АК «Тошшахартрансхизмат» прекратила с 14 января социальный проект Via.uz, который позволял пользователям мобильной связи выбрать необходимый маршрут автобуса, направление движения и остановку, после чего программа показывала примерное расстояние и время прибытия общественного транспорта. Произошло это на фоне целенаправленных усилий  правительства страны по развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
 
Хотя, надо отметить, что на фоне успехов по запуску некоторых электронных продуктов, ИКТ в Узбекистане, порой, развивается и функционируют весьма своеобразно. Например, программа Skype временно не работает с августа 2015 года, а неназванные партнеры «Узбектелеком не смогли завершить «ремонтные работы» к обещанному сроку и предпринимают третью попытку. Теперь возникли проблемы с проектом по отслеживанию автобусных маршрутов в Ташкенте.
 
Мониторинг соблюдения маршрутов и графиков движения пассажирского транспорта, в частности, автобусов - тема не новая и имеет начало еще до эпохи независимого развития страны. Правда, мониторинг тогда осуществлялся без таких совершенных технических средств, как GPS, а силами граждан, привлекаемых на добровольно-принудительной основе. Естественно, система получалась малоэффективная и медлительная.
 
Проект, запущенный  АК «Тошшахартрансхизмат был, как говорится, основан на самых современных коммуникационных технологиях, однако работает с перебоями – запущенный в 2014 году он споткнулся, остановился, но потом вновь заработал в ноябре 2015 года. И вот – не прошло и трех месяцев – он вновь остановлен на неопределенное время.
 
Последний срыв демонстрирует, что проблемы возникают не из-за техники или технологии, а носят организационно-финансовый характер.
 
Судите сами. «В связи с принятым решением руководством АК «Тошшахартрансхизмат», а также в связи с окончанием контракта с УП «Тоштрандиспетчерхизмат», социальный проект Via.uz с 14 января прекращает предоставление информации по автобусным маршрутам», — говорится в сообщении приложения его пользователям.

Надо подчеркнуть, что проект был весьма своевременным и создавал большие удобства для пассажиров. Для сведения скажу, что за время работы приложения с конца 2014 года (с перерывами) его скачали более 10 000 раз в Play Market. Поэтому ясно, отчего потребители стали выражать свое недовольство в социальных сетях, посыпались комментарии и вопросы.

Пытаясь успокоить клиентов, АК «Тошшахартрансхизмат» опровергло процитированное выше сообщение и заявила, что проект остановлен в связи с окончанием контракта с компанией-разработчиком ООО «Via-Tashkent».

Также компания сообщила, что УП «Тоштрансдиспетчерхизмат», которая является государственной организацией уже выставила заявку на Уз РТСБ на приобретение услуги «Представление программного продукта по мониторингу работы выполнения рейсов пассажирского транспорта с техническим сопровождением до конца 2016 г.». Другими словами компания вновь ищет разработчика программы, аналогичной той, которую закрывает(!?).  И уверяет ташкентцев, что работа в данном направлении никак не будет останавливаться, а будет дальше продолжаться и совершенствоваться.
 
Правда компания делает оговорку, что «…в случае смены поставщика, предоставляющего услугу «отслеживание автобусных маршрутов», могут возникнуть «кратковременные технические неполадки в работе данного проекта, которые планируется решить в возможно короткие сроки». Звучит знакомо, не правда ли?
 
Анализ сообщения Via.uz, разработавшего программу по отслеживанию движения автобусов и опровержения со стороны АК «Тошшахартрансхизмат» вызывает, по крайней мере, два вопроса:
 
Вопрос первый: Почему контракт АК «Тошшахартрансхизмат» с Via.uz не предусматривал такого очевидного и, практически, стандартного положения, как приобретение в собственность разработанного продукта и обучения для его реализации своего персонала или найма специалистов, умеющих работать с этой программой?
 
Это привело к тому, что после реализации контракта, который успешно работал, и к которому привыкли клиенты, услуга остановлена и компания вынуждена вновь искать программистов. Мало того, что это наносит серьезный удар по престижу государственного УП «Тоштрансдиспетчерхизмат», вызывает обоснованное недовольство пассажиров, но требует новых затрат.
 
Судя по проблемам с оплатой топлива в летний период, о которых сообщал ряд интернет СМИ, у компании нет избытка финансовых средств.
 
Хотелось бы верить, что со следующим поставщиком искомых услуг через год-другой не возникнет эта же проблема, которую компания будет также неуклюже решать, лишая пассажиров современных услуг.
 
Вопрос второй: АК «Тошшахартрансхизмат» заключая контракт с Via.uz уже заранее знала срок завершения контракта. Следовательно, она имела все возможности, чтобы своевременно найти нового  «поставщика услуг» и принять меры, чтобы переход от одного партнера к другому прошел без создания неудобств для клиентов.
 
Этот вопрос, при всей его простоте, таит в себе более каверзный – что привело к тому, что за два года, с 2014, когда проект был запущен, компания не сумела принять необходимые меры. И здесь, не может не возникнуть самых разных предположений, включая сомнения в отсутствии коррупционных составляющих, которые привели к малопонятным действиям руководства АК «Тошшахартрансхизмат» в данной ситуации.
 
Все эти вопросы лежат на поверхности. Уверен, что есть органы и учреждения, которые разберутся в данной ситуации лучше, помогут компании в улучшении менеджмента и встанут на защиту прав потребителей услуг АК «Тошшахартрансхизмат».
 
При заключении нового контракта компании хорошо бы иметь в виду, что если проект назван «социальным», значит он должен быть бесплатным или иметь весьма и весьма «условные» цены. И, раз уж АК «Тошшахартрансхизмат» подчеркивает, что УП «Тоштрандиспетчерхизмат» является государственным учреждением, то оно обязано обеспечивать уровень услуг, достойный такого солидного статуса. 
 
Приведу в пример свою поездку в Швецию зимой 2012 года. Небольшой городок, а на мой взгляд, поселок городского типа Аскерсунд с населением меньше 4 тысяч человек, вокруг лес, снега по колено, остановка автобуса, около 10 часов вечера. Репродуктор, вмонтированный в табло (где, кстати, вмонтировано и устройство для зарядки телефона) сообщает, что через три минуты прибудет автобус. Мой шведский приятель – само спокойствие, а мой внутренний голос, замерзающий вместе со мной шепчет: «вряд ли, вряд ли, терпеть и ждать…». Но автобус подходит, и ровно через три минуты!
 
Не уверен, что с таким уровнем корпоративного или какого-либо другого вида менеджмента  «Тошшахартрансхизмат» в обозримом будущем предоставит услуги уровня, который обеспечивается в Европе.
 
Но, надеюсь, можно верить, что компания сможет вернуть хотя бы те удобства, которые были доступны для пассажиров до временной, как уверяет компания, остановки проекта, разработанного Via.uz.
 
Мансур Ибрагимов, специально для Anhor.uz