Чем больно здравоохранение?
В Узбекистане ликвидировали 243 сельских врачебных пункта (СВП) по причине их маломощности и неэффективности. Такое решение принято Кабмином 5 марта 2014 года. Документ называется «О мерах по дальнейшей оптимизации и повышению эффективности деятельности сельских врачебных пунктов». Благо, ликвидировали и оптимизировали не все СВП, 2958 продолжают работу. Зачем же людей лишили медицинской помощи, находящейся в шаговой доступности?
Создание сельских врачебных пунктов выгодно отличало Узбекистан среди других стран СНГ. Эту меру, как весьма важную и актуальную признавали и медики, и чиновники от медицины. Получила она и международное признание.
2380 из 3021 СВП уже к середине 2011года были оснащены новейшим оборудованием на сумму в $11 млн. Ежегодно проводится реконструкция десятков СВП. Дело, вроде идет в гору. Однако некоторые решения вызывают недоуменные вопросы.
Сокращение 243 сельских врачебных пунктов, поданная как «оптимизация структуры и повышение качества медицинских услуг» в «Год здорового ребенка» выглядит, по крайней мере, странно. На обычном языке, без эвфемизмов это означает, что 243 населенных пункта останутся без медиков, т.е в каждой области закрываются по 18-19 сельских врачебных пункта. Жителей этих населенных пунктов, согласно сообщению «медицинского портала Узбекистана», будут обслуживать врачи тех СВП, которые расположены по соседству. Прибавка к небольшой зарплате врача общей практики 25% за обслуживание пациентов в поселках без СВП можно считать решением проблемы лишь с точки зрения ташкентских чиновников, к услугам которых метрополитен, общественная транспортная система Ташкента и, нередко служебный или личный автомобиль.
В концепции Национальной интегрированной информационной системы здравоохранения РУз. (2009 г.) указано, что «недостаток поликлиник и пунктов первичного медицинского обслуживания, как первой линии контакта в лечении пациентов, ведет к повышенной эксплуатации больниц. Больничный сектор получает около 80% от всего бюджета на здравоохранение, и поэтому остается малая доля фондов на амбулаторное и первичное медицинское обслуживание в поликлиниках». Главная цель реформы здравоохранения – приближение врача к больному, причем с учетом специфики места. Одно дело – город с его транспортной инфраструктурой и совсем другое дело горные села или степные кишлаки за десяток километров друг от друга. Ставилась цель повысить качество амбулаторного обслуживания больных в сельских районах. Это привело бы, как полагали авторы реформы, к снижению затрат, быстрому обслуживанию больных, и следовательно решению медицинских проблем. Как неоднократно указывал Президент конечная цель любой реформы – это человек, повышение качества его жизни.
Еще более странным выглядит, что это решение принято через три месяца после того, как глава государства, поясняя задачи, поставленные при разработке Государственной программы «Год здорового ребенка» пояснял, что основное внимание необходимо уделить таким вопросам, как охрана материнства и детства, укрепление здоровой атмосферы в семье, ее экономических и духовно-нравственных основ.
На реализацию программ, посвященных «Году здорового ребенка» запланировано выделить 4 509,2 млрд. сумов и $302,9 млн. в суммовом эквиваленте. По логике вещей, если сельские врачебные пункты существуют и оказывают услуги, то благодаря программе «Год здорового ребенка» и средствам, выделяемым для ее реализации, эти СВП должны быть приведены в порядок, подтянуты до требуемого уровня. Но никак не ликвидированы. Что касается кадров, то в 2009 году при составлении программы, в которой предусматривалось хранение анкет в СВП в электронном виде, отмечалось, что в Узбекистане существует «некоторый переизбыток врачей» (Концепция, разработанная Минздравом РУз. «Национальная интегрированная информационная система здравоохранения Узбекистана»). Куда же этот переизбыток рассосался за неполные пять лет?
Еще более интересный вопрос: Как могли быть открыты не один или два, а 243 «маломощных и неэффективно действующих» сельских врачебных пункта? Куда смотрели «высокие комиссии» дававшие «добро» на их эксплуатацию, если эти пункты были открыты в «приспособленных зданиях, не соответствующих строительным нормам и правилам, а также не отвечающих требованиям эксплуатационной безопасности», как отмечено в Постановлении Кабинета Министров?
Если вы живете не в райцентре, а в отдаленном кишлаке, где нет СВП, вам будет сложно обойтись без местного табиба. Поскольку до ближайшего врача десяток верст. А если врач приедет и поставит диагноз, то надо найти и купить дорожающие с каждым месяцем лекарства. А о физиотерапии можно даже не думать. Не будете же вы ездить за сеансом УВЧ или электрофорезом, продолжительностью в 10-15 минут за десяток километров при указанной выше цене бензина, тем более, если электроэнергия в селах подается всего несколько часов в день – утром, пока люди не ушли на работу и вечером, ближе к закату.
Если к изложенному выше прибавить решение оставить в семейных поликлиниках только врачей общей практики, а узких специалистов сконцентрировать при райздравотделах, то картина становится и вовсе неясной. Это удобно с точки зрения схем, нарисованных на бумаге, но неудобно больным, особенно женщинам с детьми, которым надо ездить общественным транспортом с больным ребенком.
Немного отклонимся от темы. Молодой специалист, врач с высшим образованием, которого принимают на работу, получает 250 – 300 тыс. сум. После пяти лет работы, получения определенной категории он получит прибавку в 50 тысяч сум. Прибавьте к этому, что за ночное дежурство в больнице, врач, отвечая за здоровье, а порой и жизнь десятков пациентов получает 21 тыс. сум.
Безусловно, у медицины Узбекистана есть серьезные достижения. Это и система экстренной медицинской помощи, и система родовспоможения, начиная от скрининга матери и ребенка и заканчивая патронажем новорожденных. За 22 года независимого развития смертность новорожденных в стране сократилась в 3.2, материнская смертность в 3.1 раза. Достаточно надежно работает система противоэпидемиологических мер.
Хотелось бы верить, что средства, выделенные на мероприятия по «Году ребенка» приведут к тому, что слабые СВП не закроют, а поднимут до уровня сильных. Узких специалистов в поликлиниках станет не меньше, а больше. А при райздравах появятся превосходные специалисты с самыми современными установками для МРТ и другим современным оборудованием.
С пожеланиями, крепкого здоровья вам и вашим близким,
Румия Анварова,
специально для Anhor.uz
Комментарии