Ташпоиск: нас всего двое, но мы в тельняшках

Ташпоиск: нас всего двое

 Татьяна Дубовик-поисковик Узбекистана, известная в социальных сетях, под nickname “Ташпоиск Татьяна“, рассказала о поисковом движении в нашей стране и за ее пределами.

– Все началось в 2009 году. Тогда на форуме “Люди и война” я открыла раздел по Узбекистану.  Сайт “Книга Памяти Узбекистана” существует с 2012 года. Так, как у нас регион тыловой,то мы, в основном, занимаемся поисками захоронений узбекистанцев за пределами нашей страны. Ищем информацию в итернете в открытых источниках, затем просим друзей-поисковиков на местах, чтобы помогли.

Часто находятся захоронения и нам высылают их фотографии. С 2010 года я езжу в экспедиции, моя коллега, Гасанова Аделя – с 2014 г. Нас двое на весь Узбекистан, но мы в тельняшках. Мы умеем работать эксгуматорами, можем “поднимать” солдат,”зачищать” местность. Также мы участвуем в поисковых конференциях. В апреле были в Брянске, в декабре – в Москве. По возможности, ежегодно мы выезжаем на поисковые вахты в Россию, в леса. Ищем останки солдат. Среди них могут попасться и узбекистанцы. Искать здесь трудно. Русскоязычные и эвакуированные в Узбекистан в большинстве уехали. А узбекские семьи с разными фамилиями (дед, сын, внук). Еще много искажений в документах по фамилии, имени, отчеству, географическим названиям.

От поисковиков России, Беларуси, стран СНГ приходят просьбы найти родственников солдат в Узбекистане. Ищем. Пишем в военкоматы, министерство обороны, хокимияты. Перед началом экспедиции организатор – Поисковое движение России, около года занимается поисками в архивах ЦАМО (г.Подольск). Ищут полковые и дивизионные донесения по потерям. Смотрят даты, географические названия и оординаты деревень, где убиты. Например написано : “Опушка леса, 100 метров около деревни N”.

Так, в 2015 году в Кировском районе Ленинградской области нашли неучтенное ни в каких документах дивизионное захоронение в лесу на более чем 400 человек. Было 13 ям, 4 метра глубиной,размером примерно 15 х 15. Там слоями лежали тела солдат. 9 человек в ряд, четырьмя ярусами. В каждой яме до 60 человек. Счастье, что земля там хорошая, мягкая. Около 250-300 поисковиков эксгумировали это большое захоронение неделю. Все лопаточками, руками, кисточками. Там же были антропологи, они делали замеры костей, чистили. Сразу оформлялись акты эксгумации и другие документы.

Работаем и как археологи. На одного солдата уходит полдня или день. Бывает, что солдаты лежат под слоем земли примерно 40 см. А это не земля, а за 70 лет листья истлели и стали землей. Конечно, есть случаи, что нет возможности найти. Бывает так, что прямо в донесении указано “Родственников нет”. Иногда прямые родственники солдата умерли, есть дальние, которые солдатом не интересуются. Был такой случай, что дальних родственников нашли, солдата опознали по медали. А родственники говорят “А нам деньги дадут? Наш родственник же с медалью”. Оказалось, родственники никого не искали, а мы нашли их сами.

Мы продолжаем свою работу и 10 августа выезжаем в Новгородскую область в Международную военно-историческую экспедицию «Волховский фронт. Чудово». В ней примут участие более 500 человек – начинающие и опытные участники поисковых отрядов из регионов России и стран СНГ. Задача мероприятия – объединить усилия поисковиков стран СНГ и постсоветского пространства, выработать общие подходы к работе. Эта работа физически сложная, но морально мы понимаем, что взялись за важное дело.

Я считаю, бояться нужно живых, а не мертвых. Извинишься перед солдатом, что беспокоишь его… и вперед. Забираем его из леса, а потом проводим торжественное захоронение с его однополчанами.

Татьяна Дубовик и Аделя Гасанова сами прошли нелегкий путь в поисках сведений о своих дедах. Татьяна приложила все усилия для того чтобы найти своего деда, Григория Дубака, о котором имела очень мало сведений, даже год рождения, как выяснилось позже, не был точным. Узнав, что в мае 1942 года он пропал без вести в так называемом Харьковском “котле”, его останки были обнаружены под Киевом в 2009 году. Сведений о деде Адели Гасановой до сих пор нет, он считается пропавшим без вести в городе Керчь. Вот уже несколько лет 9 мая – в День памяти и почестей Татьяна Дубовик и Аделя Гасанова надевают футболки с изображением своих дедов, договариваются в соцсетях с людьми, собирают деньги, покупают подарки и едут поздравлять ветеранов.

В настоящее время в деревне Большая Колчева, Кромского р-на, Орловской обл., Российской Федерации похоронены 85 солдат, из них 21 узбекистанец. Родственники найдены только у двоих – Халикаев Наркобыл (в док.Нарнобул) 1921 г.р и Мусинов Халиль 1908 г.р. Если кто-то узнает в данных биографиях своих знакомых, просим откликнуться, написав на сайт “Книга памяти Узбекистана”, который есть в соцсети facebook, Одноклассники, ВК.

Материал подготовила Юлия Отченко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.