Как решить проблему с переплатой за электроэнергию
Житель Ташкента столкнулся с внезапной и необоснованной задолженностью за электроэнергию в размере 13 миллионов сумов, несмотря на имеющуюся на счету предоплату.
Причина конфликта
У Собир ака, как у дисциплинированного и добросовестного пользователя электроэнергии на лицевом счету потребителя электроэнергии ООО «Региональные электрические сети» (РЭС) накопилась внушительная сумма – более 4,7 миллионов сумов. Однако, после установления нового счетчика за электроэнергию он получил уведомление, что должен 13 (!) миллионов сумов. Собир ака не растерялся и стал разбираться — он стал изучать нормативные и регулирующие документы, в частности постановление Кабмина от 2013 года. Именно в этом документе указано, что замена старых счетчиков на новые должна проходить с учётом всех предоплат и фактических показаний. Это справедливо — деньги граждан неприкосновенны, иначе построить социальное государство невозможно.
До внедрения Автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ) процесс учета потребления электроэнергии в домохозяйствах осуществлялся следующим образом:
Сотрудники Бюро приборного учета (БПИ) или РЭС посещали каждое домохозяйство для снятия показаний счетчиков. Полученные данные вносились в единую систему учета электроэнергии. Если счетчик по каким-либо причинам был недоступен для сотрудников БПИ, составлялся соответствующий актом. Однако Собир ака ни подобных актов или уведомлений иного характера от РЭС не поступало с 2019 года.
Электронная система, которая должна была обеспечить прозрачность учета, на практике оказалась неэффективной, потому что произошла нестыковка прежней “ручной” системы и новой “автоматизированной”. Причина — снова человеческий фактор, ошибки при внесении данных в систему. Расчет потребленной электроэнергии производился за период до 5 лет — это огромный массив цифр, поэтому допущено много ошибок, что привело к возникновению задолженностей у потребителей.
На этом этапе к Собир ака пришло понимание, что эта история – это не ошибка системы — это управленческий и экономический просчет со стороны Министерства энергетики.
Поэтому Собир ака обратился в АО «РЭС», сотрудники которой допустили ошибки, прокуратуру города Ташкента, Агентство по защите прав потребителей и Инспекцию по контролю за использованием электрической энергии, нефтепродуктов и газа при Министерстве энергетики.
Собир ака, как добросовестный потребитель, потребовал учёта всех своих предоплат, перерасчета сумм с учетом фактического потребления и пересмотра начислений на установленных тарифах. Ему было важно одно: чтобы каждый киловатт был учтен честно.
Хеппи энд?
В итоге его обращение достигло ответственных сотрудников и началась работа по пересмотру начислений. Вскоре справедливость была восстановлена.
После тщательной проверки задолженность по счету была аннулирована, все начисления пересчитаны, и каждый киловатт оказался учтен, а также сохранилась предоплата. Истина восторжествовала — это подтверждение факта, что каждый добиться справедливости, если обладает терпением настойчиво действовать в рамках закона.
Как защитить свои права в случае неправомерного начисления задолженности за электроэнергию
Если вы получили уведомление о задолженности за электроэнергию, которой у вас де-факто нет, не спешите паниковать. Вот пошаговая инструкция, как эффективно действовать в подобной ситуации и добиться справедливости:
Шаг 1: Проверьте предоплату и задолженность
Первым делом убедитесь, что на вашем лицевом счете есть предоплата.
Шаг 2: Проверьте действия сотрудников электрических сетей
Важно, чтобы сотрудники АО «РЭС» предоставили вам письменные извещения и составили акт о недопуске к прибору учета электроэнергии, если такой имел место. Согласно постановлению Кабмина от 1 ноября 2013 года № 295, если представители предприятия не могут получить доступ к приборам учета, должен быть составлен акт установленного образца. Если акт не был составлен, это нарушение ваших прав. Соберите все возможные документы, которые доказывают вашу предоплату, а также отсутствие актов со стороны сотрудников.
Шаг 3: Подготовьте требование (обращение) на корректировку начислений
Теперь, когда у вас есть все необходимые данные, необходимо направить обращение в РЭС на корректировку начислений за электроэнергию с приложением всех собранных документов.
Шаг 4: Обратитесь в государственные органы
Если после подачи обращения в АО «РЭС» вы не получили удовлетворительного ответа, пора обратиться в городскую прокуратуру, Агентство по защите прав потребителей, Министерство энергетики. В обращении укажите все факты нарушения и приложите собранные документы. Эти органы обязаны рассмотреть ваше дело и помочь урегулировать ситуацию.
Шаг 5: Контролируйте ход дела
Запрашивайте информацию о том, какие меры предпринимаются и какие решения приняты: это не сложно делать в личном кабинете Портала Президента. Если возникнут дополнительные вопросы или потребуются дополнительные документы, не затягивайте с их предоставлением.
Выводы
Эта ситуация напоминает нам, что необходимо аккуратно работать с документами — будь то в бумажной или электронной форме. Важно набраться терпения и шаг за шагом обращаться сначала в тот орган, который допустил несправедливость в ваш адрес, а если нет результатов, то в регулирующие и контролирующие органы. В любой системе есть место для справедливости, нужно лишь постучать в нужные двери.
Приложения и ресурсы для потребителей
Закон “О защите прав потребителей“
Закон “Об обращениях физических и юридических лиц”
Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления»
Постановление Кабинета министров “О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности ГАК «Узбекэнерго» и укреплению дисциплины расчетов за потребляемую электрическую энергию”
Ресурсы для фиксирования обращений:
Интерактивный сервис для эффективного сотрудничества жителей столицы и работников городских служб г.Ташкента – Xalq Nazorati
Виртуальная приемная Президента РУз
Марат Смагин,
Колумнист Anhor.uz
Может все же контролировать со стороны государства?!
Сотрудники Энергосбыта преднамеренно создают неразбериху, чтобы потом начислять несуществующий долг
Это где вы видели в мире чтоб человек доказывал свою правоту
А Собир ака получил компенсацию за потраченное время и нервы? Ведь, его задача только платить за ПОТРАЧЕННОЕ электричество. А не следить за правильностью учёта, для этого есть люди которые за это ЗП получают…