Почему Ташкент не в списке городов Всемирного наследия ЮНЕСКО?

Почему Ташкент не в списке городов Всемирного наследия ЮНЕСКО?

Список Всемирного наследия ЮНЕСКО неуклонно растет, и сейчас в «когорту избранных» входит уже более 150 городов. Бухара, Самарканд, Хива в этом списке, а Ташкент пока даже не претендует, хотя имеет все шансы… Почему?
 
Процесс формирования списка городов Всемирного наследия идет уже более 20 лет. К нему проявляется все большее внимание не только со стороны профессионалов, но и широкой общественности, властных структур. Вокруг включения или не включения в Список Всемирного наследия все новых городов-претендентов разворачиваются настоящие баталии, сталкиваются интересы национальных правительств и местного самоуправления, специалистов и населения.
 
Ташкент, как одно из древних поселений часто играл серьезную роль на протяжении всей своей истории, насчитывающий доказанных 2200 лет его существования.
 
Ряд ученых и экспертов считают, что Ташкент имеет все основания быть включенным в список городов Всемирного наследия. История пополнения этого списка свидетельствует, что очерёдность включения объектов в Список Всемирного наследия зависела не только от их уникальности, но и от политической воли и организаторских способностей, амбиций властей отдельных стран.
 
Процесс подготовки документов, материальных и документальных доказательств, необходимых для представления в Комитет ЮНЕСКО – процесс достаточно сложный, требующий объединения усилий Министерства культуры, академических институтов, университетов, ученых различных специальностей, государственных и общественных организаций. Поэтому осилить его без помощи государственных структур практически невозможно.
 
Редакция Anhor.uz публикует накануне 680-летия Амира Тимура,  статью доктора исторических наук Эльёра Каримова, которая, как нам видится, вносит определённую лепту в создание документальной базы для включения Ташкента в список городов Всемирного наследия.

 

 Амир Темур и Ташкент

Правитель Самарканда – один из часто встречающихся в различной литературе эпитетов Амира Темура. При этом, к сожалению, мы забываем о других городах, в развитие которых Амир Темур внёс весьма ощутимый вклад. Наиболее забытый или редко упоминающийся в этой связи – Ташкент.
 
Ташкент, наряду с такими городами как Хива, Бухара, Самарканд, исторически является одним из крупнейших «center of power» – центров силы Центральной Азии. Центры силы – определенные зоны (города, государства, географические районы), оказывающие культурное, экономическое, военное или политическое влияние на территории за пределами своих собственных границ. Ташкент всегда был таким «центром силы», но в силу исторических коллизий и обстоятельств, его роль и место в нашей истории именно в таком качестве до сих пор не получили достойного освещения.
 
Как высоко Амир Темур ценил Ташкент и действительно ли он был таким значительным городом, как мне хотелось бы его представить? Ответ однозначный – да. Свидетельство тому – то внимание, которое уделял Ташкенту Сахибкиран («обладатель счастливого сочетания двух светил» — один из титулов Темура).
 
По данным исторических источников Амир Темур много раз посещал Ташкент по различным поводам. Наряду с решением других задач, Темур уделял особое внимание возрождению, укреплению и развитию города.  По сути – возродил. В соответствии с указаниями Темура укреплялись городские стены, восстанавливалась и реконструировалась ирригационная система, прокладывались новые каналы, восстанавливались разрушенные архитектурные сооружения и создавались новые. Особое внимание Темур уделял святым местам, которыми славился Ташкент.
 
До Чингис-хана Ташкент был важной частью «Мусульманского ренессанса» – то есть регионом высочайшего духовно-интеллектуального развития в период 10-11 веков. Абу Бакр Каффаль Шаши и его сподвижник Ходжа Аламбардор – величайшие проповедники своего времени, жили  и впоследствии были похоронены в Ташкенте. Абу Бакр Каффаль Шаши был основателем шафиитского мазхаба в Ташкенте (шафиизм – одна из четырех правовых школ суннитского ислама). Сам же город был центром распространения этого  мазхаба (то есть, школы шариатского права) в Центральной Азии.
 
Ко времени Темура Ташкент начинает возрождаться после разорительного периода, связанного с нашествием Чингис-хана. Но окончательное восстановление Ташкента, бесспорно, мы можем связать именно с Амиром Темуром, который возродил былое духовное, политическое и идеологическое величие города и вернул ему влияние регионального центра силы.
 
Историческая роль Амира Темура не ограничивается рамками его завоеваний, с которыми связана его слава полководца, которая по сути затмила основной, созидательный вклад в историю цивилизации. Заслуга Амира Темура, в первую очередь, состоит в создании мощного централизованного государства. Следует понимать, что с приходом монгольских завоевателей предыдущая государственная структура была сломана, а ислам впервые в своей истории потерял статус государственной идеологии. Благодаря поддержке Амира Темура ислам восстановил своё положение в качестве идеологического, нравственного, правового мировоззрения. Административные реформы и нововведения, характерные принципы издания государственных указов оказали влияние на большую часть мусульманского мира – не только на потомков и правопреемников государства Темура, но и на тех, кто никоим образом не утверждал себя в качестве приверженцев или преемников традиций его правления.
 
Амир Темур сумел эффективно использовать силу религии, как морально-идеологический фактор своей деятельности и умело использовал эту силу в своей внутренней и внешней политике. В условиях средневекового общества от этого, во многом, зависели победа или поражение в междоусобной борьбе, формирование общественного мнения, стабильность в стране, успехи в управлении государством, предотвращение взрывов возмущения масс населения против тяжёлого гнёта.
 
Мудрый политик Темур проявлял особое внимание, терпение, благочестие и уважение по отношению к действующим духовным лицам своего времени и к их историческим предшественникам. Поэтому восстановлению и благоустройству святых мест на территории его империи уделялось большое внимание. Эту политику правителя в значительной степени можно увидеть на примере Ташкента и той созидательной деятельности, которую он осуществлял.
 
У ворот Кукчи в пригороде Куи Арифон (сейчас это территория Ташкента) в 13 веке жил основатель центрально-азиатской ветви авторитетного во всём мусульманском мире суфийского братства (тарикат) сухравардийа –  шейх Зайн ад-дин Куй-и Арифони. Он считается сыном знаменитого багдадского шейха Шихаб ад-Дина ас-Сухраварди (ум. в 1234). По указанию своего отца шейх Зайн ад-дин переехал из Багдада в Ташкент и основал тут ханака (суфийскую обитель) сухравардийа.
 
Ко времени Сохибкирана, мазар (могила мусульманского «авлия» – святого) шейха Зайн ад-дина приходит в упадок и Тимур восстанавливает его, превращая в прекрасный мавзолей, который до сих пор стоит на территории кукчинского кладбища Ташкента.
 
Другой великолепный мемориальный комплекс – это, конечно, Занги-ата. По распоряжению Темура в Ташкенте отстраиваются мазары ясавийского шейха Занги-ата и его жены Анбар-биби (уникального культового женского места паломничества).
 
Именно в этот период Амир Темур закладывает мемориальный комплекс Ахмада Ясави в Туркестане.
 
Существует ряд похожих легенд об очередности возводимых Темуром мавзолеев великих ясавийских святых. Суть легенд сводится к тому, что когда возводился мазар одному святому, то приходил бык, разрушавший постройки, а потом следовало предсказание, что следует прежде построить мавзолей другому, связанному с этим святому. Так бык периодически разрушал мавзолей Ахмада Ясави, пока не началось  строительство Занги Ата, или разрушал мавзолей Занги Ата, пока не начиналось строительство мавзолея его учителя Ахмада Ясави, или разрушался строящийся мавзолей Ахмада Ясави, пока не начиналось строительство мавзолея его учителю Арслан Баба.
 
Конечно, легенды и предания – вещь неточная и недостоверная, но тут есть и рациональное зерно. Анализируя имеющиеся средневековые источники, можно с уверенностью сказать, что вся часть центрально-азиатской суфийской традиции, которая связана с образом Арслан Баба, родилась, развивалась и укрепилась в районе Ташкента.
 
Кстати, если вдуматься в суть упомянутых легенд, то можно выдвинуть гипотезу, что благодаря визитам в Ташкент Амир Темур узнаёт о ясавийских святых, что в результате приводит к строительству великолепных мавзолеев Занги-Ата и Ахмада Ясави. К слову, на сегодняшний день мавзолей Ходжи Ахмада Ясави в Туркестане – единственный в Казахстане архитектурный памятник, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
 
Кроме того, несмотря на свою легендарность, все эти истории свидетельствуют об исторически справедливой и доказанной роли Амира Темура в восстановлении и укреплении духовной линии основных святых тариката (суфийского братства) ясавийа связанных с регионом Ташкента.
 
Не придай Темур такого значения ясавийа, нет уверенности, что в дальнейшем, почти веком позже, была бы возможна деятельность Ходжа Ахрара. Уверенно можно сказать, внимание Амира Темура к возрождению духовной мощи города, объективно способствовало возникновению во второй половине 15 века крупнейшей религиозной и политической фигуры своего времени, уроженца Ташкента Ходжа Ахрара. Во второй половине 15 века он переезжает в Самарканд и начинает играть ключевую роль в период правления тимурида Абу Сайида и, по сути, направляет всю свою деятельность на сохранение целостности и стабильности империи оставленной Темуром.
 
В кратчайшие сроки роль Ташкента, как геополитического центра, была восстановлена, укрепилась и стала развиваться. В дальнейшем это сыграло колоссальную роль в истории Центральной Азии, когда упомянутый уроженец Ташкента Ходжа Ахрар, став крупнейшей политической фигурой второй половины 15 века, включает силсила (духовную генеалогию) глав тариката ясавийа в силсила другого, к тому времени вышедшего на ключевые позиции, суфийского учения – ходжаган-накшбандийа. Это, с одной стороны, приводит к одной из самых замечательных мистификаций в истории ислама, а с другой стороны – духовно (читай – политически и идеологически) объединяет весь колоссальный регион Мавераннахра, Хорасана и Туркестана в единое государственное образование.
 
Ташкент же в этой истории сыграл роль духовно-идеологического центра этого судьбоносного события.
 
В этой связи стоит также упомянуть и один из ключевых комплексов и наиболее почитаемых святынь Ташкента связанных с эпохой Темура – мазар шейха Хованд-и Тахура (предка Ходжа Ахрара по материнской линии). В дальнейшем, в 15 веке, вокруг мазара сформировался мемориальный комплекс, включающий мазары Калдыргач-бия и правителя Ташкента Юнус-хана.
 
Последний раз Амир Темур был в Ташкенте в 1404 году. Перед этим он раздал часть владений своей империи малолетним внукам. Ташкент, ставший центром важнейшей стратегической зоны империи, достался  Улугбеку, которому тогда было девять лет.
 
Исследование и осмысление вклада Темура в историю Ташкента позволяет открыть совершенно неизвестные или малоизвестные страницы истории, задуматься о том колоссальном вкладе, который внёс Ташкент в Отечественную историю.
 
При подготовке материала использовались работы академика Эдварда Ртвеладзе, академика Юрия Бурякова, кандидата исторических наук  Маргариты Филанович.
 
Эльёр Каримов
доктор исторических наук

Фото:  Ирина Попова http://strana.lenta.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.