АК «Тошшахартрансхизмат» сдал взятую высоту

АК «Тошшахартрансхизмат» сдал взятую высоту

АК «Тошшахартрансхизмат» прекратила с 14 января социальный проект Via.uz, который позволял пользователям мобильной связи выбрать необходимый маршрут автобуса, направление движения и остановку, после чего программа показывала примерное расстояние и время прибытия общественного транспорта. Произошло это на фоне целенаправленных усилий  правительства страны по развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
 
Хотя, надо отметить, что на фоне успехов по запуску некоторых электронных продуктов, ИКТ в Узбекистане, порой, развивается и функционируют весьма своеобразно. Например, программа Skype временно не работает с августа 2015 года, а неназванные партнеры «Узбектелеком не смогли завершить «ремонтные работы» к обещанному сроку и предпринимают третью попытку. Теперь возникли проблемы с проектом по отслеживанию автобусных маршрутов в Ташкенте.
 
Мониторинг соблюдения маршрутов и графиков движения пассажирского транспорта, в частности, автобусов — тема не новая и имеет начало еще до эпохи независимого развития страны. Правда, мониторинг тогда осуществлялся без таких совершенных технических средств, как GPS, а силами граждан, привлекаемых на добровольно-принудительной основе. Естественно, система получалась малоэффективная и медлительная.
 
Проект, запущенный  АК «Тошшахартрансхизмат был, как говорится, основан на самых современных коммуникационных технологиях, однако работает с перебоями – запущенный в 2014 году он споткнулся, остановился, но потом вновь заработал в ноябре 2015 года. И вот – не прошло и трех месяцев – он вновь остановлен на неопределенное время.
 
Последний срыв демонстрирует, что проблемы возникают не из-за техники или технологии, а носят организационно-финансовый характер.
 
Судите сами. «В связи с принятым решением руководством АК «Тошшахартрансхизмат», а также в связи с окончанием контракта с УП «Тоштрандиспетчерхизмат», социальный проект Via.uz с 14 января прекращает предоставление информации по автобусным маршрутам», — говорится в сообщении приложения его пользователям.

Надо подчеркнуть, что проект был весьма своевременным и создавал большие удобства для пассажиров. Для сведения скажу, что за время работы приложения с конца 2014 года (с перерывами) его скачали более 10 000 раз в Play Market. Поэтому ясно, отчего потребители стали выражать свое недовольство в социальных сетях, посыпались комментарии и вопросы.

Пытаясь успокоить клиентов, АК «Тошшахартрансхизмат» опровергло процитированное выше сообщение и заявила, что проект остановлен в связи с окончанием контракта с компанией-разработчиком ООО «Via-Tashkent».

Также компания сообщила, что УП «Тоштрансдиспетчерхизмат», которая является государственной организацией уже выставила заявку на Уз РТСБ на приобретение услуги «Представление программного продукта по мониторингу работы выполнения рейсов пассажирского транспорта с техническим сопровождением до конца 2016 г.». Другими словами компания вновь ищет разработчика программы, аналогичной той, которую закрывает(!?).  И уверяет ташкентцев, что работа в данном направлении никак не будет останавливаться, а будет дальше продолжаться и совершенствоваться.
 
Правда компания делает оговорку, что «…в случае смены поставщика, предоставляющего услугу «отслеживание автобусных маршрутов», могут возникнуть «кратковременные технические неполадки в работе данного проекта, которые планируется решить в возможно короткие сроки». Звучит знакомо, не правда ли?
 
Анализ сообщения Via.uz, разработавшего программу по отслеживанию движения автобусов и опровержения со стороны АК «Тошшахартрансхизмат» вызывает, по крайней мере, два вопроса:
 
Вопрос первый: Почему контракт АК «Тошшахартрансхизмат» с Via.uz не предусматривал такого очевидного и, практически, стандартного положения, как приобретение в собственность разработанного продукта и обучения для его реализации своего персонала или найма специалистов, умеющих работать с этой программой?
 
Это привело к тому, что после реализации контракта, который успешно работал, и к которому привыкли клиенты, услуга остановлена и компания вынуждена вновь искать программистов. Мало того, что это наносит серьезный удар по престижу государственного УП «Тоштрансдиспетчерхизмат», вызывает обоснованное недовольство пассажиров, но требует новых затрат.
 
Судя по проблемам с оплатой топлива в летний период, о которых сообщал ряд интернет СМИ, у компании нет избытка финансовых средств.
 
Хотелось бы верить, что со следующим поставщиком искомых услуг через год-другой не возникнет эта же проблема, которую компания будет также неуклюже решать, лишая пассажиров современных услуг.
 
Вопрос второй: АК «Тошшахартрансхизмат» заключая контракт с Via.uz уже заранее знала срок завершения контракта. Следовательно, она имела все возможности, чтобы своевременно найти нового  «поставщика услуг» и принять меры, чтобы переход от одного партнера к другому прошел без создания неудобств для клиентов.
 
Этот вопрос, при всей его простоте, таит в себе более каверзный – что привело к тому, что за два года, с 2014, когда проект был запущен, компания не сумела принять необходимые меры. И здесь, не может не возникнуть самых разных предположений, включая сомнения в отсутствии коррупционных составляющих, которые привели к малопонятным действиям руководства АК «Тошшахартрансхизмат» в данной ситуации.
 
Все эти вопросы лежат на поверхности. Уверен, что есть органы и учреждения, которые разберутся в данной ситуации лучше, помогут компании в улучшении менеджмента и встанут на защиту прав потребителей услуг АК «Тошшахартрансхизмат».
 
При заключении нового контракта компании хорошо бы иметь в виду, что если проект назван «социальным», значит он должен быть бесплатным или иметь весьма и весьма «условные» цены. И, раз уж АК «Тошшахартрансхизмат» подчеркивает, что УП «Тоштрандиспетчерхизмат» является государственным учреждением, то оно обязано обеспечивать уровень услуг, достойный такого солидного статуса. 
 
Приведу в пример свою поездку в Швецию зимой 2012 года. Небольшой городок, а на мой взгляд, поселок городского типа Аскерсунд с населением меньше 4 тысяч человек, вокруг лес, снега по колено, остановка автобуса, около 10 часов вечера. Репродуктор, вмонтированный в табло (где, кстати, вмонтировано и устройство для зарядки телефона) сообщает, что через три минуты прибудет автобус. Мой шведский приятель – само спокойствие, а мой внутренний голос, замерзающий вместе со мной шепчет: «вряд ли, вряд ли, терпеть и ждать…». Но автобус подходит, и ровно через три минуты!
 
Не уверен, что с таким уровнем корпоративного или какого-либо другого вида менеджмента  «Тошшахартрансхизмат» в обозримом будущем предоставит услуги уровня, который обеспечивается в Европе.
 
Но, надеюсь, можно верить, что компания сможет вернуть хотя бы те удобства, которые были доступны для пассажиров до временной, как уверяет компания, остановки проекта, разработанного Via.uz.
 
Мансур Ибрагимов, специально для Anhor.uz
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.