1000 слов – взгляд из региона

1000 слов – взгляд из региона

Весна надежды нашей

В четверг на прошлой неделе Фредерик Старр из «Нью-Йорк Таймс» назвал Узбекистан как страну постсоветской Центральной Азии  — «шаблоном» для других государств Востока и более того – всего мусульманского мира. (Странно, как «Джахон» это не заметил?) Речь шла об «экспериментах светского правительства и создании свободного рынка в стране». Была также подчеркнута «уникальная роль Центральной Азии в исламской истории». Спасибо, Фредерик, «Нью-Йорк Таймс», конечно, не «Халк сузи», но что-то интересное на ваших страницах бывает…

Итак, об уникальной роли. Нынешней весной у нашей страны будет удобный повод вновь продемонстрировать этот статус. Речь идет об Украине. После того как президент В. Янукович  переместился из своего государства в российский Ростов-на-Дону, а в стране правит бандеровская хунта, В. Путин решил защитить русскоязычное население и пообещал  ввести войска. Естественно, все семь участников группы G-8 тут же пригрозили России политической изоляцией и, что хуже всего, экономической блокадой.

Бытует мнение, что ситуация в Крыму, на который Россия давно заглядывается, искусственно доведена до опасной грани её же спецслужбами. Что и позволило российской Думе озаботиться положением соотечественников и заодно, сохранив Крым как «федеральный субъект Украины», накрепко привязать его к России. Что и требовалось доказать давным-давно. Чтобы не нервировать посла Украины в Узбекистане, дальше не буду…

 И вот, — как сказал мне в понедельник один из представителей узбекского бизнеса, —  у нас появилась в этой ситуации та самая «уникальная возможность» помочь северному соседу, причем очень не за бесплатно. В первую половину дня понедельника от российских контрактов отказались уже три крупные европейские фирмы – либо предложили пересмотреть договоренности в сторону удешевления поставок. Любой политический нюанс, даже еще не вполне оформившийся, уже меняет «цену вопроса». А российские фирмы уже заказ отработали, готовы начать отгрузку – а некуда. Почему бы не купить эти невостребованные товары, которые уже в контейнерах, в вагонах и т.д., узбекским бизнесменам?  Но – по нашей цене? Товарооборот у Узбекистана с Россией в 2013 году был  $8,3 млрд. (по узбекистанским оценкам, российские экономисты дают цифру на треть меньшую), это больше трети всего внешнеторгового оборота Узбекистана.  Почему бы эти показатели  не поднять еще?

На Западе готовы отказаться и от российских денег. Инвестиции России в узбекскую экономику – более $600 млн., давайте возьмем еще под  выгодные условия – северному соседу сейчас не до торгов, экономика и так на грани дефолта. Помните китайскую пословицу про мудрую обезьяну, которая сидит на холме и смотрит на драку двух тигров внизу?

О выводе войск

И еще раз про драку двух тигров. На этот раз «драка» гораздо ближе, как говорят – «за речкой». 27 февраля все та же «Нью-Йорк Таймс» сообщила из Брюсселя, что министры обороны стран НАТО договорились о полном выводе войск из Афганистана. Кто не совсем в курсе:  американцы вовсе не собирались полностью выводить своих солдат из многострадальной страны. Генерал Джозеф Данфорд, командующий силами коалиции, еще прошлой осенью заявил о начале в 2015 году операции «Звезда», по плану которой в стране оставались на шести базах 12 тыс. американских солдат, плюс  Баграм приобретал статус международной базы с размещением интернационального контингента.  Все это – для «тренировки афганских военных». Ну, дай Бог…

Для обеспечения правового статуса своего контингента американцы намеревались заключить с президентом Карзаем специальное соглашение. Но он, как истинный бизнесмен (у него в Калифорнии сеть ресторанов), упорно торгуется уже пять месяцев.  Весной в Афганистане президентские выборы, на которые Карзай свою кандидатуру выставить уже не может. Его пресс-секретарь Аймал Файзи настаивает, что соглашение о безопасности контингента будет подписано, ссылаясь на то, что все одиннадцать претендентов на должность  готовы обеспечить подписание. Но не за «просто так». По-видимому, Обаме эта торговля надоела, и он решил пойти на «нулевой вариант»: раз так, уходим все и насовсем.

Кстати, тут есть нюансы. Внешняя политика – тот же бизнес, только называется иначе. Первый нюанс – военный. Наши американские друзья все-таки  не собираются  покидать наш регион «насовсем». Сколько названий сменила их база в Киргизии? – Суть-то осталась прежней. И так, вероятно, будет всегда. По новой стратегии Пентагона, которая вводится с 2015 года, американцы должны иметь возможность нанести «сокрушающий удар» по любой точке мира через час после того, как Обама примет такое решение. Поэтому никто не собирается покидать Центральную Азию – отсюда подлетное время во все стороны горизонта самое оптимальное.  Уже сегодня (сенсация дня!) идут переговоры по созданию в регионе каких-то «небольших» стартовых площадок (благозвучный и нейтральный термин еще не придумали) для «дронов», с которых эти американские беспилотники смогут наносить удары по территории от Синьцзяна до Залива ( «Нью-Йорк Таймс», 27 февраля). Как вы знаете, английскими «дронами», действующими в Афганистане, их пилоты управляли из Англии. Так что на этих «площадках» будет только минимальная обслуга: чего уж проще, вроде как международная метеостанция…

Второй нюанс – коммерческий. И тут у нас вновь маячит некая надежда. Американцы воевали 13 лет, потеряли 3500 убитых  для того, чтобы изничтожить талибов? Не будем наивными. Во-первых, через Афганистан рано или поздно пройдет трансазиатский газопровод от Туркмении до Индии, о строительстве которого уже полностью договорились, так как другого пути просто нет. Пока мы в переговорах о «трубе» не участвуем, на то разные причины, но есть надежда, что эти причины исчезнут. Во-вторых, минеральные богатства страны оцениваются в $1 триллион. Для Узбекистана, кстати, очень интересно месторождение меди «Айнак» к югу от Кабула. Его открыли и обсчитали узбекские геологи еще в те времена, когда Демократическая Республика Афганистан была «подшефным» государством советского Узбекистана. Тогда считалось, что афганская руда, в которой 11 млн. тонн  меди, будет очень кстати для нашего Алмалыкского  горно-металлургического  комбината. Почему, вы думаете, Узбекистан тянет сейчас железную дорогу до Кабула: это проект еще тех лет. Правда, «Айнак» уже выкупили креативные китайцы, но мы все равно  если не в числе хозяев, то в числе первых покупателей. В любом случае дорога – наша.

…Вошли, вернее, влетели американские морпехи в Афганистан с авианосцев в Заливе. «Карл Винсон» там тогда как прописался. Его самолеты были готовы прийти на помощь пехоте через 10 минут после запроса. Они взлетали с корабля, полтора часа летели до Афганистана, там в воздухе их дозаправляли танкеры с базы в Бишкеке и три часа пилоты в небе ждали «заказа» на штурмовку. Да, это была дорогая война – обошлась в $700 млрд.

Выходят американцы и их союзники через Центральную Азию. Вначале хотели через Пакистан, через знаменитое Каракорумское шоссе (второй раз в истории эта трасса обеспечивает войну, 60 лет назад по ней шла помощь союзников воюющему с нацистами Советскому Союзу).  Но пакистанцы только на прошлой неделе разблокировали шоссе, а корабли на Ригу и Таллин уже были зафрахтованы — решили вывозить технику по нашей территории. Мы на этом  неплохо заработаем — провоз одного контейнера стоит до $5 тыс. (цены были срочно подняты в 2012 году, когда разговоры о выводе  уже превратились в переговоры.  По российской железной дороге цена прежняя – от $1,8 тыс.). Англичанам, например, этот трафик обойдется в $700 тысяч.  Особый разговор был о персонале. В то время переговорщики из  министерств  обороны стран НАТО ездили в Ташкент пачками. Приезжал даже заботливый  министр обороны Латвии, хотя весь латвийский контингент в Афганистане мог разместиться в школьном автобусе.  Вроде – договорились «ни о чем», и персонал выводят через Бишкек.

А вот одна надежда наша не оправдалась. Американцы, воспитанные на голливудских фильмах (такие «щедрые ковбои»), вначале обещали оставить Узбекистану кое что из оборудования:  не везти же отработавшие свой срок «хаммеры» обратно через полмира. А американский посол в Узбекистане Д. Крол сказал мне, что переговоры еще идут и неизвестно, чем закончатся. Вот он, капитализм… Впрочем, узбекский бизнес заработал не только на железнодорожных перевозках. Целый год американские морпехи имели в своем рационе наши помидоры, огурцы и прочие фрукты-овощи. И Пентагон платил не как на Алайском рынке…

Впрочем, означенная тысяча слов уже исчерпана… До встречи здесь же!

Юрий Черногаев,
Специально для Anhor.uz

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.