Эта книга может стать игрой для внимательного и усидчивого читателя, внимательного скорее не по отношению к книге, а к окружающей нас экономической и политической ситуации.

Правила этой игры таковы: в современной России и мире существуют общественные организации и институты,  автор их преподносит под новыми названиями, давая им имена собственные и нарицательные. И, без очевидных параллелей, он начинает оперировать ими, в соответствии с их функцией в реальном обществе. Задача читателя  - угадать прообразы этих имен по их действиям.

Тем, кому такая игра не под силу, этот роман расскажет современную технологию управления обществом - как элитой (жители «верхнего мира»), так и низами (в романе это «орки»), через средства массовой информации.

Войны здесь происходят по расписанию -  приблизительно раз в год. Делается это для того, чтобы убить сразу двух зайцев. Заяц первый: подпитать новостями «верхний мир», пресыщенный всеми благами, и с удовольствием взирающий на человеческие страдания и смерть. Заяц второй: создать контролируемую революцию в «нижнем мире», называемую в книге Уркаиной (да-да, именно так - Уркаина), чтобы о реальной революции даже мысли не возникало, так как в «нижнем мире» все уверены, что попытки революции настоящие.

«Итак, все началось с того, что нам с Бернаром-Анри дали поручение заснять для новостных роликов формальный видеоповод для войны номер 221 . Заснять на самом деле означает «организовать». Мы с Бернаром-Анри понимаем это без слов, поскольку начали вместе уже две войны — номер 220 и номер 218. Девятнадцатую начали наши творческие конкуренты.»

Очень подробно рассказывается технология подготавливаемого видеоматериала, в который должна войти реальная ситуация, и её можно будет преподнести трагически. Подделывать изображения нельзя и в связи с этим силы тратятся на искусственное создание события, в которое попадут обычные люди и по-настоящему пострадают, а если еще и погибнут, то это считается особой удачей. История создания одного такого видеоматериала рассказана в начале книги.

Меж тем, все, происходящее здесь приправлено изрядной долей саркастического юмора, за которой не видно всего размаха реального ужаса происходящего. Например, о правительстве Уркаины, Пелевин пишет: «...и если их режим не является злом в чистом виде, то исключительно по той причине, что сильно разбавлен дегенеративным маразмом».

В чем причина проблем общества? Кто источник всех бед? И где первопричина? Большинство людей склонны обвинять власть во всех несчастьях, это, мол, они все разворовали и повергли страну в хаос и разруху. Люди у власти источник всех напастей.
В «S.N.U.F.F.» общество обременено почти теми же проблемами, что и в действительности.

У всех на слуху борьба меньшинств за свои права. Автор проходится по этому вопросу с саркастической безжалостностью: «Борьба за чужое сексуальное бесправие — это экстремальная форма полового самовыражения. Проблема, однако, в том, что эгоистичные действия одного-единственного секс-меньшинства создают проблему для огромной массы людей»

В книге легко и не принужденно описывается похищение красивых девиц из нижнего сословия для удовлетворения сексуальных нужд правящей элиты, вплоть до убийства девицы, когда интерес к ней потерян. И делается это специально, дабы некому было распространять информацию о сексуальных пристрастиях верхушки или заявлять в органы об изнасиловании, избиениях и прочем. При этом жертва даже и не догадывается, какая судьба ей уготовлена.

В созданном Пелевином романе существует профессия «скупщик младенцев»:

«Работа это простая — нужно отбирать детишек по геному, что делает специальный переносной маниту по крохотной капельке крови. Каждый год требуются разные генетические комбинации — в зависимости от социального планирования и пожеланий усыновителей».

Эти скупщики ходят по селам и деревням Уркаины и там жители выстраиваются в ряды и предлагают младенцев – они уверены, что дарят детям лучшую жизнь.

Во всё происходящее вплетена личная жизнь героев, крутящаяся вокруг резиновой куклы с искусственным интеллектом. Она воплощает в себе все мечты и страхи одного из главных героев - Домилолы. Он предпочитает искусственную женщину, полагая, что в суррогатных скорее превратились живые женщины "из-за имплантов, которые они ставят себе сегодня практически во все места".  Ее поведение можно менять в широких пределах. Можно корректировать такие параметры, как "духовность", "соблазн", "прямота", "кокетство", "двуличие" и т.п. Каждый может настроить куклу лучшим для себя способом. Но есть нюанс. У куклы есть ручной режим настройки -  он ведет, как к великому блаженству с ней, так и к страху потери - переведя куклу в ручной режим, та получает возможность скрыться или самоуничтожиться, что невозможно в штатном режиме.

И не смотря на кукольность, все разворачивается как в обычном жизненном сценарии. Молодая девочка живет с папиком, который ей надоедает, и она присматривает себе молодого мальчика, с которым и сбегает от папика. Папик хочет её уничтожить и ему бы это удалось, если бы не случайность, им же самим и сделанная.

И, на последок, еще пара цитат:

«Сила современной философии не в силлогизмах, а в авиационной поддержке».

«Дважды два - четыре, только по той причине, что тебя в детстве пороли. И ещё потому, что четыре временно называется "четыре", а не "пять"».

«История человечества — это история массовых дезинформаций. И не потому, что люди глупые и их легко обмануть. Люди умны и проницательны. Но они с удовольствием поверят в самую гнусную ложь, если в результате им устроят хорошую жизнь. Это называется «общественный договор». Промывать мозги никому не надо — они у цивилизованного человека всегда чистые, как театральный унитаз».


Ульяна Кругосветка,
Специально для Anhor.uz


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции