О бороде, Евровидении и цикличности истории

О бороде

Отзвучал музыкальный конкурс «Евровидение 2014», который, думается, надолго запомнится всем, кто смотрел и слышал. Победитель, конкурсант из Австрии, поп-певец Томас Нойвирт. Сценическое имя Кончита Вурст. 
 
Кто же такой Томас Нойвирт? Это мужчина 1988 года рождения, который выбрал для себя весьма неоднозначный и скандальный образ – образ женщины с бородой.
 
Как он к этому пришел? Вот что говорит сам Томас:
 
«Я хочу, чтобы новое поколение считало, что быть самим собой хорошо, чтобы для людей было важно не то, как выглядит человек или откуда он родом, главное — что это за человек. Важно, чтобы люди научились разглядывать и ценить то, что скрыто «за фасадом».
 
То есть, мы видим, что эпатажный образ всего лишь образ. Это, как в той американской поговорке – «иногда белка это просто белка». Искать в сценическом образе политику, посыл или пропаганду? Какой декаданс, умоляю, продолжайте!
 
Но общественность, в том числе и у нас, в Узбекистане, все восприняла весьма неоднозначно. В целом, вердикт большинства такой же, каким был 1000 лет назад – «он не похож на нас, это зло, его надо искоренить». Ничего не напоминает? История циклична.
 
Цель Томаса – донести до людей информацию, что форма всегда вторична и эта мысль, судя по всему, оскорбляет многих людей, которые думают иначе. Которые считают, что важнее выглядеть умным, чем быть умным, выглядеть красиво, чем быть красивым, казаться добрым, а не быть добрым. Игра на публику и акцент на форму, а не на содержание.  Причем одних эта мысль заставила проголосовать за Вурст, а других изойти в желчной критике.
 
Безусловно, образ эпатажен, он изначально направлен на привлечение внимания, но ведь точно так же девушки красятся в ярких блондинок, и то, и другое неестественно и искусственно, но ведь никто не призывает их жечь на кострах. Двойные стандарты?
 
История циклична. Шоу «Бородатая женщина» было весьма популярно в средние века. Речь, естественно, о Европе. Те, кто в детстве читал скандинавских писателей, в частности, Астрид Лингрен (автор Карлсона и Пеппи Длинный чулок), наверняка вспомнит, что в книге «Эмиль из Ленниберги» бородатая женщина «зарабатывала тем, что на ярмарках ела булочки и пила кофе, показывая всем, что она бородатая».
 
Прошло 200 лет и шоу вернулось. Ведь Кончита – это всего лишь сценический образ, а сам Томас Нойвирт – шоумен. Такой же, как и сотни и тысячи других людей по всей планете. Сам певец всегда говорит, что строго разграничивает личную жизнь и выступление на сцене. Образ Кончиты Вурст имеет даже свою собственную биографию – родилась в Колумбии, выросла в Германии.
 
Что говорит сам Томас о своем образе:
 
«Это, как способ донести своё послание до всего мира так, чтобы его невозможно было не увидеть или не услышать. Ведь внешний вид, пол и происхождение не имеют никакого значения, когда речь идет о достоинстве и свободе индивида. Важен только и исключительно человек, у каждого должно быть право жить так, как он считает нужным, если это никому не причиняет вреда».
 
Как часто мы слышим подобные слова? Как часто люди оскорбляются, когда видят кого-то, кто живет так, как считает нужным? Как часто люди стараются уничтожить того, кто посмел выразить свою точку зрения, которая отличается от общепринятой?  Как часто люди считали, что они лучше других только потому, что они принадлежат определенной расе, нации, полу? История циклична.
 
Что касается победы на конкурсе. Многие говорят, что победила толерантность. Но позвольте, что плохого в толерантности? Не это ли проявление гуманизма? Человеколюбия? С каких пор ненависть стала считаться нормальным явлением? Особенно сейчас, когда мы отметили великую победу над идеологией, над врагом, который как раз таки выступал против толерантности и правозглашал доминирование одной расы над другой.
 
История циклична. Когда-то  Пастернак получил Нобелевскую премию за “Доктора Живаго”, бытует мнение, что это всего лишь поддержка дисседентского движения в СССР. Политические ходы в международных конкурсах были, есть и будут.
 
Вопрос в другом – сможем ли мы взглянуть себе в лицо и признать, что тот, кто отличается от нас, такой же как и мы? Сможем ли проявить толерантность, гуманность и человеческое понимание? Уважение к другому образу жизни и другим ценностям? Уважение к другому мировоззрению? Сможем ли принять, что форма вторична, а содержание важнее? Сможем ли мы признать, что потертая обложка еще не значит, что книга плохая? Что если человек красив внешне это еще не значит, что он красив внутри и наоборот? Потому что если мы это сделать не сможем, то опустимся до уровня средневековья, а все мы прекрасно знаем, что в то время делали с людьми, которые посмели выделиться в толпе. История циклична.

Джавлон Хасанов,
Специально для Anhor.uz

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.