Как правильно закатать в асфальт
Ниже пойдет вовсе не инструкция, как по технологии Аль Капоне избавляться от недругов. Это цитата из выступления польского премьера Дональда Туска на заседании его правительства. Польша имеет одни из крупнейших в Европе сланцевые месторождения, и хотела бы сделать сланцевый газ альтернативой российскому газу. Вот пан Туск и призвал своих коллег вначале хорошо просчитать сланцевую проблему, «чтобы хорошую идею не закатать в асфальт» и вместе с газом не вылететь в трубу.
На минувшей неделе в Ташкенте состоялась традиционная конференция «Нефть и газ», и многие доклады были также посвящены сланцам. Поскольку правительство выделяет на сланцевое производство немалые деньги, то самое время посмотреть, насколько реальна эта программа в наших условиях.
(Далее в тексте, если не оговорено особо, цифры и факты – официальные доклады 18-й Международной конференции «Нефть и газ»).
«Сланцевый бум» вот уже десяток лет бушует на планете. Бушует с легкой руки американцев, которые у себя в течение последних лет стабильно добывают по 215-230 млрд. кубометров сланцевого газа, полностью обеспечивая национальные потребности. Сегодня технологии отработаны, но это очень дорогие технологии. Пробурить горизонтальную скважину на сланцевом поле стоит ок. $8 млн. Причем только 1% из разведанных запасов становится рентабельным. Под землю под огромным давлением закачивается раствор из 18 химикатов – один другого «ядовитее». Для экологии это дело просто гибельное. Американцы на своих газосланцевых полях даже трубопроводы не прокладывают: скважина дает газ 4 года, газ возят на газовозах, а через 4 года все сворачивают, и, пока местные жители не подали в суд за погибшие поля и отравленную воду, быстренько перебираются на новое место. Поэтому Швеция и Венгрия, поначалу полные энтузиазма, отказались от сланцев. Франция в 2011 году вообще запретила все сланцевые контракты. А из Польши, для которой это «стратегический проект», уже ушли по очереди ExxsonMobil, Lotos, Talisman и Marathon, вложения которых не окупились. Что и заставило премьера Туска призывать своих министров «не закатывать идею в асфальт»…
На американских промыслах Shell себестоимость сланцевого газа — $2 за 1 млн. британских тепловых единиц (BTU). Если считать, что 1 кубометр газа дает 35800 BTU, то по привычным европейцам меркам — $150 за 1 тысячу кубометров. В 3 раза дороже, чем себестоимость природного газа на узбекистанских и российских промыслах, но, пока газ продается в среднем по $400 за 1 тыс. кубов, бизнес может приносить прибыль.
Этот свой бизнес американцы уже переносят в другие страны. Сын американского вице-президента Роберт Х. Байден еще в 2013 году вошел в состав управляющих украинской газовой структуры. А теперь подумайте, с чего это киевские власти так «упираются» в крохотном городке Славянске? Так Славянск стоит на огромном газосланцевом поле – на Юзовском! Его запасы – 4 трилл. кубометров газа. Уже есть проект на 15 скважин (в Польше – всего 13 скважин). Ни российское, ни украинское ТВ об этом не говорят, но вот именно на этом поле «зарыта собака»…
Теперь, когда ситуация более-менее ясная, посмотрим, что дадут сланцы Узбекистану. И сколько налогоплательщики за это заплатят.
«Узбекнефтегаз» — это сегодня 16% ВВП, 20% экспорта и 1% всех занятых в реальной экономике (причем правительство инвестирует в основной капитал компании всего 8% от общего объема инвестиций по стране.) Однако эти прекрасные показатели не вечны. По данным УзЛИТИнефтегаз первичных запасов нефти и газа хватит еще на 50 лет. British Petroleum считает, что подтвержденных запасов нефти у нас 0,1 млрд. тонн, газа – 1,6 трилл. кубометров. При росте энергопотребления, как сейчас, в 6-7% за год, нефти хватит на 33 года, газа – на 32 года. Правда, по правительственной Программе энергосбережения до 2020 года расход газа в реальной экономике снизится на 5-7%, а потребление газа населением расти вообще не будет. Что позволит увеличить экспорт газа к 2020 году на 20%. Экспорт – это прекрасно, но не очень понятно, как при росте численности заставить людей потреблять меньше газа.
И вот тут на сцену под аплодисменты выходит сланец! В наших месторождениях Байсун, Джам, Уртабулак, Учкыр, Кумбешкак, Актау и Сангрунтау приблизительно 47 млрд. тонн сланца. Приблизительно – это потому, что специалисты пока ни в чем не уверены. Директор НИИ минеральных ресурсов М. Исоков считает, что только Сангрунтау и Актау можно учитывать как месторождения. Остальные – это «перспективные площади». На их исследования пока нет денег, учитывая при этом, что 80% затрат на разведку – убыточны.
НИИ минеральных ресурсов уже 8 лет занимается сланцами. Так как дебит наших сланцевых скважин на газ в 15 раз меньше американских, то выгоднее получать из них жидкие углеводороды – так наз. сланцевое масло (сланцевую нефть). Американцы тоже, кстати, начали активно развивать и это направление, и через 5 лет треть всей нефти в мире будет из американских сланцев. Журнал «Форбс» писал, что в свои нефтяные сланцевые проекты американцы вложили в прошлом году $186 млрд. Ну хорошо, в США и Канаде 9 сланцевых полей, а у нас только Сангрунтау. Но денежки уже текут непредсказуемо…
Когда в 2010 году проект Сангрунтау начинался, он стоил $600 млн. Тендер на строительство тогда не привлек внимания. Потому сегодня цена более «солидная» — $1 млрд. При запуске на полную мощность завод будет производить 1 млн. тонн нефтепродуктов и 70 тыс. тонн отходов, которые теоретически обещают превратить в доходы, но в проекте этого пока нет.
По Госпрограмме до 2020 года потребление нефтепродуктов у нас будет на уровне 4,4 млн. тонн в год. Оба узбекских нефтезавода обеспечат только 3,5 млн. тонн (это после того, как в прежние времена давали 8 млн. тонн). Так что, только сланцевая нефть выручит?
Но есть и еще идеи. Главное — если и не более дешевые, то по крайней мере безопасные для окружающей среды. Интересен первый в СНГ проект по синтетическому топливу GTL (стоимость проекта, по данным Азиатского банка развития, со временем выросла на треть — до $5,6 млрд). Планируется производить 863 тыс. тонн солярки, 304 тыс. тонн авиакеросина, 395 тыс. тонн нафты и 11 тыс. тонн сжиженного газа. Но теперь, когда малайзийская «Петронас» ушла из узбекского бизнеса, перспективы проекта затуманились. Предложение к участию направлено японской JOGMEC, но у японцев свой опыт в нашей стране, и они попросили времени на раздумье.
Институт метанола США реанимировал технологию добавки в топливо метанола (широко использовалась во время Второй мировой войны, когда гитлеровские танки пахли как кондитерские изделия) и предоставит ее Узбекнефтегазу. Есть возможность добавлять в дизельное топливо биомасла: во Франции с 1995 года добавляют рапсовое масло, у нас были наработки по добавлению хлопкового масла…
Еще я хотел проконсультироваться по поводу экологической опасности сланцевых промыслов в Экологическом движении Узбекистана. Но только начал разговор, как меня попросили уточнить: «Сланцы? Вы имеете в виду легкие тапочки?» Я понял, что зря теряю время…
До встречи здесь же.
Юрий Черногаев,
cпециально для Anhor.uz
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии