Давайте откровенно о серьезном
Узбекистан, более 80% населения которого исповедует ислам, кажется тихой гаванью в штормовом море современного мусульманского мира.
Как правительству страны, из которой вышли «ИДУ», в которой начинали деятельность такие организации как «Хизб-ут-тахрир», «Акромия», немалое число других более мелких группировок искаженного ислама и, в частности, вахаббитов удалось обуздать экстремистские течения и обеспечить стабильность?
Поверхностный наблюдатель и иностранцы, которые практически все относят себя себя к знатокам демократии, сводят все к примитивным силовым мерам, а когда дело касается Узбекистана, называют государство «полицейским».
Однако эксперты понимают, что применение лишь силовых мер всегда приводят к плачевному финалу и не дают искомой стабильности. И, те же эксперты, особенно после наблюдения за событиями в Ираке, Сирии, Ливии и Египте ясно осознали, что Восток и Запад совершенно разные миры и никогда не смогут стать идентичными по ментальности и способам реагирования на обстоятельства, методам управления.
Сама причина экстремизма достаточно сложная материя, поэтому и меры должны соответствовать сложности и многофакторности проблемы.
Правительство Узбекистана одним из первых, и не только в Центральной Азии, осознало опасность религиозного экстремизма, семена которого во многом были привнесены извне, не без помощи эмиссарских центров расположенных вне страны.
Сразу после обретения независимости в страну буквально хлынули отряды эмиссаров из Ближнего Востока и Турции, различных узбекских диаспор.
Открылись десятки, если не сотни религиозных школ и кружков, появились спонсоры из богатейших арабских стран, различных узбекских диаспор, Турции, которые поощряли строительство мечетей, открытие религиозных кружков.
Мечетей, в конце концов, оказалось столько, что возникали конфликты в борьбе за паству и раскалывались старые махалли, до этого десятилетиями жившие дружно.
Конечно, в силу закрытости силовых структур и спецслужб Узбекистана мы не можем знать, насколько в этом принимали участие правительства различных стран, но усилий тех групп, у которых были серьезные финансы и свои, определенно корыстные интересы в Узбекистане и, в целом в регионе, было более, чем достаточно, чтобы обстановка стала накаляться.
Семена религиозных учений и подходов вносились и через сети различных лицеев и школ, спонсорами и духовными наставниками которых были представители Турции. Потом выяснилось, что они несли идеи религиозного течения «Нурчилар» исповедовавшего экстремистские подходы.
На руку различным эмиссарам играли не только экономические трудности, возникшие в стране после развала СССР, когда разрушенные хозяйственные связи привели к остановке многих промышленных предприятий, но идеологическая невнятность, возникшая в первое время на месте прежней идеологии.
Важность идеологического противодействия и поддержки традиционного для страны ислама было не только осознана, но стала решительно осуществляться на практике. Идея независимости и своего пути развития, внеблокового существования, правового светского, демократического государства оказались своевременными.
Однако, к этому времени во многих махаллинских мечетях уже обосновались самозваные муллы и сумели обзавестись немалым числом последователей. Их знания в исламе были весьма спорны и очень поверхностны, но умение политизировать любой вопрос, и разогреть молодежь было серьезным.
Весьма эффективным шагом стало основание Ташкентского исламского университета, проведение кадрового обновления известнейшего медресе «Мир Араб». Был установлен строгий контроль над деятельностью имамов. Другой серьезной мерой стало введение в практику аттестации священнослужителей, привлечение на сторону правительства крупнейших ученых-богословов, признанных не только в Узбекистане, но и во всем мусульманском мире.
Эти шаги позволили организовать решительное противодействие самопровозглашенным священнослужителям, упорядочить деятельность мечетей. Решительным шагом стало закрытие школ и лицеев, идеологическая атмосфера которых внушала обоснованные опасения. Именно комплекс этих и многих других идеологических и социальных мер, а не только силовое давление, которое, надо признать, тоже имело место несколько разрядили обстановку.
Возможно, и не всем экспертам известно, что была налажена жесткая система надзора за каждым жителем Ташкента, когда-либо замеченным в лояльности к экстремистским идеям. Лица, некогда примыкавшие или проявлявшие интерес к экстремистским организациям и группам, были взяты на особый учет. Каждый из них находился и находится под неусыпным вниманием домовых комитетов, участковых и «посбонов», которые являются помощниками милиции.
Однако появление ИГ, его активность в социальных сетях оказалась тем шагом, к которому спецслужбы были не готовы технически, а священнослужители и молодежные организации, представленная в основном «Камолот», оказались вне прослойки молодежи, зараженной вирусом экстремизма. Справедливости ради надо сказать, что серьезным испытанием стала миграция молодежи из областей в столицу, а из дальних кишлаков и районов в областные центры. К этому был мало готов не только «Камолот», но органы местного самоуправления граждан.
Неразбериха, возникшая вследствие миграции населения областей в Ташкент, оказалась на руку вербовщикам, использующим социальные сети. Волна молодежи из областей стала селиться в районах многоэтажной застройки, где всегда, в отличии от махалли остро стояла проблема анонимности.
Именно в этих, некогда многонациональных кластерах и стали селиться люди, которые несли свои разрушительные идеи для выходцев из областей, не всегда хорошо образованных молодых людей, которые, не зная основ ислама, принимали их теории в качестве истинного знания.
Это вновь потребовало применения административных мер, поскольку интенсивность вербовщиков и идеологов ИГ в социальных сетях стала нарастать, а число последователей стало увеличиваться.
Именно в этом кроется основная причина попытки навести порядок с лицами, проживающими в арендованном жилье. Было принято решение выявить все до единой квартиры, которые были сданы в аренду.
Многие поселились нелегально, т.е. без прописки. Сыграло роль, что многие владельцы квартир, желая избежать уплаты налогов за сданную в аренду квартиру, избегали официального оформления договора аренды, т.е. местные власти и аксакалы махалли оставались в неведении о новых жильцах. Тем более если новый постоялец уходил рано утром и возвращался поздно вечером.
Об этом немало людей, как бы знали, но в силу так называемого понятия «андиша», которое осуждает вмешательство в чужую жизнь и, возможно, фактора коррупции, вероятно имевшего место в ряде случаев, ситуация становилась все менее подконтрольной.
Именно в связи с этим было, скорее всего, принято решение о тотальной проверке всех квартир и проверке паспортного режима. Все это было сделано под предлогом проверки уплаты коммунальных платежей, однако это было для основной массы населения секретом «Полишинеля».
К этим же мерам следует отнести и массовые задержания групп молодых людей, которые поздно вечером оказывались на улице без документов.
Начавшаяся в Ташкенте операция, получившая кодовое название «Тозалаш» (Чистка) затем перешла и на все областные центры, куда так же, как было отмечено выше, переселилось множество молодых людей из дальних районов и кишлаков в поиске заработка, в немалом случае также нелегального, а порой и явно криминального.
Всего, по данным МВД было проверено более 7 млн. квартир, задержаны сотни подозрительных лиц, в том числе и лиц, находящихся в розыске.
Конечно, операция дала безусловно позитивный результат. Однако поскольку, как обычно, в качестве критерия проведенных профилактических мер стало выступать число задержанных, то не обошлась без случаев превышения полномочий и коррупционной составляющей.
Немалое число молодежи, а порой и людей взрослых, задерживалось даже при наличии паспорта с ташкентской пропиской, было немало и тех, кто хвалилась тем, что сумели откупиться от милиционеров за сумму в 15-20 тыс. сум.
Однако порядок, по крайней мере на сегодня, наведен, однако насколько он устойчив и как долго будет соблюдаться, пока никто не знает.
И здесь было бы весьма полезно нашей милиции и другим службам вести работу, в том числе и информационную совместно со СМИ, однако пока этого нет. Возможно и случаев превышения полномочий, случаев коррупции, о которых с возмущением писали в социальных сетях, стало бы точно меньше.
Нам хорошо известно, кого, по подозрению в чем, задержали в Париже, США, Германии, даже в Москве, Ростове и Санкт-Петербурге, однако мы мало знаем о нашей собственной стране, родном городе.
Конечно слухи – они вездесущи и все, вроде обо всем знают, однако та ли эта информация, не играют ли наши противники с помощью слухов в свои коварные игры – мы не знаем. А МВД и другие компетентные, как их называют, органы – хранят молчание и только временами угрожают: «Будете распространять слухи – заведем уголовное дело». Однако это, простите за каламбур, не дело.
Это не только не дело, но и не соответствует закону «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления».
Румия Анварова, специально для Anhor.uz
Комментарии