Хорезмская область демонстрирует лучшие результаты доступности качественного образования
Хорезмская область оказалась на первой позиции в рейтинге доступа к качественному среднему образованию. В частности, в Хорезме один из самых высоких в стране показателей по критерию, оценивающему условия обучения. Самая неблагополучная ситуация с точки зрения доступа к качественному образованию сложилась в Ташкентской области.
Индекс неравенства доступа к качественному образованию (Index of Disparity in Access to Quality Secondary Education IDAQSE) разработан трансграничной командой исследователей специально для стран Центральной Азии. В его основе — ряд официально измеряемых показателей, на которые государства могут воздействовать напрямую. Показатели для Узбекистана разделены на три группы: «условия обучения», «акторы образования», «доступность ИКТ».
В критерий «условия обучения» включены три показателя: доля школ с трехсменным обучением; доля аварийных школ; доля школ с надворными туалетами.
Худшая ситуация с перечисленными показателями сложилась в Сырдарьинской области. Столица же, наоборот, располагает наилучшими условиями для качественного обучения.
Критерий «акторы образования» включает в себя четыре показателя: доля учителей с высшим образованием; количество учеников на одного учителя с высшим образованием; отношение средней зарплаты учителя к средней зарплате по региону; доля выпускников 11 классов, продолживших обучение. Главным аутсайдером по этой группе показателей стала Ташкентская область, лидером — Джизакская область.
Критерий «доступность ИКТ» состоит из четырех показателей: доля школ с доступом в интернет; количество учеников на один школьный компьютер; соотношение стоимости услуг интернета и средней зарплаты в регионе; соотношение стоимости самого дешевого ноутбука и средней зарплаты в регионе. Наибольшую доступность ИКТ продемонстрировала Навоийская область, наименьшую — Самаркандская область.
Индекс разработан в рамках проекта «Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик». Содержание исследовательской работы отражает точку зрения авторов. Медиапартнером проекта выступает Международный центр журналистики MediaNet.
Приложение
Регионы | Условия обучения | Акторы образования | Доступность ИКТ | Итого по трем критериям |
Андижанская область | 74,8 | 59,3 | 69,1 | 67,7 |
Бухарская область | 76,8 | 64,8 | 77,1 | 72,9 |
Джизакская область | 51,7 | 71,7 | 72,9 | 65,4 |
Кашкадарьинская область | 70,3 | 53,5 | 75,6 | 66,5 |
Навоийская область | 72,8 | 63,7 | 83,6 | 73,4 |
Наманганская область | 68,2 | 68,7 | 72,5 | 69,8 |
Республика Каракалпакстан | 72,2 | 69,3 | 77,9 | 73,1 |
Самаркандская область | 70,2 | 61,5 | 65,8 | 65,8 |
Сурхандарьинская область | 61,6 | 54,3 | 70,7 | 62,2 |
Сырдарьинская область | 47,0 | 65,9 | 73,9 | 62,3 |
Ташкент | 96,6 | 50,0 | 66,5 | 71,0 |
Ташкентская область | 63,3 | 44,3 | 78,0 | 61,9 |
Ферганская область | 77,6 | 66,4 | 67,9 | 70,6 |
Хорезмская область | 91,8 | 68,3 | 75,4 | 78,5 |
Узбекистан | 70,7 | 56,6 | 75,1 | 67,4 |
максимум по всем позициям — 100 баллов
Комментарии