Как решить проблему с переплатой за электроэнергию

Коллаж Ровшана Шагаева

Житель Ташкента столкнулся с внезапной и необоснованной задолженностью за электроэнергию в размере 13 миллионов сумов, несмотря на имеющуюся на счету предоплату. 

Причина конфликта

У Собир ака, как у дисциплинированного и добросовестного пользователя электроэнергии на лицевом счету потребителя электроэнергии ООО «Региональные электрические сети» (РЭС) накопилась внушительная сумма – более 4,7 миллионов сумов. Однако, после установления нового счетчика за электроэнергию он получил уведомление, что должен 13 (!) миллионов сумов. Собир ака не растерялся и стал разбираться — он стал изучать нормативные и регулирующие документы, в частности постановление Кабмина от 2013 года. Именно в этом  документе указано, что замена старых счетчиков на новые должна проходить с учётом всех предоплат и фактических показаний. Это справедливо — деньги граждан неприкосновенны, иначе построить социальное государство невозможно.  

До внедрения Автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ) процесс учета потребления электроэнергии в домохозяйствах осуществлялся следующим образом:

Сотрудники Бюро приборного учета (БПИ) или РЭС посещали каждое домохозяйство для снятия показаний счетчиков. Полученные данные вносились в единую систему учета электроэнергии. Если счетчик по каким-либо причинам был недоступен для сотрудников БПИ, составлялся соответствующий актом. Однако Собир ака ни подобных актов или уведомлений иного характера от РЭС  не поступало с 2019 года. 

Электронная система, которая должна была обеспечить прозрачность учета, на практике оказалась неэффективной, потому что произошла нестыковка прежней “ручной” системы и новой “автоматизированной”. Причина — снова человеческий фактор, ошибки при внесении данных в систему. Расчет потребленной электроэнергии производился за период до 5 лет — это огромный массив цифр, поэтому допущено много ошибок, что привело к возникновению задолженностей у потребителей.

На этом этапе к Собир ака пришло понимание, что эта история – это не ошибка системы — это управленческий и экономический просчет со стороны Министерства энергетики.

Поэтому Собир ака обратился в АО «РЭС», сотрудники которой  допустили ошибки, прокуратуру города Ташкента, Агентство по защите прав потребителей и Инспекцию по контролю за использованием электрической энергии, нефтепродуктов и газа при Министерстве энергетики.

Собир ака, как добросовестный потребитель, потребовал учёта всех своих предоплат, перерасчета сумм с учетом фактического потребления и пересмотра начислений на установленных тарифах. Ему было важно одно: чтобы каждый киловатт был учтен честно.

Хеппи энд?

В итоге его обращение достигло ответственных сотрудников и началась работа по пересмотру начислений. Вскоре справедливость была восстановлена.

После тщательной проверки задолженность по счету была аннулирована, все начисления пересчитаны, и каждый киловатт оказался учтен, а также сохранилась предоплата. Истина восторжествовала — это подтверждение факта, что каждый добиться справедливости, если обладает терпением настойчиво действовать в рамках закона.

Как защитить свои права в случае неправомерного начисления задолженности за электроэнергию

Если вы получили уведомление о задолженности за электроэнергию, которой у вас де-факто нет, не спешите паниковать. Вот пошаговая инструкция, как эффективно действовать в подобной ситуации и добиться справедливости:

Шаг 1: Проверьте предоплату и задолженность

Первым делом убедитесь, что на вашем лицевом счете есть предоплата. 

Шаг 2: Проверьте действия сотрудников электрических сетей

Важно, чтобы сотрудники АО «РЭС» предоставили вам письменные извещения и составили акт о недопуске к прибору учета электроэнергии, если такой имел место. Согласно постановлению Кабмина от 1 ноября 2013 года № 295, если представители предприятия не могут получить доступ к приборам учета, должен быть составлен акт установленного образца. Если акт не был составлен, это нарушение ваших прав. Соберите все возможные документы, которые доказывают вашу предоплату, а также отсутствие актов со стороны сотрудников. 

Шаг 3: Подготовьте требование (обращение) на корректировку начислений

Теперь, когда у вас есть все необходимые данные, необходимо направить обращение в РЭС на корректировку начислений за электроэнергию с приложением всех собранных документов.

Шаг 4: Обратитесь в государственные органы

Если после подачи обращения в АО «РЭС» вы не получили удовлетворительного ответа, пора обратиться в городскую прокуратуру, Агентство по защите прав потребителей, Министерство энергетики. В обращении укажите все факты нарушения и приложите собранные документы. Эти органы обязаны рассмотреть ваше дело и помочь урегулировать ситуацию.

Шаг 5: Контролируйте ход дела

Запрашивайте информацию о том, какие меры предпринимаются и какие решения приняты: это не сложно делать в личном кабинете Портала Президента. Если возникнут дополнительные вопросы или потребуются дополнительные документы, не затягивайте с их предоставлением.

Выводы 

Эта ситуация напоминает нам, что необходимо аккуратно работать с документами — будь то в бумажной или электронной форме. Важно набраться терпения и шаг за шагом обращаться сначала в тот орган, который допустил несправедливость в ваш адрес, а если нет результатов, то в регулирующие и контролирующие органы.  В любой системе есть место для справедливости, нужно лишь постучать в нужные двери.

Приложения и ресурсы для потребителей

Закон “О защите прав потребителей

Закон “Об обращениях физических и юридических лиц”

Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» 

Постановление Кабинета министров “О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности ГАК «Узбекэнерго» и укреплению дисциплины расчетов за потребляемую электрическую энергию”

Ресурсы для фиксирования обращений:

Интерактивный сервис для эффективного сотрудничества жителей столицы и работников городских служб г.Ташкента – Xalq Nazorati

Виртуальная приемная Президента РУз

Марат Смагин,

Колумнист Anhor.uz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.