Кино было и остаётся…

Кино было и остаётся…

Действительно, из всех искусств кино было и остаётся «для нас важнейшим», поскольку  является самым доступным и действенным по своему влиянию на умы и сердца людей.  В столь бурно и радикально меняющемся мире, этот рабочий тезис, определённый почти 100 лет назад, практически стал постулатом, не требующим особых доказательств и нисколько не утратившем  своего значения.    Видимо, с учётом этой аксиомы, в Узбекистане за  годы Независимости уже трижды  — в 1996, в 2004, и в 2013 годах — были приняты важные решения, касающиеся проблем развития  кинематографа.
 
Хотелось бы остановиться на сегодняшнем состоянии узбекского киноискусства  в свете последних правительственных акций и в организационно-кадровых вопросах, и в финансово-техническом обеспечении, и в определении идейно-нравственных позиций создателей кинолент в свете  требований и пожеланий руководства страны.
 
Как же они реализуются на практике? В определённой степени ответом на эти вопросы стала творческая  конференция по итогам деятельности киностудий в 2013 году. Она состоялась в конце апреля, чему предшествовали публичные просмотры кинопродукции республики.
 
На суд зрителей были представлены 19 художественных фильмов, из которых 10 созданы на частных студиях, 5 мультипликационных и 38 документальных и научно-популярных лент. Это дало основание говорить о первых результатах осуществляемых долгосрочных перемен. Суммируя увиденное, хотелось бы  высказать несколько соображений.
 
Первое: на государственных студиях был сделан упор на создание фильмов, прежде всего, посвящённых актуальной тематике.  Это роль «махалли»  в жизни людей, военно-патриотическое воспитание молодёжи, разоблачение враждебных происков противников существующего режима в нашей республике.
 
Я бы предпочёл не останавливаться на полных характеристиках этих фильмов. Достаточно лишь подчеркнуть, что им, как правило, свойственны прямолинейность в трактовке образов персонажей, нарочитая пафосность и нравоучительность, облегчённое разрешение конфликтных ситуаций.
 
Так, к примеру, в интересной картине Х.Насимова «Одноклассники.ру» герои несколько раз повторяют: «Лучше босыми ногами месить глину у себя в кишлаке, чем в погоне за длинным рублём мыкаться в чужих странах». Будто не едут наши земляки в чуждые страны в поисках
элементарного заработка. И будто нет примеров, когда патриотизм  не мешает чиновникам отправлять своих детей именно за границу —  на учёбу,  на работу. Жизнь гораздо богаче и разнообразнее надуманных штампов, а потому — сложные и тонкие вопросы нужно представлять тоньше и умнее.
 
Но старания руководителей кинопроизводства  создавать актуальные ленты  уже заметны. Убеждён, что количество картин, работающих на идеологию независимого Узбекистана, будет нарастать. Если бы ещё нарастала и правда жизни!
 
Говоря о кинопроцессах,  невозможно не уделить внимания и такому явлению, как создание картин на частных студиях, преследующих, по сути, одну, «но пламенную» коммерческую  цель.
 
С «лёгкой» руки некоторых киноведов коммерческое кино стали подменять термином «параллельное кино». Это в принципе неверно, так как  параллельное кино с самого начала было представлено ультраавангардным, некро-реалистическим и протестным жанрами, то есть подразумевало тематический и эстетический смыслы, но, отнюдь, не финансовое обеспечение.  К тому же, параллелизм подразумевает хоть какое-то равенство государственного и коммерческого кинематографа, но налицо — колоссальная качественная разница кинолент. А ведь на частных студиях в год создаётся в 4-5 раз больше картин, нежели в государственных. Только в прошлом году  было снято 43 коммерческих фильма! Не трудно сделать постой вывод: интересы и вкусы узбекских зрителей в основном формируются именно этой сомнительной продукцией. А это уже страшно! Доверчиво следовать мнению: «количество переходит в качество»  — губительно в рамках эстетического  и нравственного воспитания людей.
 
Боюсь, что, потакая спонсорам, отмывающим деньги, и необразованным режиссёрам и сценаристам, «Узбеккино» занимался самообманом — дескать, ничего, мастерство приходит со временем! Не знаю, когда наступит это «время», а зрителей мы портим уже сейчас, причём массированно и последовательно. Тут уместно было бы вспомнить  историю нашего киноискусства 50 — 70-летней давности — не было тогда сотен «безделушек», на фоне которых взрастали 5-6 шедевров.  Всего – то фильмов  производилось по одному — двум  в год, но каких! Это Ахматова удивлялась: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Из нашего киношного сора вряд ли может вырасти фильм, достойный внимания будущих поколений.
 
И всё-таки мы имеем право рассчитывать не только на фильмы, несущие в себе сугубо прагматические цели, но и на ленты, способные вызывать интерес и в далёком будущем… Благо, примеры тому есть – это «Тахир и Зухра», «Алишер Навои», «Похождения Насреддина», «Об этом говорит вся махалля», «Белые аисты», «Нежность» и некоторые другие. Но они требуют не только высочайшего профессионализма, но и глубинного философского проникновения, творческих открытий. Именно этого как раз не хватает современным узбекским фильмам.
 
Хотя попытки «замахнуться» имеются. Возьмём, к примеру, фильм «Удар» Назима Тулаходжаева, представленный в дни конференции. Прежде всего, заметим, что Тулаходжаев относится к тем деятелям киноискусства, которые всегда вызывают интерес и киноведов, и общественности. И анимационными  лентами, среди которых сразу получил международное признание  «Будет ласковый дождь», и актёрскими работами, и художественными фильмами, — многие становились явлением в нашем кинематографе.
 
Последняя картина создана по сценарию  одарённой Эльмиры Хасановой. К созданию фильма были приглашены известные  деятели искусств — художник Бабур Исмаилов,  композитор Дмитрий Янов-Яновский, ряд талантливых актёров: Бахтиёр Касымов, Райхон Уласенова, Юлдуз Раджабова и другие. И надо признать, что в целом им удалось создать яркую, изобретательно снятую, драматически выразительную картину.
 
К сожалению, философская драма с элементами мелодрамы перемежается острым гротеском, перегруженностью шаржевых сцен, заметным неправдоподобием в поступках героев. Вместо эволюционного раскрытия характера главного персонажа, с самого начала нам предложен  однозначно выбившийся из общей колеи музыкант, якобы, уже не нужный филармонии и своей жене. Даже после «катарсиса»,

испытанного им при попытке самоубийства новой знакомой, он вновь позволяет себе накричать на её сына. Понятной логики нет и в поведении женщины, которая уже видит просвет, но, тем не менее, сознательно идёт на смерть. Данный «эффектный» поворот не воспринимается оправданным.
 
Много нестыковок и нарочитых аллюзий и в других эпизодах картины. Не верится в былую гармоничность семейной пары героев. Заметно увлечение постановщиков гламуром, красивостью антуража и нарядов. Есть «лобовые» решения — в сценах жены с топором,  сожжения сценических костюмов, или прожорливого  толстяка.
 
Но имеются и символические находки — зацепившийся за провода «воздушный змей», нежданно зазвонивший испорченный телефон в руках безумного юноши, блуждающая старуха в поисках нужного адреса.
 
Кажется, что авторы нарочито пытались ими подчеркнуть многозначительность и неординарность своего киноисследования. Жаль! Потому что они способны создавать произведения огромного творческого заряда и обобщающей силы, точно характеризующие извечные болевые точки людей.
 
Таковы некоторые суждения о проблемах развития узбекского кинематографа.
 
Ало Ходжаев,
специально Anhor.uz

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.