Что происходит с рынком наружной рекламы

Что происходит с рынком наружной рекламы

Прошло больше года, как в Узбекистане вступило в силу постановление Кабмина, касающееся реформирования рынка внешней рекламы, но до сих пор в интернете и социальных сетях не утихают бурные дискуссии на этот счет. А все потому, что над операторами внешней рекламы нависла угроза потерять бизнес.

Корреспондент Anhor.uz попыталась разобраться, что происходит на рекламном рынке Ташкента и по чьей вине законопослушные предприниматели загнаны в угол.

Рынок, который приносил миллиарды сумов в госказну, стал разваливаться

До недавних пор рынок внешней рекламы Ташкента был одним из быстроразвивающихся сегментов экономики города. Столичный рынок, без преувеличения, можно было назвать центром рекламного бизнеса всего Узбекистана. И сейчас внешняя реклама Ташкента является катализатором развития региональной рекламной отрасли, но за последний год положение рынка сильно ухудшилось и неизвестно, что будет дальше.

В 2018 году чиновники объявили о масштабных реформах в отрасли внешней рекламы. Изначально планировалось уделить внимание региональным рынкам внешней рекламы, доля которых в общем объеме национальной индустрии рекламы долгие годы остается низкой, а Ташкент предполагалось показать как пример того, как следует развивать отрасль. Однако в процессе реформирования акцент сместился и столица, как лакомый кусочек, стала эпицентром скорее экспериментов, чем реформ. Всего за год рынок, который долгие годы стабильно развивался и приносил миллиарды сумов в госказну, стал разваливаться и терять темпы роста. 

Хронология событий: как рынок пришел к упадку  

30-го августа 2018 года Кабинет Министров принял постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности в области размещения внешней рекламы». Инициатором и автором документа стал Антимонопольный комитет, который затеял все эту чехарду, в том числе, ради создания здоровой конкурентной среды и очищения отрасли от незаконной рекламы. Казалось бы, комитет преследует благие намерения, если бы не следующие моменты:
Во-первых, Антимонопольный комитет признает, что ташкентский рынок внешней рекламы никоим образом не подпадает под антимонопольное законодательство. Факты говорят, что на рынке рекламы столицы никто не обладает монопольным положением и конкуренция существует. Для справки сообщим, что на сегодняшний день на столичном рынке внешней рекламы официально зарегистрировано 440 рекламных компаний – это ли не свидетельство гиперконкуренции. Выходит, Антимонопольный комитет пытается решить проблему, которой, по сути, нет.

Во-вторых, Антимонопольный комитет, якобы, хочет очистить город от незаконной рекламы, доля которой, по их данным, составляет всего 30%. На самом деле объем внешней «серой» рекламы в Ташкенте не меньше 300%, другими словами ее кратно больше, чем рекламы, размещенной на законном основании. Непрофессиональный подход виден в том, что госорган обеспокоен лишь билбордами, т.е. тем видом рекламы, где проблем меньше всего: у каждой рекламной конструкции есть свои владельцы, а значит, есть с кого спросить.

Другое дело реклама на транспорте, которая никак не регулируется. Практически вся реклама на фасадах торговых точек, остановок, ресторанов и др. объектов является незаконной и государство за ее размещение не получает ни единого тийина. Весьма странно, что эта незаконная реклама никого не волнует.  

При этом Антимонопольный комитет часто заявляет в СМИ, что в столице очень много нелегальной рекламы. Позвольте, но согласно закону «О рекламе» именно этот орган, в частности его отдел по защите прав потребителей и контролю за рекламной деятельностью ответственен по надзору за соблюдением законности в сфере рекламы! Следовательно, если в городе растет объем нелегальной рекламы, значит, это недоработка конкретно этого отдела.
Уточним, что ни один другой орган в Узбекистане, включая хокимияты, не имеет право проверять законность размещенной рекламы. Исключительно Антимонопольный комитет.

В-третьих, в постановлении отсутствуют ответы на ключевые вопросы. В документе, в основном, говорится о процедуре продления срока использования ранее установленных рекламных конструкций и требованиях для размещения новых рекламных щитов. При этом в постановлении нет ни слова о мониторинге и аудите рынка внешней рекламы, нет предложений по предотвращению или узаконивании незаконной рекламы и т.д.

В-четвертых, и это один из самых важных моментов, согласно постановлению Кабмина ответственным за разработку проекта нормативно-правового акта был назначен Антимонопольный комитет, которому был отведен срок в два месяца, чтобы подготовить проект нового Порядка регулирования рынка внешней рекламы в Узбекистане. С тех пор прошло больше года, никаких результатов нет, а незаконная реклама расцветает махровым цветом.

Непонятно, почему орган, переполошивший весь рынок, за который он в ответе перед государством кого-то пытается обличать, не исполняя прямого поручения, данного ему постановлением Кабинета министров. Возможно, это кому-то и выгодно, но точно не государственной казне.

Прошло больше года, однако не создана даже рабочая группа из экспертов по рекламе, опытных предпринимателей рекламной отрасли, юристов, строителей, архитекторов, специалистов по ландшафту. Кому, как не им можно доверить разработку нормативно-правовой базы различных видов рекламы, которая учитывала бы интересы всех сторон? Вместо этого город стал свидетелем хаоса и раздрая, роста «теневого» рекламного рынка.

Операторов по наружной рекламе вынуждают платить за сохранение своего бизнеса

Между тем, согласно постановлению Кабмина с 1 декабря 2018 года право на сооружение новых рекламных конструкций должно предоставляться через аукцион. Но аукционы не проводятся, зато за последние 10 месяцев количество рекламных конструкций в столице значительно выросло. Кто и на каком основании выдавал разрешения на их установку, кто наживается на деньгах, часть которых должна была пополнять государственную казну непонятно даже Антимонопольному комитету.  Или это не совсем так?

Однако, это еще не основная проблема. Сложно представить, что произойдет с рынком внешней рекламы, когда заработает этот аукцион. Напомним, чтобы убрать коррупционную составляющую, Антимонопольный комитет предложил распределять земельные участки для сооружения объектов (конструкций) внешней рекламы с помощью электронных аукционов на платформе E-ijro Auksion. Большинство участников рынка обеспокоены за судьбу ранее установленных рекламных конструкций, которые имеют старые договора и паспорта. По новым требованиям предприниматели должны внести дополнительную плату за право продолжить использовать свои рекламные объекты в течении следующих 5-10 лет.

Грубо говоря, операторов по наружной рекламе вынуждают во второй раз заплатить за уже оплаченное ими место, чтобы они могли сохранить свой бизнес, хотя срок действующих паспортов еще не истек. Это, примерно, то же самое, если бы граждан вынудили доплатить, чтобы по-новому узаконить приватизированные ранее квартиры. При этом аукцион будет иметь временной характер, что совершенно не укладывается в голове. Это как купить через аукцион дорогую картину, но с условием вернуть ее назад через пять лет. Ни в какой другой сфере деятельности не проводится такого рода аукцион. Причем не только в нашей стране, но и в мире нет такого юридического прецедента.  
  
Стоит отметить, что изначально в проекте постановления говорилось, что заключенные ранее в соответствии с законодательством договора, выданные паспорта, свидетельства, разрешения и иные правоустанавливающие документы на размещение внешней рекламы сохранят свое действие на период установленных сроков. Более того, начальник управления по защите прав потребителей и контролю за рекламной деятельностью Дильшод Азимов в своем выступлении 10 мая в программе «Карама-карши» на телеканале Uzbekistan 24 заверил всех, что новые правила не коснутся старых участников рынка, но в дальнейшем не сдержал своего слова. В любой стране, следующей маршрутом цивилизованного рынка, это является нонсенсом. Точнее – невозможно. Возможно, у Антимонопольного комитета свое понимание, как государство должно взаимодействовать с бизнесом, однако, надо заметить, такая точка зрения прямо противоположна официальной политике Узбекистана.

По данным Антимонопольного комитета в Ташкенте 6,5 тыс. рекламных конструкций и все они будут демонтированы, если владельцы не попытаются выкупить их заново на торгах. Законом никому, кроме суда, не дано право произвольно аннулировать результаты аукционов. Сроки действия паспортов должны соблюдаться неукоснительно, иначе Узбекистану никогда не завоевать доверия инвесторов.

Новые участники рынка, если таковые объявятся, должны входить в рынок на равных условиях, а не на место игроков, выброшенных чиновным произволом.
Сегодня стоимость установки одной качественной рекламной конструкции может доходить до 50-60 тыс. долларов. Какой бизнесмен вложится в страну, которая меняет правила игры и постоянно пытается «доить» бизнесмена под разными «благовидными» предлогами?

Предлагаемое «благодеяние» для неких «новых» игроков вполне может завершиться возведением коррупционного барьера.

Кстати, в своем последнем интервью Дилшод Азимов заявил, что необходимо вдвое сократить количество рекламных конструкций в Ташкенте, то есть из 6,5 тысяч оставить 3тысячи. Кроме того, он считает, что необходимо уйти от примитивных сооружений к эффектным рекламам на LEDэкранах. Все бы ничего, если бы не смущали некоторые моменты.

Насколько правильно указывать предпринимателям, которые за свои деньги покупают право на использование земельного участка и рекламный паспорт, в каком формате они должны подавать рекламу. Разве музыку заказывает не тот, кто платит?!
Кроме того, разница в цене между «примитивными» конструкциями и LED-экранами почти в 10 раз.

Кто станет устанавливать экраны, зная, что через несколько лет они будут демонтированы, если за это место кто-то из операторов предложит большую сумму на аукционе?! И, главное, прежде чем предлагать инновационные идеи необходимо исследовать, как относятся к слепящим экранам пешеходы и автомобилисты. К примеру, проезжая по улице Мукими возле слепящих, ярких, броских рекламных щитов автомобилисты не выбирают выражений, характеризующих авторов и установщиков этих самых экранов.

Сегодня мы стали свидетелями войны старого с новым.

С первых дней вступления в должность президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев принимает инновационные решения и инициирует масштабные реформы с целью развития предпринимательства в стране. Но, судя по всему, суть предлагаемых реформ, которая состоит в следовании правилам цивилизованного рынка, уважении мнения предпринимателей чиновники так и не уяснили.

 А возможно, дело в том, что некоторые чиновники намеренно тормозят реализацию новых идей, чтобы протащить свои интересы и  привычные старые методы работы. К примеру, «пропускают мимо ушей» требование не дергать предпринимателей, не вымогать под разными благовидными предлогами их денежные средства.

И чтобы создать имитацию бурной деятельности выдумывают проблемы, а потом предлагают решения, в которых угадываются коррупционные составляющие.

Они не учитывают, что общество растет и зреет изо дня в день и люди все видят. Мы уверены, что настанет день, когда у президента лопнет терпение и он призовет к ответу всех, кто пытается играть по «своим» старым правилам.
 
Элина Рустамова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.