Медицина Узбекистана нуждается в лечении и реабилитации
Узбекистан следит и обсуждает череду кадровых перемен в Министерстве здравоохранения, которое непосредственно касается каждого и, по праву, считается формирующим настроения людей. И, оно же – одно из самых закрытых ведомств Узбекистана. Получить важные для журналистов статистические данные весьма сложно, получить комментарий должностного лица или врача практически невозможно, пока он не согласует каждое слово с Минздравом. В противном случае его ждёт недовольство начальства и,порой, крест на карьере.
Адхам Икрамов вернулся на свою прежнюю должность министра здравоохранения Узбекистана. Это не только высокое доверие, но и новые возможности, поскольку вернулся он уже в новом качестве – заместителя премьер-министра. Как и что он будет менять в здравоохранении страны пока не известно, да, и будет ли — тоже не известно. Хотя очевидно, что Минздрав и, в целом, система здравоохранения далеки от совершенства.
В Узбекистане здравоохранение бесплатное – это утверждение скорее миф и ничего, кроме раздражения, сарказма и колких острот среди населения не вызывает. Даже заболевания, входящие в список социально значимых сегодня обходятся пациентам в круглую сумму. В медицинских учреждениях с больных требуют одноразовые перчатки, шприцы, все лекарства, за исключением физраствора, банального анальгина, димедрола. Нормативы выделения медицинским учреждениям таких материалов как вата, марля, бинты, нити, одноразовые шприцы, элементарные лекарства остались на уровне прошлого века. Роженицы в роддом везут моющие средства, перчатки, салфетки, лекарства.
Больной темой остается детская медицина, которая по закону также является бесплатной. На деле, родители платят за все, кроме услуг самих врачей. Медикаментов в больницах не хватает. В начале года мы публиковали серию историй о малышах, которым в результате акции со стороны производителей соков были оплачены 15 операций. Если быть точнее, на эти деньги были закуплены оксигенаторы и другие расходные материалы для операции на открытом сердце. Пятнадцать – капля в море. Государство не в состоянии обеспечить всех детей с пороками сердца, нуждающихся в операции, необходимыми расходными материалами, примерная стоимость которых составляет около восьми миллионов сум на одну операцию. В Узбекистане много детей нуждающихся в таких операциях, родители которых не могут купить оксигенаторы. К сожалению, я не могу сказать, сколько точно – таких данных нет в открытом доступе. И это — только к вопросу о проблемах в детской кардиологии.
Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенком признано каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста. Наше здравоохранение бесплатно для детей только до 16 лет, потом пребывание в медицинском учреждении необходимо оплачивать.
В 2015 году было закрыто более 240 сельских врачебных пунктов. Как это отразилось на качестве медицинского обслуживания остается неизвестным. Год назад чиновники утверждали, что это компенсируется, в том числе, и за счет выездной медицинской помощи – этакий медицинский десант из числа столичных и городских врачей, которые за свой счет добираются и проживают на местах. Либо больные сами должны добираться из кишлака в район или область. Как решают этот вопрос больные туберкулезом, которые должны ежедневно лично, под присмотром медицинского персонала во врачебном пункте принимать лекарства, тоже не известно.
Надо отдать должное и отметить усовершенствованный сайт Минздрава и попытки размещения открытых данных. Но пока, в отделе открытых данных, размещена скорее справочная информация. Например, ключевых данных по количеству больных с ВИЧ, туберкулезом, диабетом, онкологических больных нет. Точно также нет сведений о вакансиях врачебных должностей по социально важным специальностям. О нехватке, например, врачей-фтизиатров в областных и районных туберкулёзных диспансерах. О них, мы, журналисты, узнаем только из частных разговоров, так же, как и о заболеваемости такими социально опасными заболеваниями, как, например, туберкулёз, ВИЧ, гепатит С.
Чтобы было понятно, открытые данные предполагают, что любой человек парой кликов должен иметь возможность узнать любую информацию о госучреждении. Например, сколько средств выделено бюджетом на закупку одноразовых перчаток отдельно взятому медицинскому центру. В развитых странах это прекрасный инструмент для журналистских расследований и развития качественной журналистики – одной из составляющих демократического общества.
Учреждения здравоохранения наиболее подвержены коррупции, корень которой, во-первых, в отсутствии прозрачности, во-вторых, в низкой оплате труда медицинских работников. Зарплаты врачей, среднего и младшего медицинского персонала в государственных медицинских учреждениях оскорбительно низкие. Один знакомый хирург с горечью рассказывал, что приходится из своего кармана (т.е. из кармана пациента, в конечном счёте) доплачивать медсестрам и нянечкам после каждой операции, чтобы они не разбежались торговать по базарам.
Есть, пока, вопросы и к медицинской культуре в целом. Например, больницы, поликлиники непременно застилают коврами и дорожками. Однако, врача-гигиениста и санитарный надзор именно это должно, вроде, возмутить – как эти пылесборники можно использовать в лечебных учреждениях, особенно с учётом нашего климата и воздуха, который содержит много пыли. Медсестры в больничных халатах, метущие дворы клиник — обычная картина. Это, конечно же, верхушка айсберга, то, что лежит на поверхности и видно невооруженным глазом.
Старые больницы, несмотря на все старания главврачей и районных, городских и областных администраций остаются обшарпанными, полными тараканов, с нехваткой младшего и среднего медперсонала и все с теми же пыльными дорожками. Перевезти больного из палаты в палату, поднять по ступенькам, из приёмного отделения в старых больницах – большая проблема. Нет пандусов, нет приспособлений, чтобы поднимать каталку с больным на верхние этажи.
Очевидно, что система здравоохранения в Узбекистане требует реформирования, развития и поддержки медицинской науки, частной медицины, страхования.
Здравоохранение — совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера. Все это направлено на сохранение и укрепление здоровья каждого человека.
Рядовому министру такое, конечно, не под силу. Однако, заместитель премьер-министра – совсем другой уровень. Главное, вовремя поставить диагноз и правильно лечить, ну, и профилактику никто не отменял.
Лола Исламова
Комментарии