Чем больно искусство и культура Узбекистана?
На днях известная актриса узбекского происхождения Матлюба Алимова, одна из самых загадочных и красивых звезд советского кинематографа разместила в социальной сети Фейсбук пост о кинофильме «Нежность» узбекского режиссера Ильера Ишмухамедова.
Фильм, открывший зрителю образ романтичный молодежи 70-х прошлого века, очарование Ташкента, который носил гордый титул «Звезда Востока». Кстати, это один из немногих советских и единственный узбекский фильм, который находится в знаменитом музее «Cinematika» в Париже. И все отклики на пост тоже оказались на удивление добрыми и светлыми.
Однако, именно этот пост, вероятно, своей ностальгией по прекрасным фильмам нашего родного «Узбекфильма» заставил меня с горечью вспомнить о том, что творится там в наши дни.
Два месяца назад из-за недостачи в 1 миллиард сумов уволен директор ОАО «Узбекфильм». По словам работников киностудии арестовано еще два человека из финансового отдела киностудии. Несколькими днями позже российские информационные агентства сообщили о том, что в течение 15 лет в Государственном музее искусств Узбекистана подделывались предметы искусства, продавались оригиналы.
Главный хранитель Государственного музея искусств Узбекистана Мирфайзи Усманов осужден на девять лет и три месяца, реставраторы Бахтиер Ботиров и Абдурахман Муранова приговорены к восьми годам лишения свободы за подделку картин и продажу их оригиналов. Наказание понесли и другие сотрудники, причастные к подделке экспонатов и продаже музейного имущества.
За этот период сделаны копии и проданы оригиналы более 25 картин, в числе которых работы узбекских художников начала XX века и картины из запасников отдела изобразительного и прикладного искусства Европы. Проданы уникальные фотоальбомы исторических памятников.
Пятнадцать лет обмана государства – это, доложу я вам, срок, вызывающий изумление. Ни одной полноценной проверки, ревизии хранилищ за полтора десятилетия, пока совершенно случайно не обнаружился факт пропажи одной из картин.
Что-то неладно творится в сфере культуре нашей страны. Очевидно, что происходят вещи далеко неординарные.
В июне прошлого года, в разгар проверок, начальник отдела продаж готовой продукции ОАО «Узбекфильм», 51-летний Тулаган Назаров был найден повесившимся в здании «Узбекфильма».
Увы, приходиться оперировать данными, полученными через различные российские и зарубежные сайты, поскольку узбекские официальные лица организаций, имеющих отношение к происходящему, как всегда хранят молчание. Ни на сайте «Узбеккино», ни на сайте ОАО «Узбекфильм» нет не то, чтобы подробной, но даже сухого информационного сообщения о происходящем.
Сайт Министерства культуры тоже молчит. Молчат и правоохранительные органы, хотя все, что происходит давно уже «секрет Полишинеля».
2 декабря был уволен главный редактор Национального агентства «Узбеккино» Мурод Мухаммад Дуст, который в свое время возглавлял это же агентство, но был в апреле 2013 года скандально уволен.Тогда причиной его отстранения от должности стало Открытое обращения группы кинодеятелей страны во главе с Народным артистом, режиссером Шухратом Аббасовым к Президенту Исламу Каримову о необходимости скорейшего удаления с руководящего поста М.М. Дуста.
До скандального отстранения от должности главы «Узбеккино» М.М. Дуст занимал пост Государственного советника главы государства. К слову, после увольнения М.М.Дуст вновь вернулся в Аппарат Президента в качестве консультанта Государственного советника главы государства. Должность Госсоветника к этому времени занимал один из его воспитанников Хайриддин Султанов. Возвращение М.М. Дуста выглядело более чем странно и это уникальный факт в истории кадровой политики аппарата главы государства.
Итак, М.М.Дуст вновь освобожден от занимаемой должности и этот факт совпадает с выявлением недостачи в 1 миллиард сумов в ОАО «Узбекфильм». Случайное ли это совпадение по времени или он связан с хищениями, покажет время.
Однако эти несчастья, обрушившиеся на нашу культуру и искусство не кажутся случайными. Ведь руководители сферы культуры и искусства – далеко не новички.
Возникает масса вопросов к кадровой политике, которую проводит Государственный советник главы государства, которому доверен этот щепетильный и идеологически важный участок работы. К человеку, который среди всех государственных советников является как бы «дуайеном», т.е. самым опытным, «долгожителем» в аппарате главы государства.
Все тайное становится явным — говорится в древних притчах. Это я к тому, что если даже «Узбеккино» или ОАО «Узбекфильм», правоприменительные органы будут продолжать хранить молчание и не сообщат о результатах следствия, об этом позаботится интернет.
Вопрос рождает и позиция «Узбеккино» — либо оно не имело права контролировать расходование немалых государственных средств в своем нижестоящем структурном подразделении, либо не допускалось к этому. На все эти вопросы, уверена, ответит следствие.
К слову, если оставить в стороне хищения в особо крупном размере, есть масса вопросов, связанных с качеством фильмов. Содержание фильмов, их ущербность в плане сюжетов и героев, примитивная режиссура не может остаться вне зоны внимания, поскольку кино – сильное средство духовного воспитания.
В итоге у меня создалось устойчивое мнение, что с течением времени образовалась своеобразная, закрытая для посторонних «тусовка», а скорее, да простит меня читатель за грубость — «шайка-лейка», которая удачно миновав скандалы, уверовала в свою безнаказанность и присваивала государственные средства.
Однако, как говорят древние: «сколько веревочке не виться, а конец будет».
Кстати, не слышали, не берут ли М.М. Дуста вновь в аппарат?
Румия Анварова,
специально для Anhor.uz
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии