Нечестные игры

Нечестные игры

В рейтинге восприятия коррупции Transparency International Узбекистан  все ещё находится в хвосте, занимая 157-е место из 180 стран и территорий.
 
Согласно отчету «Барометр мировой коррупции» — крупнейшее исследование коррупционных проявлений в мире и отношения к ним общества, каждый четвертый опрошенный заявил, что платил взятки в течение последнего года при взаимодействии с теми или иными государственными органами. 57% опрошенных недовольны тем, как их правительства борются с коррупцией.
 
Тенденция мировая, цифры усреднённые, но с учётом позиции Узбекистана в мировом рейтинге восприятия коррупции, ситуация в стране с взятками вызывает опасения и является серьёзным препятствием для заявленных реформ.
 
Явное или прикрытое вымогательство и есть, как правило, причина бюрократизма и препонов при реализации предпринимательских инициатив. За последние полгода только Anhor.uz более 10 раз сообщал о взяточничестве должностных лиц.
 
В постановлении «О мерах по организации ускоренной реализации предпринимательских инициатив и проектов в регионах», впервые в истории независимого Узбекистана, президент страны признал широкое распространение в республиканских органах государственного управления и на местах проявлений волокиты, бюрократизма, создания искусственных препон при рассмотрении и реализации предпринимательских инициатив и проектов.
 
Скандал со строительством в исторической части Самарканда, попытка сноса здания, находящегося под защитой государства, уверенно наглое поведение застройщика, арест хокима области свидетельствует о бездействии лиц, ответственных за соблюдение нормативно-правовых актов, и, в конечном счете, о коррупции, одной из причин которой является отсутствие прозрачности деятельности администрации городов и областей.
 
Размер взятки, с которой был задержан хоким Юнусабадского района, свидетельствует о коррупционной системе, которая вряд ли ограничивается районом. «Опять вы со своими законами», — фраза, брошенная хокимом на встрече с общественным деятелем Муратом Сарсеновым показательна. И на той встрече, которая состоялась за несколько месяцев до задержания Бахтиера  Абдусаматова, обсуждалось незаконное решение,  выданное им на строительство детсада на территории парковки. Идет следствие, и есть надежда, что будет выявлена вся коррупционная сеть, потому что без поддержки в других структурах у чиновника районного уровня не было бы возможности развернуться в таких масштабах.
 
Проект «Обод махалла», в основе которого благоустройство и забота о людях, стал кормушкой для некоторых чиновников во многом из-за того, что вопросы согласований и дачи разрешений непрозрачны, нарушаются определенные нормативно-правовые положения.
 
Высокие результаты западных стран в рейтинге Transparency International объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком в 15 лет.
 
Многим странам Азии удалось за короткий срок развить экономику благодаря  борьбе с коррупцией, которая была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия, в большинстве стран, была особенно жёсткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.
 
Сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется, в том числе, и на превентивных мерах: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них ещё до того, как они будут использованы нечестным путем.

В Узбекистане принят закон «О прозрачности деятельности органов государственной власти и управления», однако опыт показывает, что он во-первых, практически не применяется, а во-вторых – не получил развития.
 
В действующем виде Закон требует, чтобы органы государственной власти и управления публиковали информацию о своей деятельности, а по запросу физических и юридических лиц органы государственной власти и управления предоставляли требуемую информацию.
 
Настало время идти дальше: органы государственной власти и управления обязаны публиковать свои планы в открытом доступе, обеспечить прозрачность в таких резонансных вопросах, как выделение участков под строительство, предстоящие сносы и других, которые задевают различные имущественные и неимущественные интересы населения.
 
Каждый заинтересованный  в предотвращении коррупции  гражданин, любой журналист, ведущий расследование, должен иметь возможность отслеживать в режиме онлайн в какой организации находится заявка, предположим, на получение участка на строительство, на согласовании. Или где ожидается снос, изменение порядка работы, структуры и так далее.  
 
Борьба с коррупцией, несомненно, требует целого комплекса мер. Чем-либо одним, например, повышением заработной платы, с коррупцией не справиться. Если ограничиться только повышением зарплаты чиновникам – брать от этого не престанут. В то же время мало шансов, что низкооплачиваемый чиновник, от которого зависит принятие решений, будет честен, и велика вероятность, что рано или поздно он будет вовлечен в коррупционную схему.
 
Зарплата хокима района в среднем не превышает  500 долларов. Взятка в 800 раз превышающая зарплату — ещё тот соблазн. Поэтому, повышение зарплат – вопрос, возможно, важный, но не главный. Связанные с коррупцией служащие на уровнях принятия решений – люди, зачастую, не бедные.
 
Главный путь борьбы с коррупцией лежит в обеспечении доступности информации о каждом шаге органов государственной власти и управления, особенно на областном, городском и районном уровне.
 
Самыми первыми шагами должны стать: 

  • полноценная реализация закона «О прозрачности деятельности органов государственной власти и управления», возможно, принятие его в новой редакции с учетом накопленного опыта; 
  • принятие Закона «О государственной службе»; 
  • полная прозрачность деятельности госорганов. Информация о каждом суме, потраченным организацией должна быть публичной и доступной; 
  • необходима прозрачность и публичность в вопросах приема в вузы, в том числе там, где предусмотрены творческие экзамены. Используя ИКТ можно найти способы сделать прозрачными работу приемных комиссий и по другим предметам; 
  • должны стать прозрачными доходы и расходы чиновников всех рангов и близких членов их семей; 
  • важно обеспечить образование детей, подростков в области противодействия коррупции для формирования правовой культуры, которая не приемлет коррупцию.

История знает немало смелых реформ, которые не достигли своих целей, удушенные коррупцией. Отбирая уверенность в справедливом распределении, коррупция лишает общество стержня, на котором держится все система самоуправления. Потеряв внутренний стимул, общество впадает в депрессию или апатию, а молодежь стремится уехать за границу.
 
В экономическом смысле коррупция приводит к увеличению стоимости сделок, когда настоящим плательщиком «коррупционной ренты» становится население. В результате никакие реформы и инновации не смогут обеспечить достойного уровня благосостояния рядовых граждан.
 
Упущено много времени, однако ещё не поздно от слов перейти к делу – работать над законодательной базой, организационным порядком, который уничтожит возможность коррупции. Иначе все надежды и энтузиазм населения, которое поддерживает новое руководство страны, может смениться апатией и разочарованием.
 
Румия Анварова
 
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.