадности» Темура спокойно, без  лишних эмоций, как на пресс-конференции.  Почему именно Темур? Человек,  любая цель которого оправдывала средства?  (И только потом, ладно уж, строитель и завоеватель). Для меня эти вопросы были странны – нельзя оценивать людей прошлого с современной гуманистической точки зрения. Они не укладываются в наши этические нормы и это справедливо. Все равно, что осуждать неандертальца за неумение пользоваться столовым прибором и салфеткой.
Да, и  с оценкой вселенской кровожадности Сахибкирана я не согласна. Даже Ибн Арабшах, немало натерпевшийся от политики Тимуридов, и не склонный петь ему дифирамбов, и тот, ничего особо выходящего за рамки не написал. И  что касается башен из черепов, то спросите археологов – они подтвердят, что ни одного мало-мальски похожего на эти сооружения фрагмента не было найдено. Не то что башни, даже холмика. Все попытки объяснить это тем, что кости были захоронены, не выдерживают критики. Кому было хоронить, если «целые города выжигались»? И люди были товаром в то время,  весьма дорогим? Кто в здравом уме будет уничтожать деньги? ( Не забываем снимать очки современного гуманизма).  Это был чистой воды пиар, устрашение, когда общественное мнение делает за тебя всю грязную работу.   
 
И, на мой взгляд, это характеризует героя как отличного стратега, не стремящегося проливать лишнюю кровь. Да жесток. Но справедлив. Эта справедливость – красная черта книги и всего непростого характера Великого Амира.
 
…плох воин, растерявшийся в бою
Достоин казни избежавший боя
И тот, кто ныне дал отпор в строю
Снискал не злато – почести героя.
А волки не сверкнувшие клыками
Достойны ль зваться далее волками?
 
Стихи

Уложить прозу, со всеми ее историческими подробностями, особыми, старинными словами и терминами,  географией и  диалогами в стихи – труднейшая задача. Я читала эту книгу до часу ночи,  и считала все удачи в стихосложении. Это была горсть бриллиантов, которой хватило бы на всю жизнь, а Ораз беспечно рассыпал их щедрой рукой в одной  книге.
 
Неповторяющиеся рифмы, образы, выражения,  точные сравнения  и постоянно вьющаяся нить  исторической правды.  Это как огромная модель корабля, которую собирают с тщанием, до единой малой детали,  не позволяя себе халтуры. И при этом внутри поэмы горит нечто, то что средневековые поэты называли «посланием с седьмого неба». Когда читаешь эти строки, ловишь себя на мысли, что диктовали сверху.
…рождал тиранов злополучный век.
Меняла их коварная эпоха.
Дела и мысли позабыты тех,
Кто злобой жил и умер от подвоха…
 
История

Удивительно, но о Темуре, даже спустя столетия, спор не умолкает. Это тема,  в которой каждому есть что сказать. И мы говорили-говорили на презентации книги, пытаясь сформировать свое отношение  и к ней, и к автору.
 
Автор обозначил его четко – Амир Темур человек-эпоха, который смог объединить земли предков, не дав растащить страну по кускам. Это был  мусульманский Ренессанс, объединение, рост всемогущей силы. И кто знает, как бы выглядела карта мира, не будь этой силы? 
 
История не знает сослагательного наклонения, что было бы, а чего бы не было, не попади истрепанная, почти расколовшаяся стрела в цель. Не прокричи птица, не проснись часовой, не пролейся дождь… А значит, нам просто нужно, затаив дыхание, следовать за автором-поэтом,  в Мовероуннахр, по Великому Шелковому пути, по предгорьям и пустыням, где на трехмерном экране разыгрывается трагедия судеб.

Тяжкий путь, полный унижений и преград,  битв, в которых герой не прятался за чужие  спины. И путь, осененный праведниками и подвижниками, которые верили в его звезду. Это было время встречи Темура и Саида Барака. Час предсказания, мистического предназначения, знаков и шепота звезд. Удивительное время…
…ты человек иль может быть, святой?
Пришел сюда из Мекки или Мисра?
А может статься, во плоти земной
Душа сокрыта праведного Хизра?
 
Книга

Читать. Выбрав время, когда вас никто не будет тревожить. Вам нужно два часа, минимум, чтобы спокойно уйти в эту дверь, в 1365 год, и чтобы никто вам не мешал. Только вы и автор, который, взяв вас за руку, поведет  по  древней дороге истории.  
 
Это первая книга цикла из семи книг. Ораз Абдуразаков писал  ее с 1999 года, урывками, с огромными паузами. Восемнадцать лет. Нехитрый подсчет примерно показывает дату презентации седьмой книги – осень 2125 года. Я постараюсь прийти.
 
…Истории не ведомы примеры
Подобного бесстрашия и веры.
 
 
Саша Иванюженко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.