Компания GM Uzbekistan объявила о решении провести опрос с целью получения рекомендаций потребителей по дальнейшему улучшению качества продукции, повышению уровня обслуживания клиентов и предложений по устранению проблем. GM Uzbekistan обещает, что вопросы, требующие соответствующих решений со стороны правительства Узбекистана, будут направлены руководству страны.
 
Все это смахивает на показуху и формализм, чтобы отчитаться перед руководством страны, мол, провели «диалог с народом», в данном случае – с потребителем.
 
Руководству одной из самых передовых отраслей в стране следовало бы знать о существовании интернет ресурсов в виде форумов, например, группы «Водители Ташкента» в Фейсбук. В этих группах звучат реальные отзывы и рекомендации по устранению проблем в отрасли. Мониторинг публикаций и мнений непредвзятых пользователей автомобилей монопольного узбекского производителя дал бы, возможно, вполне добротную информацию при гораздо меньших затратах.
 
Конечно, можно возразить, что Узбекистан – это не только Ташкент, однако в этой группе много пользователей и из других городов Узбекистана. И, второе, всё же сейчас, в подобных группах, общается большинство продвинутой молодёжи. Поэтому изучение материалов сетей дало бы достаточно полное представление о мнении владельцев автомобилей компании. Конечно, не все имеют аккаунты в социальных сетях, поэтому ограничиваться только этим нельзя, однако, полагаю, что поскольку опрос идет в интернете, аудитория будет примерно той же.
 
И так,  пользуясь случаем выскажусь о проблемах насущных.
 
Будучи обладателем автомобиля компании GM Uzbekistan знаю не понаслышке о разнице между качеством авто, которые собирались в первые годы работы асакинского завода и качеством машин, которые собираются на заводе сегодня.
 
Резко упало качество сборки авто, ухудшилось качество пластиковых деталей, которые нередко деформируются под жарким узбекским солнцем. Раньше такого не случалось.
 
Если автомобили до двухтысячных годов люди покупали и счастливо ездили, меняя лишь масло и тормозные колодки, то теперь сразу после покупки, а в лучшем случае после одного-двух месяцев эксплуатации едут в сервис. Возникают шумы, начинает барахлить сцепление, подозрительно скрипеть подвеска и т.д. и т.п. А уж регулировка навески дверей, капота, багажника, устранение скрипа так называемого «бардачка» - это, как бы обязательный набор для шустрых и ловких мастеровых ребят, зарабатывающих на их устранении на Сергелийском автомобильном рынке.
 
Переходя к изложению замечаний потребителей, которые изложены в социальных сетях, хотел бы предупредить, что некоторые из них могут показаться излишне эмоциональными, однако, это можно понять – ситуация на рынке автомобилей в Узбекистане продолжается так долго и безнаказанно, что всех, как говориться «достала».
 
Один из авторов поста пишет: «Вот только задумайся, новое авто, будь то «Матиз» или Малибу, разваливаются на ходу, гремят рулевые рейки, а ведь это важнейшая деталь, играющая немалую роль в безопасности как для водителя, так и пассажиров. В сервисных центрах об этой проблеме знают все, но она не входит в гарантийный набор как по пробегу, так и по времени, что печально. Те же проблемы и с тормозами, амортизаторами,  электрикой, плюс такие «мелочи», когда из-за недотянутого болта «массы» барахлит электрическая часть,  при дожде вдруг обнаруживается течь воды в салон и т.д. ...».
 
Другая, не менее важная проблема – очередь за автомобилем, порой много месяцев. Оплатить и ждать. Причём получить пеню за задержку можно только через суд, но кто будет бегать по инстанциям, трепать себе нервы и бороться с таким гигантом, который находится под зонтиком государства? И, самое несправедливое – если за время ожидания автомобиль дорожает, то покупатель прокредитовавший завод все равно должен доплатить разницу.
 
Несколько обескураживает, что и правительство, и независимый узбекский суд и генеральная прокуратура многие годы закрывают глаза, на то, что вы беспроцентно авансировали компанию, которая на ваши деньги живёт и вместо скидки или выплаты пени берет деньги за удорожание её продукции. Причём неясно, за счёт чего повышены цены, если качество падает?
 
Пользователи социальных сетей справедливо считают, что проблема в искусственном дефиците. «В погоне за «шапками» столько машин на складах задержали, что теперь через официальные салоны реализуют машины 2011, 2012 и 2013 годов, при этом цены, как на новые. Через год после покупки, если я пойду в банк, чтобы под залог кредит взять, то только из-за года выпуска банк уже очень сильно цену ниже оценит. Вопрос к представителям GM и автосалонов «ВЫ КОГДА-НИБУДЬ НАСЫТИТЕСЬ ЭТИМИ «ШАПКАМИ»?
 
Другой читатель предлагает: «Предлагаю при оплате открывать счет в банке и туда переводить всю сумму за авто, и пусть человеку идут %, пока он ждет своё авто и, при повышении цен, не взимать дополнительную плату, т.к. человек оплатил авто полностью».
 
Пользователи авто предлагают также ввести стопроцентную трехлетнюю гарантию или гарантию до пробега в 100.000 км.
 
Третье, что вызывает справедливое возмущение потребителей – условия покупки автомобилей GM за валюту. Приобрести автомобиль за валюту в рамках правового поля крайне сложно.
 
Станет ли ситуация лучше, пока компания GM Uzbekistan остается монопольным производителем? Вряд ли. Во всяком случае учебники по экономике говорят что нужна конкуренция, а не административные методы исправления ситуации. Государство создает GM Uzbekistan тепличные условия, различные преференции и закрывает глаза на снижение качества, дорогой сервис, существование огромных очередей, поборы в салонах – пресловутые «шапки», которые существуют практически во всех салонах, и начинаются от 500 у.е., а в случае, например, с «Каптивой» или «Малибу» доходят до 10000 у.е.
 
Была идея об электронных очередях, но эта функция так и осталась не активированной на портале государственных услуг.
 
Так что для повышения качества авто и сервиса реальный выход один – запустить рыночные механизмы давления. Это значит - впустить в страну ещё как минимум двух производителей легковых авто, а пока будет строиться завод, налаживаться производство, кардинально снизить таможенные пошлины, открыть границы для дешёвого импорта легковых автомобилей и создать для компании конкурентную среду.
 
Иначе все эти опросы – сплошная фикция, имитация бурной деятельности и очковтирательство для отчета. И дело кончится поговоркой: «хотели как лучше, а получилось – как всегда».
 
Мансур Ибрагимов