Хорезмская область демонстрирует лучшие результаты доступности качественного образования

Хорезмская область оказалась на первой позиции в рейтинге доступа к качественному среднему образованию. В частности, в Хорезме один из самых высоких в стране показателей по критерию, оценивающему условия обучения. Самая неблагополучная ситуация с точки зрения доступа к качественному образованию сложилась в Ташкентской области. 

Индекс неравенства доступа к качественному образованию (Index of Disparity in Access to Quality Secondary Education IDAQSE) разработан трансграничной командой исследователей специально для стран Центральной Азии. В его основе — ряд официально измеряемых показателей, на которые государства могут воздействовать напрямую. Показатели для Узбекистана разделены на три группы: «условия обучения», «акторы образования», «доступность ИКТ».

 


 

В критерий «условия обучения» включены три показателя: доля школ с трехсменным обучением; доля аварийных школ; доля школ с надворными туалетами. 

Худшая ситуация с перечисленными показателями сложилась в Сырдарьинской области. Столица же, наоборот, располагает наилучшими условиями для качественного обучения. 

Критерий «акторы образования» включает в себя четыре показателя: доля учителей с высшим образованием; количество учеников на одного учителя с высшим образованием; отношение средней зарплаты учителя к средней зарплате по региону; доля выпускников 11 классов, продолживших обучение. Главным аутсайдером по этой группе показателей стала Ташкентская область, лидером — Джизакская область.

Критерий «доступность ИКТ» состоит из четырех показателей: доля школ с доступом в интернет; количество учеников на один школьный компьютер; соотношение стоимости услуг интернета и средней зарплаты в регионе; соотношение стоимости самого дешевого ноутбука и средней зарплаты в регионе. Наибольшую доступность ИКТ продемонстрировала Навоийская область, наименьшую — Самаркандская область.

Индекс разработан в рамках проекта «Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик». Содержание исследовательской работы отражает точку зрения авторов. Медиапартнером проекта выступает Международный центр журналистики MediaNet.

 

Приложение
 

Регионы Условия обучения Акторы образования Доступность ИКТ Итого по трем критериям
Андижанская область 74,8 59,3 69,1 67,7
Бухарская область 76,8 64,8 77,1 72,9
Джизакская область 51,7 71,7 72,9 65,4
Кашкадарьинская область 70,3 53,5 75,6 66,5
Навоийская область 72,8 63,7 83,6 73,4
Наманганская область 68,2 68,7 72,5 69,8
Республика Каракалпакстан 72,2 69,3 77,9 73,1
Самаркандская область 70,2 61,5 65,8 65,8
Сурхандарьинская область 61,6 54,3 70,7 62,2
Сырдарьинская область 47,0 65,9 73,9 62,3
Ташкент 96,6 50,0 66,5 71,0
Ташкентская область 63,3 44,3 78,0 61,9
Ферганская область 77,6 66,4 67,9 70,6
Хорезмская область 91,8 68,3 75,4 78,5
Узбекистан 70,7 56,6 75,1 67,4

максимум по всем позициям — 100 баллов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.