Есть ли жизнь после Фейсбука?

Есть ли жизнь после Фейсбука?

3 октября в Ташкенте Лаборатория Бизнеса собралась небольшим  недоуменным составом в своей студии и решила тихо, без камер, выяснить, что делать, если Фейсбука в нашей жизни больше не будет и попыталась подсчитать ущерб от сентябрьского падения социальной сети. 

Неожиданно пришли к выводу, что бизнес выживет, адаптируется, эволюционирует.  С  потерями, конечно, но не до смерти. А вот информационное спокойствие страны под вопросом.

Другими словами, тем, кто держит рубильник, надо целовать Фебешечку в интерфейс  три раза в день, и следить, чтобы она не дай Узтелеком, рухнула окончательно.

Продажи

Вначале все пытались освоить VPN.   Хорошо, что единственный нетворк, который невозможно выключить, это Ташкентское Сарафанное радио.  Через несколько дней лента опять пополнилась друзьями и возмущенными постами. Казалось бы ок, все вернулись.
Но для рекламы в фейсбуке включение юзером VPN катастрофично. Таргет ( целевое попадание) настраивается на страну,  а мы все внезапно перестаем находиться в Узбекистане и виртуально разбредаемся по Швейцариям, Нидерландам и Германиям.  На карте Фейсбука пропадает сразу целая страна, и никто из целевой аудитории не видит рекламу.
Для малого бизнеса, который специализируется на продажах своих штучек через интернет,  это был жестокий удар. Упали продажи в магазинах, люди не видели акции, людям не напоминали, что они забыли купить все то чудесное барахло, которое дает возможность выжить предпринимателям и хунармандам.

Далее. Сервисы, которые работают в зоне uz, открывались со скрипом  либо вообще не открывались  через VPN, потому что маршрут был длинным  и для наших приложений непонятным.  А современный юзер не ждет загрузки страницы дольше,  чем восемь секунд.  Он начинает звонить в техподдержку, удалять приложения или пытаться изменить с конкурентом.
 
— В России вообще планируют закрыть интернет к 20125 году.
— Какие сомнительные инновации…
 
Мы не можем жить без Фейсбука

У нас не так много преимуществ перед  соседями,  но мы всегда могли высокомерно сказать, что  «зато у нас не блочат  Телеграм» , «У нас работает ЖЖ»,  «Нам не закрывают Фейсбук». Теперь это преимущество начинает таять, как шоколадка в машине.  В итоге никаких преимуществ уже не остается, хештег  #поравалить  вызывает уже идиосинкразию и приступ удушья.

Две вещи невозможно провернуть назад   — фарш и digital-маркетинг . В случае с фаршем еще возможны варианты,  а вот digital-маркетинг вряд ли можно засунуть обратно в походы по домохозяйствам и заставить расклеивать объявления в подъездах.  Слишком просто и удобно сделал Марк Цукерберг. Две кнопки «оплатить», три кнопки «вытащить всю аналитику о своих аудиториях». Одна кнопка «отправить им послание».
Когда умные люди начинают говорить об эволюции социальных сетей, мы конечно печально соглашаемся, но держим в уме одну простую вещь, — нельзя ломать то, что еще не отработало свой ресурс. Фейсбук не отработал. По сути, мы только начали нормально на нем зарабатывать, разобрались в функционале, пережили несколько его кривых обновлений, создали лайфхаки. Туда еще не пришла основная масса республиканских предпринимателей,  он еще  не начал работать толком на нас, а тут уже закрыть.

Ясно, что один  маркетинговый канал тут же будет заменен другим, и кто знает, возможно, он будет лучше, функциональнее, красивее и добрее. Но есть одна проблемка, надо будет начинать с нуля.  

Сообщества и гражданское общество

Если выключить из анализа ситуации   хайп и мутные потоки сознания, то останется  консолидированное сообщество, которое нашло возможность собирать экспертов в одном месте.  Мероприятия сейчас создаются в интернете,  на них приходят люди, которые имеют одинаковые ценности и интересы. И это здорово, это объединяет, и не напрягает даже тот факт, что организаторы даже пытаются что-то заработать. Опять  к нашим баранам – к заработку, сколько экскурсий, поездок по стране  и городу провалилось, сколько трех копеек не заработали частные предприниматели…

Лаборатория Бизнеса  обязана Фейсбуку своим продвижением. Все их блестящие панельные дискуссии состоялись благодаря функции «мероприятие» дай Бог здоровья Марку, пусть живет сто двадцать лет.

— Надо прямо сейчас составить список возможных блокировок и уже начинать готовиться…

Фейсбук сильно разгрузил редакции  газет, Прокуратуру и СНБ, все фрики и неадекваты плавно переместились в сеть, и нашли выход для своей энергии.  Мы только научились отделять зерна от плевел и не кормить троллей.

Мы стали выражать свою гражданскую позицию, пусть не всегда умело и цензурно, но все-таки это  проект свободы, к которой стремится каждая личность.

Мы стали равны. И посол страны и чиновник и продавец самсы имеют возможность открыто дискутировать на соц. площадках.
Самое главное- у нас реализовалось  ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ.  Понятно, что любое право можно урезать,  можно лишить его юзеров. Но потребность в  правдивой  информации, во всяком случае, в той, в которую можно верить,  невозможно запретить.

Фейсбук позволяет мониторить настроения в обществе. И количество  пользователей тут вообще не играет роли – это фокус -группа,  релевантная, которая позволяет отследить все 32 миллиона, с небольшой  погрешностью, которая будет уменьшаться по мере увеличения пользователей из регионов. 

Бизнес не может сидеть и ждать конца света

Ему надо работать, двигать экономику вперед – зарабатывать.  Поэтому условно,  запретив  Фейсбук, государство вынудит искать другие площадки для бизнеса и общения. А они неизвестны. Те же мессенджеры непредсказуемы. Если заглянуть в  статистику телеграм, мы увидим группы-гиганты, авторизованные в Узбекистане.  По 200-300 тысяч фолловеров. Это масса. И пусть эти каналы транслируют пока только развлечения, мемы и демотиваторы, просто гипотетически представьте,  что можно слить за несколько секунд этой огромной аудитории?

Держитесь за Фейсбук, товарищи майоры,  с его знакомыми дырами, открытостью и реальными пользователями. Куда мы будем уходить из Фейсбука, сейчас не знает никто. Даркнет большой, всех не заблокируешь. Поэтому лучше  собирать людей в старое доброе и удобное место, где ляганы и котики, чем разгонять их по темным углам.

Упущенная выгода

Посчитать невозможно. Потому что она многослойна и потенциальна.  Ее не оценить на основании ощущений.
Очень хорошее резюме от Хикмата Абдурахманова, что о Функциях Фейсбука  в нашей жизни:

— образовательная
— лидогенерационная
— коммуникационная
— создание событий
— инструмент выражения настроения, гражданский позиции
— краудфандинг/благотворительные группы/инициативы
— инструмент развития онлайн коммерции
— психологическая/«пары спускать»)
— аналитическая/биг дата по всем аспектам жизни
— доска объявлений
Ну и это не считая репутационного ущерба.  Заходить в страну с инвестициями, где  толком не работает ни цифровой маркетинг,  ни цифровая реклама – это риск.
 

(Авторская орфография сохранена)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.