Безответственность, лень, бедность или страх?

Безответственность

Люди хотят знать, что будет завтра. Как бы много ни говорили о рыночной экономике, о том, что теперь каждый сам за себя, многое в нашей жизни зависит от государства, его законов, принимаемых решений. Вспомним хотя бы печальную историю с гаражами, оставившую после себя новые мусорные свалки и неприглядные пустыри или то, что происходит сейчас, когда утром выезжая с Юнусабада не представляешь по каким улицам тебе придется добираться до Чиланзара.
 
Думается, что высшим органам власти, правительству хочется чтобы люди видели и знали о той работе, которая проводится в процессе модернизации жизнь общества. Государство хочет чтобы деятельность власти и органов управления была прозрачна и понятна населению.
 
Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», который вступил в силу 6 мая этого года теоретически открыл возможности для министерств и ведомств, хокимиятов и их управлений наладить прямую и обратную связь с гражданами.
 
Если раскрыть смысл принятого закона в двух словах, то можно сказать, что государство хочет, чтобы общество знало, чем оно занимается, чем занимаются созданные им органы управления, какие планы строит на будущее.
 
Этим законом государство говорит: смотрите, читайте, у нас нет от вас секретов. Все, что мы делаем — делаем для вашего блага.
 
В то же время законодатель хочет и обратной связи — его интересует как люди воспринимают работу власти и управления.
 
Исходя из отношения граждан к деятельности органов государственной власти и управления легче вносить коррективы, чтобы добиться максимально эффективного управления ходом проводимых  социально-экономических реформ.
 
Передовая идея — чтобы в каждом министерстве, комитете, ведомстве, учреждении была своя информационная служба, свой сайт, свой ресурс освещающий деятельность и осуществляющий обратную связь. Этакий посредник между властью и населением, представляющий интересы одного перед другим и обратно.
 
Вот, к примеру, сайт городского хокимията или главного управления благоустройства города мог бы заранее, за день-два сообщать какие улицы будут перекрыты, какие объезды предпочтительней. Или вместо надоевшей всем псевдо социальной рекламы на столичном телеканале вывешивать карту города с обозначением перекрытых улиц.
 
Или возьмем, к примеру Чемпионат мира по спортивной борьбе, который пройдет в Ташкенте с 8 по 14 сентября. Стало известно, что в нем примут участие 7 спортсменов из Нигерии и два борца из Сьерре-Леоне, т.е. из тех стран, которые превращены в карантинные зоны из-за свирепствующей там лихорадки Эбола. Она, кстати, уже унесла почти 1500 тысячи жизней.
Наш Минздрав, организаторы чемпионата, Санэпиднадзор хранят непонятное молчание. Наконец, из сообщений российских сайтов мы узнаем, что санэпиднадзор запросил какие-то дополнительные данные о спортсменах, что-то из запрошенного получил и думает. Но, вероятно, в этих ведомствах считают, что своих граждан информировать не стоит.
 
Или взять историю с МТС — все новости поступали на уровне слухов, причем самых невероятных. Узнавали опять через российские СМИ. Наши сайты, которые осмелились дать эту информацию получили замечания, что мол, они не уточнили, что отечественные официальные органы хранят молчание по этому поводу. Это и есть открытость и прозрачность по узбекски?
 
Почему нам, гражданам, избирателям наконец, не следует знать, кто и с кем ведет переговоры, кто и что предлагает, из-за каких вопросов переговоры попадают в тупик или приносят благоприятный результат?
 
Ради интереса пройдетесь по сайтам министерств, ведомств, комитетов, ГАК и прочим, то станете свидетелем равнодушия и безответственности. Зачастую они не обновляются не то, чтобы ежедневно, но даже и не еженедельно. А новости, которые там публикуются — это дежурные положения или перепечатка из газет и журналов.
 
Почему так происходит, когда «верхи» хотят прозрачности, диалога с гражданами, а нижние этажи власти и управления этого не обеспечивают непонятно.
 
Первое что приходит на ум — лень и безразличие к тому, что думают граждане. Дать какой-то минимум информации — формально считается, что граждане проинформированы, но не классифицированная, не систематическая и устаревшая информация ценности, практически, не имеет. 
 
Второе — безответственность. Есть закон, его надо исполнять, но поскольку никто за это ни с кого не спрашивает — можно и не исполнять или исполнять спустя рукава. Возможно, информационная служба организована кое-как, укомплектована не специалистами, а теми, кто был под рукой.  Зарплата им положена вероятно минимальная. Вот и работает такой «специалист» соответственно.
 
Третье — нежелание прозрачности. Не хочет руководитель прозрачности, мешает она ему. Дашь сегодня информацию, а вдруг завтра надо принять решение нелогичное, тренду, который высветила информация — как объяснять населению? Опубликуешь сегодня цифры — отвечать же за них придется, они могут стать основой для анализа, высветить проблемы.
 
Четвертое — страх. Страх взять на себя ответственность. Страх ступить шаг, не согласовав с «верхами».
 
Тормозит это не только нашу информационную сферу, но и экономику, культуру, искусство и прочие сферы жизни общества?
 
А возможно, проблема не в страхе не в том, что перечислено выше, а в том, что элементарно нет средств содержать информационную службу. Закон приняли, политическая воля проявлена, но финансово подкрепить ее — средств нет.
 
Надеюсь, что я ошибаюсь и дело только в жарком лете, когда не хочется работать, а хочется к бассейну. Возможно осенью ситуация поменяется. Хочется надеется.
 
Румия Анварова,
специально для Anhor.uz
 
 

От редакции. 6 мая этого года вступил в силу Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». Учитывая, что информирование общества о происходящих событиях является одной из основных функций средств массовой информации, редакция Anhor.uz решила регулярно проводить обзор сайтов органов государственной власти и управлений — министерств, ведомств и учреждений, чтобы посмотреть, что же изменилось на практике и как ответили органы государственной власти и управления на вдохновляющую инициативу законодателя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.