Тайна за семью печатями: как защитить в Узбекистане ценную информацию?

Тайна за семью печатями: как защитить  в Узбекистане ценную информацию?

Пока в мире гремят патентные войны, а коммерческие тайны порой охраняются тщательнее музейных реликвий, практика должной защиты интеллектуальной собственности в нашей стране только начинает получать массовое распространение. О том, кому в первую очередь следует подумать об обеспечении прав на плоды творчества, а также как сохранить в безопасности секреты бизнеса, рассказал кандидат экономических наук, патентный поверенный Республики Узбекистан Санджар Муминов, директор по странам СНГ Международного консорциума бизнес-консультантов Aston Alliance.

«От нарушений авторского права чаще всего страдают ученые, творческие люди, которые создают и демонстрируют общественности произведения интеллектуального труда, но порой не задумываются об обеспечении исключительных прав. Эти категории наиболее уязвимы. Еще одна «больная» тема – стартапы. В чем здесь трудность? Инвестор, собираясьвложить деньги, сомневается: а вдруг эта разработка – плагиат? Есть сомнения и у автора. Он показывает стартап, но боится: вдруг идею украдут, а ему не заплатят? Есть простое решение: открыть одно авторское свидетельство. Так автор обезопасит себя, а инвестор, в свою очередь, получает гарантию, что если идея украдена, ответственность за ее использование будет нести не он, а тот, кто присвоил чужое авторство. Таких простых механизмов много, и о них необходимо знать, – рассказывает Санджар Файзуллаевич. – Сегодня авторское право в Узбекистане развивается очень динамично. Приходит осознание того, что оно имеет некоторые преимущества перед патентным правом. В идеале любой бизнесмен должен иметь выбор между тремя способами защиты, знать плюсы и минусы патентования, авторского права и режима коммерческой тайны. Если у предпринимателей будет полное юридическое понимание этих механизмов, они смогут эффективно защищать свою интеллектуальную собственность».

Авторское право охраняет какое-либо произведение, но не выраженные в нем идеи. Так, защитив статью с описанием изобретения или устройства, вы не обеспечите прав на создание этого устройства другими людьми, а лишь запретите копирование самого текста. Патент защищает изобретение, модель или промышленный образец. Можно утверждать, что в некоторой степени патентование тормозит внедрение инноваций, так как принадлежащая изобретателю или предприятию технология не может быть использована больше никем. Коммерческой тайной можно сделать деловую информацию для внутреннего пользования какого-либо предприятия (бизнес-стратегии, клиентская база, данные о доходах или заработной плате) при условии, что она соответствует ряду критериев, главные из которых – способность охраняемых сведений принести экономическую выгоду и отсутствие свободного доступа к ним.

Напомним, что понятие коммерческой тайны упоминается, но не расшифровывается в 32 законах и около 50 подзаконных актов Республики Узбекистан. Эти документы не определяют меры защиты коммерческой тайны, законные способы ее получения, не устанавливают ответственность лиц, разгласивших коммерческую тайну, то есть не обеспечивают реализацию прав ее владельца. В данный момент в стране разрабатывается законопроект «О коммерческой тайне», который определяет ряд важных понятий и содержит критерии охраноспособности ценной с точки зрения бизнеса информации. Также в текст внесен список сведений, которые коммерческой тайной считаться не могут. Законопроект устанавливает права собственника коммерческой тайны и меры по ее защите.

«Очень важно, чтобы в законе, которые сейчас в проекте, были заложены определенные финансовые механизмы, ориентированные на малый и средний бизнес, – считает эксперт. – Если  нормы закона будут перегружены, то использование коммерческой тайны просто не получится. В том законопроекте, который сейчас существует, присутствуют достаточно сложные пункты, которые, на мой взгляд, нужно упрощать. Это касается, например, критериев признания коммерческой тайны, порядка ее применения. Хотелось бы, чтобы эти моменты были проработаны с учетом зарубежного опыта, хотя бы на уровне СНГ. И еще один момент: коммерческая тайна должна приносить выгоду. Выгода может быть разных форматов. Экономия ресурсов, экономия средств, получение дополнительной прибыли. Многие компании сейчас делают коммерческую тайну, свое ноу-хау, основным активом. В законе должно быть четко прописано, какие критерии оценки выгоды существуют, потому что субъективность может создать предпосылки для некорректного понимания сотрудниками, контролирующими органами, другими инстанциями. Если получится четко прописать критерии выгоды, то обеспечить охраноспособность коммерческой тайны будет гораздо легче».

Чтобы прояснить многие тонкости, связанные с использованием и защитой ценной деловой информации, Санджар Муминов провел мастер-класс на тему «Клиентская база и коммерческая тайна: как защитить главные интеллектуальные активы своего бизнеса?» Участники этого семинара, первого в своем роде для Ташкента, узнали, как запретить использование клиентской базы, как заставить сотрудника сдать нужную информацию и документы в случае его внезапного увольнения и получили ответы на другие спорные и актуальные вопросы.

Анастасия Мун

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.