Insider.uz: Это не праздник с тортиком
Мой Редактор, Галина Александровна Костикова, ненавидела этот день, и запрещала с ним поздравлять. Потому что нельзя было поздравить с тем, чего нет. Жаль, что она не дожила до 03.05.2020. Думаю, сейчас она бы приняла поздравление. Хотя поздравлять не с чем и это сейчас лично для меня становится очевидным.
Так что такое — Свобода Слова?
Это очень широкое понятие, — от полоумной бабы, строчащей в соцсетке ересь, и черных риториков, мастерски маскирующихся под полоумных баб, до спасения чьей-то жизни, чести и достоинства.
Это информационные войны и спланированные атаки, для сведения политических счетов.
Это борьба с ветряными мельницами.
Это слова, которые могут разрушить чьи-то жизни и карьеры.
Это слова, которые могут посадить кого-то или стоить жизни сказавшему.
Это управление толпой ради чьих то интересов.
Это right to know — право знать.
Она ничего не меняет и может изменить все. Вплоть до всего мира. Она есть везде и ее нет нигде.
А еще это внутреннее состояние. Как четко сказала Лола Исламова, ты обрастаешь сотнями связей, и любой твой найденный и обнародованный факт кого-то задевает. И приходится выбирать.
А сейчас еще и состояние, при котором ты уже не боишься чиновников. Большая часть из них — люди связанные по рукам и ногам протоколами и осторожностью. Они сами всех боятся. Но приходится бояться толпы, интеллектуального большинства, которое снесет тебя и твою редакцию, как вода дамбу, затопчет и забудет, где лежит от тебя пятно.
Интеллектуальному большинству не нужны факты. Им нужен хайп, разборки, кликбейты и возможность кого-нибудь попинать коллегиально. И вот перед этой массой у многих журналистов есть страх, и он куда больше реального судебного разбирательства. Сдержанность и объективность стоят мало и за нее можно получить десяток разнообразных ярлыков, из которых ярлык «продался» будет самым розовеньким.
А негатив и истерика заходят на ура. Для многих блогеров это лайкосы любой ценой и наркотик.
Но если попытаться вычислить, где у публики кнопка, делающая тебя неуязвимым, то можно уходить из профессии. А если не уходить, то вспомнить, что если «делать что должно, то будь что будет».
Свобода слова это независимый авторский контент. А его становится все меньше и меньше, контент попал в ловушку статистики. На всех языках. Блестящий контент на узбекском уступает кликушам и кликбейтерам, оседлавшим трафик на заголовках. Русский контент тает, как мороженое в чиллю, и спасать там уже нечего.
И все это добивают споры о языке. О чем вы спорите? О том, что исчезает с двух сторон?
— Сейчас любое наше движение назовут шовинизмом. Знаешь, как они расценивают все наши усилия в журналистике, в попытке сберечь ремесла, деревья, памятники, помочь людям, детям и кошкам? Как высокомерную заботу о туземцах.
Звучит, как оксюморон, но националисты национальности не имеют. Любить свое всегда тяжелее, чем ненавидеть чужое. Некоторым вообще не под силу.
Я не буду поздравлять вас со Свободой Слова. Это не праздник с тортиком, это головная боль для всех, в любом ее состоянии. Но. Лучше пусть будет с ней, чем без нее. Потому что без нее после смерти вообще ничего нет. Пусто.
Полная версия текста Insider.uz
Комментарии