Законодательная Палата Олий Мажлиса Узбекистана опубликовала инициативу ряда депутатов закрепить на законодательном уровне порядок амнистии капитала.  На первый взгляд – ничего особенного, поскольку внешне схожие мероприятия провели некоторые соседние страны, хотя никто из них публично не объявлял о каких-либо положительных результатах.

Однако, узбекистанские депутаты пошли «своим путем». Как утверждают парламентарии, ссылаясь на данные Центрального банка о платежном балансе, международном инвестиционном состоянии и внешнем долге Узбекистана, остаток депозитов юридических лиц и населения, за последние три года составил 11,5 миллиардов долларов. «Это средства, полученные по денежным переводам, основная сумма которых хранится у населения или используется в теневой экономике», - утверждают парламентарии.  

Возникает несколько вопросов в связи с таким категоричным, но безосновательным утверждением:

  • На каком основании утверждается, что деньги населения, хранящиеся в банках, используются в теневой экономике? Кем и каким образом это доказано?
  • Почему деньги, присланные соотечественниками, по вполне официальным каналам и хранимые в коммерческих банках, имеющих лицензию Центрального банка на осуществление всех видов банковских операций, неожиданно стали участниками теневого оборота?
  • Почему факт хранения денег в банках уже рассматривается как доказательство использования денег в теневой экономике?
  • Не приведет ли такая оценка денег населения и применение к ним мер по амнистии капитала, к утрате доверия к банкам, да и власти в целом? Не попытаются ли вкладчики теперь искать любые возможности снять средства с банковских счетов и хранить их в более надежных местах?
Для меня, как экономиста, совершенно очевидно, что доверие людей, как отправивших деньги, так и и хранящих их на банковских депозитах, является самым важным условием легализации доходов. Почему наши депутаты думают с точностью до наоборот, забыв о презумпции невиновности?

Как гражданин Узбекистана скажу: если депутаты действительно считают, что средства населения, полученные в ходе денежных переводов и хранящиеся в банках, являются двигателем теневой экономики, то нам надо подумать о досрочных Парламентских выборах, поскольку с таким уровнем понимания причинно-следственных связей, сущности отчетов, публикуемых ЦБ, компетентность парламентариев вызывает сомнения.

Хочу обратить внимание депутатов на следующее: средства, отправленные узбекистанцами и  хранимые в коммерческих банках Узбекистана, с самой первой секунды появления на счетах клиентов, служат народному хозяйству страны. Именно они являются  источником кредитов, которые выдают банки, в виде источников инвестиций банков в ценные бумаги, эмитируемые государством. Кроме того эти средства - источник выполнения банком всех своих обязательств перед клиентами, потому что  коммерческий банк сам не печатает денег, а хранит наши с вами деньги, используя временной промежуток, чтобы временно свободные деньги одного субъекта, использовать для нужд второго за счет разумного вознаграждения, называемого рыночный процент.


Можно себе представить, как поведет себя население, испуганное возможным «амнистированием» его законных денег, на использование которых оно должны получать специальное разрешение государственных органов и только для определенных нужд. Люди, у которых в генетической памяти опыты с денежными реформами, срочно снимут все деньги из банков, проконвертируют их в конвертируемую валюту  и спрячут свои кровные подальше от депутатских глаз.

Эта инициатива депутатов “об амнистировании капитала” возникла в ходе круглого стола, который был организованн Комитетом Законодательной палаты Олий Мажлиса по бюджету и экономическим реформам совместно с фракциями политических партий в нижней палате парламента. На этом же мероприятии говорилось и о введении системы обязательного декларирования доходов граждан в стране. Полагаю, депутаты подзабыли, что система обязательного декларирования доходов гражданами Республики Узбекистан предусмотрена статьями 393-401 (Глава 57) «Налогового Кодекса» Республики Узбекистан, принятого ещё в 2019 году.

В этих статьях довольно подробно описаны субъекты декларирования доходов, порядок декларирования, исключения из правил и другие важные положения. Непонятно о каком еще декларировании доходов гражданами идет речь. Или депутаты теперь стали принимать законы во исполнение предыдущих законов.
Обращает на себя внимание, что во всех этих инициативах не упомяналось  о необходимости декларирования доходов депутатами всех уровней, судьями, прокурорами, сенаторами, работниками министерств и ведомств и т.д. Очень надеюсь, что в скором времени председатель Центрального банка вместе с министром финансов будут объяснять народу, что все эти инициативы парламентариев не были предварительно обсуждены с правительством, что никто, ни при каких обстоятельствах не будет трогать вклады населения в банках.

Есть английская поговорка по этому поводу – «Don’t trouble troubles before trouble troubles you» - «Не трогай проблему, пока проблема не озаботила тебя» и узбекский аналог поговорки –«Қичимаган жойингни қашима».
 
Абдулла Абдукадыров, экономист,
эксперт Anhor.uz