И в Норвегии, и в Южной Корее, и в Узбекистане

И в Норвегии

Дефицит сахара и беспрецедентный рост цен на него, вкупе с ценовым разбросом от 2800 до 7000 сум бывший самой популярной темой застольных разговоров неделю назад стал достоянием прошлого. Государство, возможно и недостаточно оперативно, но строго и твердой рукой навело порядок в этом вопросе. Однако не только в Узбекистане происходят подобные эксцессы. На памяти «соляной» ажиотаж в России, когда подорожавшая соль была сметена с прилавков, вызвав беспокойство на самом высоком уровне.

В 1973 году один из японских министров, обеспокоенный арабо-израильской войной попросил японцев экономней использовать туалетную бумагу. На следующий день туалетная бумага была сметена с прилавков супермаркетов многих городов. Буквально через пару дней другой чиновник попытался успокоить японцев, заверив, что запасов туалетной бумаги достаточно, однако это только подстегнуло ажиотаж. К концу кризиса у многих японцев скопилось туалетной бумаги на многие годы вперед.

Финансовый кризис 2008 года сыграл злую шутку над экономикой Швейцарии, которая вполне успешно справлялась с кризисом. Экономика Еврозоны рушилась, а в Швейцарии был прекрасный уровень экспорта, низкая безработица и низкий уровень национального долга. Однако Швейцария – это страна, глубоко и всесторонне включенная в мировые экономические связи и это сыграло с ней злую шутку. Валютные трейдеры стали искать и нашли самую устойчивую валюту – ею оказался швейцарский франк. Когда все стали ее использовать, то его стоимость выросла на 30% по сравнению с евро. Удорожание франка создало проблемы для экспорта и экономика Швейцарии начала нести серьезные убытки, значительно увеличилась реальная стоимость фиксированного долга граждан. Правительство могло бы избежать этой ситуации, искусственно снизив стоимость швейцарского франка, однако оно не справилось с этой задачей, и Швейцария тоже познала все проблемы кризиса.

Всем известна стабильность жизни в скандинавских странах. Однако «масляный» ажиотаж 2011 года в Норвегии привел к тому, что за несколько месяцев цена на сливочное масло выросла в два раза, достигнув 50 долл. за пачку. Позже на интернет аукционах цена масла выросла до 100 долл. за 450 грамм. Тогда в соседней Швеции заметно подскочили продажи масла – в 20 раз, поскольку норвежцы стали скупать масло и там.

Однако один из самых курьезных кризисов случился в республике Корея в 2010 году. Любимый нами корейский салат кимчи в Корее всегда обязательный атрибут любого стола – в ресторанах он подается бесплатно, также как, например, кетчуп в США.

Так что, когда цены на сорт капусты «Напа» выросла в 5 раз в течение одного месяца это стало огромной проблемой. Цена рванула вверх, и настал период тотального дефицита. В корейских газетах того времени писали об этом явлении как о «национальной трагедии» и «кризисе века». Свой обычный салат люди стали называть «кеум-чи», т.е. «золотой» салат, поскольку слово «кеум» на корейском означает «золото». Правительство заморозило рост тарифов на импорт редьки и капусты, а президент Кореи, демонстрируя солидарность с народом, заявил, что начал есть только второсортную капусту, импортируемую из США и Европы.

Одна из самых устойчивых экономик мира – австралийская. Она всегда была привлекательна для иммигрантов, но и правительство Австралии строго относилось к допуску новых иммигрантов, отдавая предпочтение молодым и образованным людям. Так что проблема с жильем для Австралии не нова.

Правительство этой страны одобрило строительство доступного жилья.

А в результате возникла проблема нехватки малярных кистей. А поскольку дело было в 1944 году и полимерной щетины еще не было, то огромным дефицитом стала свиная щетина. Кто же был главным экспортером этой продукции? Да-да, именно Китай. Однако поскольку он был охвачен гражданской войной, то импортировать оттуда товар было проблематично… Именно тогда и была проведена операция «свиная щетина». Королевские военно-воздушные силы приобрели 20 тонн щетины в Чунцине, на что им потребовалось 5 месяцев.

Так что дефицит сахара в сезон варки варенья – это как весенняя аллергия – проходит с сезоном. Любопытно, мне показалось, что ситуация с дефицитом сахара показательна – каждый из нас показал на что способен. Одни поддались панике и запаслись сахаром на несколько лет вперед, другие продолжали приобретать сахар по двойной цене, третьи нажились на ситуации. А некоторые вели себя так, словно нет проблемы. Порадовало, что столичные крупные супермаркеты продемонстрировали некую социальную ответственность, организовав продажу сахара по фиксированной цене. Были и те кто забрасывал заявлениями различные ведомства с просьбами разобраться с ситуацией. Такая вот разная гражданская позиция. Будут ли сделаны выводы? Время покажет, а пока сахар вернулся на столичные прилавки.

Мансур Ибрагимов,
специально для Anhor.uz

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.