Отсутствие освещения на трехуровневой развязке в Ташкенте создает угрозу для жителей и автомобилистов
В радиусе 1 км вокруг транспортной развязки на улице Махтумкули и Паркентского шоссе, известной как трехуровневая развязка, насчитывается 309 зданий, из которых 150 многоэтажных и 159 частных домов, плотный поток транспорта несется 24 часа в сутки. Плотность населения в этом районе оценивается в 5000 человек на квадратный километр, что означает, что ночью в этом районе может перемещаться около от 500 до 1000 человек. Отсутствие освещения в ночное время создает серьезные угрозы для жизни жителей и автомобилистов.
В такой ситуации отсутствие освещения в темное время суток создает реальную опасность для здоровья и жизни людей и водителей автотранспорта. К потоку транспорта прибавляется наличие арыков и дренажных колодцев, многие из которых, по каким-то причинам не имеют защитных люков.
Проблема с освещением впервые была официально зафиксирована через обращение в Xalq Nazorati 16 ноября 2022 года, когда стало очевидно, что осветительная инфраструктура практически не работает. Однако проблема не решилась.
Одной из причин является то, что развязка до сих пор числится на балансе АО «Узбекистон темир йуллари» (АО «УТЙ»), которая и построила эту сложную инженерную конструкцию. Для её поддержания в рабочем состоянии требуются специалисты и средства. Однако в бюджете АО УТЙ не предусмотрены расходы на покупку электроэнергии для постоянного освещения.
Другая причина проблемы в том, что освещением занимается Управление городского освещения (ГУП «Toshshaharnur»). ГУП, со своей стороны, не может наладить оплату электроэнергии и обслуживать энергетическую инфраструктуру, которая находится на чужом балансе.
Анализ цифровой карты, проведенный автором данной статьи, позволил определить каким рискам подвергаются люди из-за отсутствия качественной инфраструктуры. Во-первых, отсутствие освещения увеличивает риск падений и травм жителей района, особенно в районах с арыками и открытыми дренажными колодцами.
Во-вторых, плохая видимость увеличивает вероятность дорожных аварий на 25%. Кроме того, темные улицы способствуют росту уличной преступности.
Варианты решения и адреса обращений:
В обращении, направленном жильцами в Xalq Nazorati и в портал президента РУз было предложено два варианта решения:
- заключение договора со столичным хокимиятом на подачу электроэнергии для балансодержателя объекта АО «Узбекистон темир йуллари» за счет бюджета города;
- официальная передача объектов на баланс Ташкентского хокимията, чтобы ГУП «Toshshaharnur» получил право на управление инфраструктурой освещения и обеспечил её бесперебойную работу.
Передача такого сложного инфраструктурного объекта на баланс хокимията требует решения двух важных вопросов: возмещение АО «Узбекистон темир йуллари» средств, потраченных на строительство и содержание объекта и поиск средств для дальнейшего обслуживания объекта, если он перейдет на баланс хокимията.
После обращения жителей хокимият Ташкента заключил договор с поставщиками электроэнергии, чтобы обеспечить качественное освещение на проблемном объекте. В этом случае все проблемы, связанные с ремонтом и обслуживанием объекта, остаются у балансодержателя. Другими словами, хокимият покупает электроэнергию для освещения объекта и передает ее АО УТЙ. Таким образом на сегодня проблема нашла своё решение.
Международный опыт
В европейских странах существуют строгие стандарты и нормативы освещения, обеспечивающие безопасность и комфортную среду. Например, в странах Европейского Союза применяются стандарты EN 13201, которые регламентируют уровни освещенности для различных типов дорог и зон. Эти стандарты требуют, чтобы освещенность в городских районах была не менее 20 люксов, а на основных магистралях — до 50 люксов.
Различные исследования показывают, что хорошо освещенные улицы и развязки значительно снижают количество дорожных аварий и преступлений. Например, в Лондоне внедрение современных систем уличного освещения в 90-х, привело к снижению количества аварий на 30% и уменьшению уличной преступности на 20%.
В Швеции стандарты освещения включают использование энергоэффективных светодиодных ламп, что не только улучшает освещенность улиц, но и снижает расходы на электроэнергию и обслуживание. Это позволяет городам инвестировать сэкономленные средства в другие важные инфраструктурные проекты.
В Японии особое внимание уделяется освещению пешеходных переходов и школьных маршрутов. Стандарты требуют установки дополнительных осветительных приборов на этих участках, что значительно повышает безопасность.
Было бы разумно, если столичный хокимият разработает свои стандарты освещения, выберет наиболее подходящую из существующих моделей и обеспечит бесперебойное освещение дорог и улиц города. Это улучшит городскую инфраструктуру и повысит безопасность и качество жизни горожан.
Практика показывает, что без активной позиции горожан местные органы власти и управления медленно решают проблемы или вовсе их не замечают. Важно, чтобы жители города активно указывали хокимиятам о наличии проблемных точек в городской среде.
Опыт показывает, что чаще всего проблемы находят свое решение после обращения в приложение Xalq Nazorati и виртуальную приемную президента РУз. Однако, это лучше всего делать имея на руках либо формальную отписку от городских служб, либо невыполненное обещание устранить проблему. Это схема требует времени и нервов, но, как показывает опыт — иначе никак.
Автор считает, что создать комфортные условия для жизни можно только благодаря совместным усилиям жителей и городских служб.
Приложения и ресурсы для обращений:
Закон “Об обращениях физических и юридических лиц”
Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления«
Ресурсы для фиксирования обращений:
Виртуальная приемная президента РУз
Сервис для сотрудничества городских служб г. Ташкента — Xalq Nazorat
Марат Смагин, колумнист Anhor.uz
И почему это не удивляет никого? И куда смотрит УБДД ГУВД г.Ташкента? Разве можно допускать движение транспортных потоков в ночное время по неосвещённой развязке?