Утечка талантов. Почему творческие люди уезжают из Узбекистана?

Утечка талантов. Почему творческие люди уезжают из Узбекистана?

Будем откровенны: фраза «Я не хочу уезжать, меня здесь все устраивает» может вызвать шок. Почему-то желание эмигрировать стало априорным, особенно среди людей творческих профессий, ищущих новые горизонты. Чем еще обусловлена массовая утечка талантов из Узбекистана? Трава ли зеленее по другую сторону забора, или есть объективные причины? Мы попытались в этом разобраться.
 
Молодая ташкентская группа All Tomorrow’s Parties перебралась в Москву прошлым летом, имея на счету несколько десятков выступлений, первое место в конкурсе IOSIS FEST «Стань хедлайнером», сольную программу, сыгранную в рамках Ilkhom Rock Fest, участие в ильхомовском же спектакле «Дождь за стеной» и релиз первого альбома под названием «3».
 
«Ташкент дал нам очень ценный начальный опыт. А уехать решили, потому что пришло время. Жизнь слишком коротка, а мы слишком эгоистичны и амбициозны, чтобы наивно верить в скачок музыкальной индустрии Узбекистана и пытаться вносить свой вклад в ее развитие, – рассказывает Владлен Шин, основатель и один из гитаристов и вокалистов группы. – В рамках рок-музыки, тем более англоязычной, которую играют All Tomorrow’s Parties, мы не видели для себя никакого будущего. Москва в этом плане тоже не край обетованный, но, по крайней мере, здесь больше целевая аудитория, есть выход на радио, телевидение».
 
В России, благодаря продвижению посредством Интернета, у ребят уже имелось немало поклонников, поэтому сразу же после приезда коллектив начал активную концертную деятельность и даже завоевал приз зрительских симпатий на фестивале независимых групп «Индюшата», организованном известным продюсером Александром Кушниром. Музыканты и сейчас не сидят без дела: осваивают сцены Питера, Рязани, Нижнего Новгорода, дают интервью и вообще обращают на себя внимание, в том числе заокеанское.
 
«Никаких препятствий для творчества у нас не было, но в Узбекистане специфический музыкальный рынок, на котором не все направления востребованы. Есть два пути: стремиться на эстраду, либо выступать в клубах на независимом уровне. Конечно, теоретически можно вещать на весь мир через Интернет, но мы играем живую музыку, нам нужно выступать на разных площадках, заводить интересные и полезные знакомства в определенных кругах, искать выход на другие территории с потенциальными слушателями», – говорит Руслан Тихонов, бас-гитарист ATP.
 
Артур Кондраков, создавший в Ташкенте ряд проектов (The Sides, Gridlock Caravans, «Джон Малкович»), поначалу не думал об эмиграции и поехал в Москву, чтобы провести время с друзьями. Но обстоятельства сложились так, что нашлась интересная работа – дизайнером оперативной графики на телеканале «Дождь» – и новая жизнь увлекла настолько, что Артур остался и обитает в России уже почти 4 года. Музыку он не забрасывает. «Ташкент я по-прежнему люблю, даже больше, чем Москву. Для меня это первая гитара, первые кассеты, вдохновение, прекрасная погода, первая творческая работа, первые концерты и огромный опыт. Возможностей в Ташкенте предостаточно, главное – правильно их использовать».
 
Самым ценным, что дал им Узбекистан, All Tomorrow’s Parties считают характерный менталитет и умение находить выход из любой ситуации. «Все остальное не зависит от среды. В любой стране процент успешных групп невелик. Пробиваются лучшие. В Узбекистане альтернативная сцена не развита не из-за отсутствия возможностей – просто недостаточно спроса и предложения. Но тот, у кого есть желание, будет заниматься своим делом в любом случае».
 
Может быть, так ситуация выглядит издалека? Лидер горячо любимой ташкентцами группы «Метод тыка» Алексей Поляков, в домашней студии которого был записан дебютный альбом All Tomorrow’s Parties, рассматривает возможность покинуть родные места, но не насовсем: «Уезжать не хочу. Мне здесь нравится, но не могу реализовать себя. Здесь творчество никто не ценит. Для русскоязычного музыканта тут нет никаких перспектив, и диапазон «нужной » музыки очень узкий».
 
Музыка – далеко не единственная творческая сфера в Узбекистане, теряющая ценные кадры. «Что бы я ни делал в театре, как бы ни играл, какие бы спектакли ни ставил, в этом стала проявляться инертность, – считает Антон Пахомов, один из самых ярких актеров в истории «Ильхома», сегодня играющий на сцене Московского театра Et Cetera. – Моей работой с каждым годом интересовалось все меньше и меньше людей. В городе не осталось прессы, адекватно и правильно освещающей культурные события. Соответственно, исчезает зритель. Я очень часто встречал людей, которые не слышали о театре «Ильхом». Это как если бы в Москве не знали МХТ имени Чехова. Было большое желание развиваться творчески. Мотивация для отъезда сугубо индивидуальна, мне кажется. Это и желание зарабатывать, и вопросы к себе: чего ты добился? И невольно, видя, как уезжают талантливейшие люди, нет-нет, да задумываешься: а что, если?» Антон Сергеевич планирует регулярно приезжать в Ташкент – к родным и друзьям. С Узбекистаном его связывает многое: «Творчески (да  и вообще) меня «сделал» мастер, Марк Яковлевич Вайль, родной театр, люди, с которыми посчастливилось этот огромный период жизни провести вместе».
 
«У меня нет мечты «свалить» на «золотые рудники», потому что я имею представление, о чем идет речь: какое-то время я учился и работал за границей. Миллионы под ногами там не валяются, и кока-кола не вкусней. В Ташкенте для музыканта есть два преимущества – время и друзья, которые всегда помогут. Но рок-н-ролл в Средней Азии – это рудиментарный отросток. Для чего он, вроде бы, непонятно, но и отрезать его – как-то радикально, – размышляет Ашот Даниелян, фронтмен популярной группы «Крылья Оригами». – Творческие люди уезжают, потому что это им свойственно: из Узбекистана, или из России, или от себя бегут. Думаю, каждый ищет зону комфорта, новые возможности для реализации, контексты – долго находясь на одном месте, рискуешь стать Плюшкиным или князьком ограниченного мирка. Творческий человек это понимает, вот и бежит. У Средней Азии своя специфика, она древна, дремотна и неспешна, в ней свое течение времени, суфизм… Не каждому по душе такая атмосфера, но в ней есть особое сдержанное очарование».
 
Нежными чувствами к родному городу поделилась иллюстратор Полина Ильина, в планы которой отъезд пока не входит: «Я люблю Ташкент, его погоду, природу, кухню, свежие фрукты. Здесь все, кого я люблю: моя семья, любимый человек. Я считаю, что близкие люди должны быть рядом, а не разъезжаться по миру, часто из-за этого теряется связь и рушатся отношения. Смысл уезжать есть в том случае, если хочешь работать в какой-то конкретной компании, которая находится в другой точке мира. И, конечно, есть страны, где дизайн и иллюстрация очень развиты, там проходят мастер-классы, фестивали, приезжают специалисты. Но, благо, пообщаться и посоветоваться с зарубежными художниками и иллюстраторами можно и по Интернету – большинство из них ведут блоги, проводят онлайн-трансляции, выпускают книги. Я сама работаю удаленно и не ощущаю никаких преград для творчества. Узбекистан вполне может стать источником вдохновения».
 
Не собирается уезжать в ближайшее время музыкант Виталий Аминов, за плечами которого – участие в группах Sweet Silence и Titus, сотрудничество с «Ильхомом» и Молодежным театром Узбекистана, а также создание собственных проектов Snark и Psyke. Сейчас он – гитарист в коллективе известного узбекского певца Шохруххона и автор на одном из аудио-стоков, где предлагается музыка для рекламных роликов, трейлеров, заставок, игр. За границу не рвется, объясняя это тем, что в других странах, в частности, России, музыкальная система продажна: «Даже самые честные конкурсы вроде «Голоса» только создают видимость перспективы для музыкантов, но в итоге все решает то, насколько ты вписываешься в индустрию русской коммерции. На Западе же не будут думать, сколько у тебя денег, там будут думать, как можно тебя продать. Здесь вообще этой системы не существует. У нас все просто: певец записывает пару песен на местной студии, снимает клип, крутит его по ТВ, делает рекламу на нескольких баннерах. Все это ради того, чтобы позвонил какой-нибудь «акя» и пригласил спеть на свадьбе. Вот и вся индустрия».
 
Преград для самосовершенствования в творческом плане он не видит: «Да, у нас практически негде выступать живьем, но это не единственная возможность заниматься музыкой. И потом, было бы обидно, что закрывают клубы, если бы действительно было много высококлассных музыкантов. Но их нет. Есть просто люди, которым нужно поразвлечься в клубе, и чтобы что-то шумело на фоне. А те, кто шумит, даже не задумываются: надо ли нам играть в клубе, или мы звучим так плохо, что нет смысла этого делать? За рубежом  никого не интересуют ребята из гаража, потому что достаточно неплохо играть умеют многие. А вот сделать качественный, целостный студийный продукт гораздо сложнее. Поэтому, прежде чем пытаться чего-то достичь в других странах, нужно записаться на студии и услышать себя со стороны».
 
Виталий предлагает универсальный рецепт для музыканта: играя в ансамблях местных «звезд», заработать на собственное качественное оборудование, чтобы творчески развиваться и записывать композиции для продажи по Интернету, что, в свою очередь, при профессиональном подходе может стать основным источником прибыли. «В Москве, например, гораздо сложнее заработать денег на обустройство домашней студии, потому что к российским звездам не попадешь так просто. Здесь ты придешь, скажешь: «Акя, привет, я такой-то, послушай меня». Он скажет: «Хоп, хоп, да, нормально. Завтра костюм одевай, приходи, играй, все, классно». Ты приехал, отыграл 3-4 заказа по 10 минут, забрал свои 50 долларов. Это не так ужасно, как кажется, и уж точно лучше, чем бежать в страну, где ты будешь работать официантом и продашь гитару, как это сделали мои знакомые».
 
 «Если ты хочешь кушать вкусные сосиски, и тебе противно, что большинство людей вокруг говорят не на твоем родном языке, тогда говори правду сам себе и уезжай по этой причине, а не потому, что якобы нет возможности заниматься творчеством. Уезжают люди, которые не пробуют что-то построить, не могут сами себе объяснить, почему они здесь не в состоянии что-то сделать. Они бегут, потому что им хочется хорошо жить, и обвиняют в своих проблемах правительство, не понимая, что государство не будет устраивать их жизнь, как это делал Советский союз».
 
К чему же мы приходим? В Узбекистане совершенно свободно можно заниматься творчеством, и единственное объективное ограничение – отсутствие непосредственного живого отклика, то есть некоего общего культурного фона. Потому что люди, составляющие целевую публику, покидают страну по вышеперечисленным субъективным причинам. Да, у нас есть определенное творческое пространство, на котором происходит много интересного. Но все это – для ограниченного круга людей, который с годами становится все уже. Основная масса населения живет жизнью, в которой нет места искусству, творчеству, мысли, поиску, стремлению к осознанию себя и происходящего вокруг. Можно ли это изменить, и нужно ли? «Повлиять на ситуацию могут только долгие годы постепенного развития, – считают музыканты ATP. – А вообще Ташкент хорош и таким, какой он есть. И его время обязательно придет».

Анастасия Мун

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.