Кто ты без бумажки
Три вечера я потерял, пытаясь получить справку с места жительства в своем махаллинском комитете. В первый вечер аксакал задержался в хокимияте, на следующий день приболел, и только с третьего раза, простояв в очереди 1.5 часа, уплатив положенный сбор, мне удалось получить справку.
А теперь представьте, что вы заходите на сайт махаллинского комитета или хокимията и получаете эту справку по электронной почте. Более смелая фантазия – учреждение, которое запросило справку, само могло бы за пару минут получить все интересующие его сведения из единой базы данных о гражданах. Причем с подробностями об адресе прописки и реального проживания, об образовании, месте работы, семейном положении. И, если фантазировать дальше мы дойдем до идеальной степени информатизации – когда в каждом учреждении, с которым имеет дело гражданин, уже есть все его необходимые данные. Такая система информатизации успешно работает во всех развитых странах мира. Это одна из составляющих «электронного правительства», о котором говорят с высоких и не очень высоких трибун.
Электронное правительство именно для этого и создается – чтобы люди и сотрудники учреждений не теряли самый дорогой ресурс – время, быстро и оперативно получали необходимые сведения для принятия решений. Бесспорно, что скорость получения и обработки информации, принятие на ее основе решения определяет эффективность управления, ускоряет бизнес-процессы, и, следовательно, рост благосостояния государства и его граждан.
Наше государство тоже этого хочет. Первым шагом к созданию электронного правительства стало создание в 2002 году Координационного совета по развитию компьютеризации и ИКТ при Кабинета министров. Это высший орган страны по координации развития компьютеризации и ИКТ (в том числе электронного правительства).
Начали очень деловито — в каждом министерстве создали подразделения, ответственные за внедрение ИКТ. По идее они должны были разрабатывать и реализовать проекты, которые связывали Министерство и его предприятия в единую сеть и выводили ее на уровень республики. Проведена работа по созданию единой сети хокимиятов – с областного до районного уровня, вместе с их структурами и управлениями. Однако там дело пошло несколько хуже – сказалась нехватка финансов и специалистов, возможно времени. Сети министерств и хокимиятов должны были стать важными элементами электронного правительства.
Прошло 12 лет и оказалось, что не хватает всего – и техники и специалистов. Недавно отправил директору крупного предприятия письмо на корпоративный электронный ящик. Директор, как лицо заинтересованное обещал ответить быстро. Ответ был действительно готов, но сотрудник владеющий навыками работы на компьютере болен. Сам директор, как вы понимаете, письмо отправить не смог.
Оказание помощи во внедрении первой ступени электронного правительства — системы электронного документооборота взял на себя Проект ООН. Выбрали две области – Джизакскую и Наманганскую. Выделили финансы, оборудование, через пару лет — в сентябре 2013 года изучили как идет дело. Результаты изучения оказались малоутешительными.
Выяснилось, что до сих пор СЭД используется в основном для отправки документов из областных хокимиятов в аппараты администраций районов и городов. Но обратно, в основном, возвращается всё та же бумага.
Проблему нехватки специалистов в сельском хокимияте еще можно понять. Однако есть проблемы и на уровне министерств. Можете открыть сайты учреждений республиканского уровня, которые считаются продвинутыми. За редким исключением, на этих ресурсах невозможно обнаружить свежую информацию. Нет данных, по которым можно оценить работу отрасли, предприятия, учреждения. Что уж говорить, если на сайте самого Координационного совета по развитию компьютеризации и ИКТ последняя новость датируется 01 августа 2013 года. На дворе апрель 2014, но, к примеру, на сайте ГАК «Узкимёсаноат» вы не найдете отчета по итогам 2013 года. Последние сведения об экономике сельского хозяйства на сайте соответствующего министерства датированы февралем 2013 года. Перечень подобных недостатков можно продолжать сколь угодно долго.
Излишне говорить, что в таких условиях сложно заинтересовать зарубежных инвесторов, если они не могут найти свежую информацию о финансовом, техническом состоянии отрасли, предприятия, подробности об используемом оборудовании.
Широко пропиаренная услуга по государственной регистрации через интернет, на деле оказалась условной и не исключает личного визита с кипой дополнительных справок. Получается, что пока ведомства выдают желаемое за действительное, т.е занимаются очковтирательством, чтобы отчитаться в том, что идут в ногу со временем.
К примеру, электронная подача заявления о регистрации интернет СМИ ничего не значила, кроме сэкономленного листа бумаги. Сотрудники отдела выдачи лицензий Агентства печати и информации попросили директора представить бумажное заявление, удостоверенное подписью, печатью, приложить к нему копию свидетельства о регистрации предприятия и справку об уплате регистрационных сборов.
Нельзя не отметить положительные сдвиги на пути создания электронного правительства. С 2014 года в Узбекистане налоговая отчетность принимается только в электронном варианте. Шли к этому не один год. Ломали сопротивление бухгалтеров старой закалки, убеждали, принуждали, обучали, потратили кучу бюджетных средств, но оно того стоило. Спросите любого бухгалтера и он расскажет о всех преимуществах электронного взаимодействия с Налоговым комитетом.
Электронное правительство начинается с того, что оцифровывается всё и вся. Каждый человек один раз сообщает о себе все. Запомним это — один раз. А дальше – забота махалли, школы, милиции, учреждения, налогового комитета и вообще всех структур государства, с кем этот человек имеет дело. Каждое из этих учреждений само вносит любое изменение, связанное с данной личностью в его файл, который становится общей копилкой знаний о конкретном человеке. Начиная с того, где человек родился, где, как и чему учился, где и как работал, сколько раз и где перешел улицу в неположенном месте, сколько имеет поощрений и наказаний – все о нем будет известно.
Точно такие же сведения должны накапливаться о любой организации – в каждый момент ее контакта с любыми юридическими и физическими лицами.
Подобные данные могут представлять опасность и для государства и тем более для личности, если попадут в нечистые руки. Поэтому вопрос безопасности и сохранности этих данных от несанкционированного доступа становится одним из важнейших вопросов безопасности не только личности, но и государства.
Сегодня делаются первые, пока очень робкие и неуверенные шаги к созданию электронного правительства. Хотелось бы верить, что дело не остановится и будет доведено до конца. И с каждым годом мы будем все меньше бегать за справками.
А пока занимайте очередь за справкой…
P.S. Когда писалась эта статья мне сообщили, что по всему Узбекистану отключился интернет. Да… А ведь есть районы и города, где ещё и свет включают всего на несколько часов в день. Так что, долго, видимо, ждать нам электронного правительства. И пока бегать за справками……
Мансур Ибрагимов,
Специально для Anhor.uz
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии