Возможен ли успешный стартап в Узбекистане?

Возможен ли успешный стартап в Узбекистане?

Узбекские стартапы – явление загадочное: все о них говорят, но никто не видел. Мы побеседовали со специалистами сферы о причинах, по которым большинство IT-стартапов на нашем рынке гибнут, едва успев появиться.
 
Первая и самая очевидная причина, по мнению основателя веб-студии DIDA Сарвара Рузматова – отсутствие высокоскоростного доступа в Интернет, без которого IT-индустрия не может прогрессировать в принципе: «1 мегабит – это несерьезно. В Казахстане, например, за $50 в месяц можно получить  скорость 40 мегабит. У нас же для юридических лиц Интернет-тарифы очень дорогие. Это и является препоной для развития стартапов. Хотя положительные сдвиги все же наблюдаются: Интернет потихоньку, но дешевеет».
 
По словам стартаперов Нодира Мирсаидова и Марата Ибрагимова, медленный внешний Интернет может стать преимуществом: «Чтобы на нашем рынке победить зарубежных конкурентов, нужно размещать серверы в зоне TAS-IX. Пример – местный сервис для просмотра телевидения онлайн – mediabay.uz, которому многие, и мы в том числе, отдают предпочтение перед сотнями аналогичных зарубежных проектов».
 
Одним из препятствий для роста стартапов является отсутствие распространенных за рубежом источников инвестиций, таких, как венчурные фонды и бизнес-ангелы. Но, как отмечает Нодир, для развития стартапа в Узбекистане не требуется объемных инвестиций, потому что пока нет выраженной конкуренции: «Главное – довести продукт до определенного уровня и показать, что он работает, тогда найти инвестора вполне возможно».
 
То есть ключ к массовому успеху стартапов – пересечение людей, у которых есть интересные идеи, с людьми, готовыми финансировать их реализацию. Многие потенциальные инвесторы в Узбекистане пока далеки от сферы IT. А как обстоят дела с идеями? На вопрос о примере истории успешного стартапа наши собеседники назвали Torg.uz, Afisha Media. Из проектов, представленных на Стартап Миксах, интересным посчитали лишь Rancho.uz, сделанный с учетом особенностей ведения бизнеса в Узбекистане.
 
«Можно взять готовый успешный проект, в совершенствование которого уже было вложено много времени и денег, за несколько месяцев сделать его аналог и вывести приложение в топ, – предлагает Нодир. – Но ни в коем случае нельзя делать социальные сети вроде узбекского клона Facebook – YouFace, над которым пару лет назад смеялcя весь мир. Ими практически никто не будет пользоваться, потому что в Узбекистане есть нормальный доступ к крупным соцсетям.
 
Очень странно, что у нас до сих пор нет аналога американского сервиса Yelp. Там пользователи оценивают кафе, клубы, магазины, стоматологии, салоны красоты, автомастерские – что угодно. И, чтобы не рисковать деньгами или здоровьем, люди сверяются с отзывами и рейтингами того или иного заведения. Это очень полезная вещь и для бизнеса. В Узбекистане постоянно открываются малые частные предприятия. Нужно, чтобы их владельцы осознали, какие перспективы открывает сотрудничество с подобными сервисами. В Штатах это настолько серьезный маркетинговый инструмент, что если у ресторана или кинотеатра низкий Yelp-индекс, туда просто не будут ходить. У нас же упорно продолжают делать приложения, которые помогают находить близлежащие точки питания, учреждения. Этого мало – нужно стимулировать пользователя оценивать, совершать какие-то действия.
 
Очень актуально было бы приложение для бронирования авиа- и железнодорожных билетов. Правда, ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» обзавелась своим приложением, но оно нигде не рекламируется, поэтому о нем никто не знает. Хороший проект – Click.uz, Есть несколько удачных приложений для вызова такси. Минус некоторых из них в том, что для заказа нужно ввести точный адрес пунктов отправления и назначения. Это занимает гораздо больше времени, чем телефонный звонок».
 
Проблема медленной обработки запросов и несовершенства организационной части, подводит нас к третьей причине умирания узбекских стартапов на ранних стадиях: «IT стартап – это новое направление, не до конца изученное нашими бизнесменами. Они не понимают в полной мере, насколько профессионально нужно к этому относиться. Все делается на уровне энтузиазма: проект запустили, есть работающий прототип – есть стартап. А дальше поддерживать сервис на должном уровне, уделять внимание качеству – об этом забывают».
 
В то же время, хороших специалистов в Узбекистане больше, чем в других странах региона. Это обусловлено наличием сильной математической школы и Ташкентского института информационных технологий, который, к слову, долгое время был единственным в Средней Азии. Почему же в данном случае кадры не решают все? «Талантливые разработчики с инженерным мышлением у нас есть, но для реализации стартапа нужна команда: программист, дизайнер и человек, который понимает, какой продукт будет востребован и знает, как его вывести на рынок, – говорит Нодир. – Много ли толковых команд в Узбекистане? Ответ очевиден. Если бы их было много, то в разделе AppStore «Рядом со мной» мы бы видели кучу приложений, а на сайтах – рекламу новых проектов».
 
В будущее наши специалисты смотрят с оптимизмом. «Потенциал у нас есть – много перспективных выпускников с отличными знаниями. Появляются Интернет-магазины, внедряется электронное правительство, – рассуждает Сарвар. – Наблюдается позитивная динамика, нужна поддержка со стороны государства. Замечательным шагом в этом плане стало создание Национального реестра разработчиков программного обеспечения, которые до 2017 года освобождаются от уплаты налогов и таможенных платежей».
 
На резонный вопрос, почему их команда не занимается разработкой перечисленных перспективных приложений, Марат ответил, что в стартапе главное – делать то, что тебе интересно: «Стартап – это идея и группа людей, которые ее реализуют с видами на то, чтобы стать полноценной компанией. Но у компании появляются другие заботы: операционная деятельность, финансовые вопросы. Поэтому некоторые стартапы, разрастаясь, теряются в серой массе: каждый начинает заниматься чем-то своим, команда распадается. Дух стартапа, когда людей связывает не контракт, а общая цель, – основа для целой философии. Так, известная американская команда 37signals сознательно не становится «нормальной» компанией, на протяжении многих лет оставаясь стартапом».
 
 «В нашей деятельности мы стараемся совмещать лучшее от стартапа и от полноценной компании, – рассказывает Нодир. – Мы за сравнительно сжатые сроки создаем работающий продукт. При этом занимаемся самым интересным: у нас есть и кодинг, и продажи, и производство. Сейчас два основных проекта: iDeal и Modera».
 
А как все начиналось? «Стартап чем-то напоминает создание рок-группы. Собираются ребята, объединенные общим интересом: а почему бы не попробовать?» Нодир сравнивает развитие стартапа с превращением гусеницы в бабочку. Марат менее поэтичен: «Чтобы продвигать стартап, нужно отказаться от личной жизни, забыть про зарплату и кушать роллтон. Идеально этим заниматься в студенческие годы, когда вокруг много единомышленников. Да, тебя бросит подруга, но зато ты идешь к своей идее! Или можно сделать стартап вместе со своей девушкой».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.