Государство, которое декларирует заботу о малом и среднем бизнесе само начинает в середине финансового и производственного года менять условия, в которых должен работать этот самый бизнес.
 
На портале обсуждения нормативно-правовых документов появился проект Указа президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот», разработанный министерством финансов Узбекистана.
 
Проект Указа предусматривает в числе прочего сделать плательщиками НДС любых импортеров товаров и сельхоз товаропроизводителей, которые ранее платили единый земельный налог уже с 1 августа 2019 года. Правда есть оговорка, что это добровольный переход.
 
Предприниматели-импортеры товаров в недоумении. Составители документа, вероятно, не знали, что импортеры и так платят НДС при оформлении таможенных документов. Будет учитываться этот НДС или придется платить НДС также и с оборота – тогда получится, двойная уплата этого налога. В этой части документ не продуман и не имеет соответствующих комментариев. Много неясностей и с применением документа к индивидуальным предпринимателям.
 
Изменение налогообложения и ставок таможенных пошлин в середине года сопоставимо с изменением правил игры, когда сыграна половина матча. Любое законопослушное предприятие составляет годовые планы, составляет планы на импорт, экспорт, рассчитывает плату по кредитам ещё до начала нового финансового года. И даже в этом случае, изменения конъюктуры рынка, появление конкурирующих или сходных товаров в течении финансового года рождает большие проблемы сбыта, и, следовательно, всех расчетов.
 
В целом, складывается впечатление, что очень слаба правовая и экономическая экспертиза вносимых министерствами и ведомствами проектов.
 
Пример несвоевременного и непродуманного документа -  проект постановления президента Узбекистана «О дополнительных мерах по развитию кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей, а также стимулирования производства импортозамещающей и экспортоориентированной продукции», подготовленный, ассоциацией «Узчармсаноат». Согласно документу «Узчармсаноат», которое вначале внесло предложение повысить ставку таможенной пошлины на импортную обувь на 30%, а неделю спустя на 20%, и предложив применять её только к мужской обуви.
 
Предложении ввести школьную форму, прозведенную в Узбекистане – эта форма обошлась бы родителям втрое дороже китайской – тоже пример решения, возможно лоббируемого определенными производителями. Правда, потом, после выступления заместителя директора Агентства информации и массовых коммуникаций Саиды Мирзиёевой разумно от этого предложения отказались.
 
Следующий пример подобного непопулярного и непродуманного решения - Постановление Кабинета Министров от 7.06.2019 г. № 469, которым утвержден Административный регламент оказания госуслуг по приему детей в государственные средние общеобразовательные школы. Оно предусматривало, что родители, дети которых не входят в школьный микроучасток будут платить сумму эквивалентную 10 МРЗП (около 500 долларов США), чтобы ребенок мог пойти в первый класс. При этом нужно иметь в виду, что в ряде районов, директора школ быстро «сузили» свои микроучастки, выведя за их пределы квартала, дети из которых десятилетиями учились в их школах.
 
К примеру, дети дома, где живет автор этой заметки, ходили в одну и ту же школу на протяжении десятков лет. А как только вышел вышеуказанный документ – дом оказался вне микроучастка. При этом другая близлежащая школа с русским языком обучения вдвое дальше и нужно пересекать три дороги с интенсивным движением автотранспорта.
 
И таких примеров, когда решения принимаются, а затем вносятся коррективы или о них забывают можно привести немало. Совсем свежий пример – нательные камеры инспекторов ГИБДД, которыми они должны были быть оснащены к 1 июля 2019 года.... Судьба решения известна – исполнение отложили...
 
Не пора ли подвергать документы, размещаемые для обсуждения на портале тщательной юридической и экономической экспертизу до их размещения? Иначе у граждан складывается впечатление, что в государстве тот, кто более настырный может «пробить» для себя и повышение таможенных пошлин, и льготы и преференции, и квартиры для своих сотрудников в Ташкенте и ещё много чего.
 
Авторитет власти складывается не только в результате крупных решений, но и таких проектов тоже. Именно здесь необходимо поучиться у зарубежных стран, соседей, не спешить принимать новые решения, пока не исполняются образцово уже принятые.
 
А возможно, пора и вовсе сделать остановку, перевести дух, «отложить тюбетейку в сторону», как говорится в народе, неспешно и тщательно провести полную инвентаризацию уже принятых решений и не спешить с новыми...
 
Румия Анварова