Авторитетный журналов в сфере высшего образования Times Higher Education (THE), опубликовал рейтинг высших учебных заведений мира. В анализе World University Rankings 2016-17 — 980 вузов, что на 180 больше, чем годом раньше. Рейтинг Times Higher Education — одно из крупнейших в мире исследований академической репутации, его результаты публикуются в 13-й раз.
 
Лучшим вузом мира признан Оксфорд (Великобритания), который впервые с момента создания рейтинга обошел Гарвард (США). Лучшим российским вузом признан университет имени Ломоносова, занявший 188 место.
 
Начиная с 200 позиции, конкретные места вузов в рейтинге не определяются. Так, например Казанский госуниверситет оказался с 401 по 500 место, Вестминстерский университет Великобритании оказался среди высших образовательных учреждений с 601 по 800 место, также как и Университет Инха. Кстати, последний, согласно рейтингу Reuters, занял 46 место по инновациям среди 75 университетов Азии.
 
Все эти сведения приведены для того, чтобы показать строгость подхода при составлении рейтинга.
 
Для нас, однако, печально, что ни одно высшее учебное заведение Узбекистана в рейтинг не попало. Сообщения о новых изобретениях и открытиях наших ученых на поверку оказываются применением уже известного в нашей практике. Особенно плодотворно в этом направлении работают химики и фармацевты. Тоже хорошо – дело важное и нужное, но я не об этом.    
 
Наука каждого вуза оценивается по конкретным научным результатам, цитируемости в известных научных журналах. Поэтому важна работа учёных университета с зарубежными научно-исследовательскими центрами и университетами. Совместная работа способствует узнаваемости вуза, расширяет сеть научных контактов. Патенты, полученные за рубежом, способствуют повышению репутации вуза и его лабораторий.
 
Репутация вуза как образовательного заведения растет за счёт его выпускников, добившихся известных научных и производственных успехов. Пока, несмотря на победы наших школьников на международных олимпиадах, известных выпускников узбекских вузов, добившихся широкого международного признания нет.
 
Западные, а точнее европейские и американские университеты сильны тем, что преподавание там ведётся действующими учёными. Поэтому у них традиционно сильна научная составляющая, поскольку там преподают не только по учебникам, но не меньше ту науку, которой ученые занимаются сегодня. Таким образом, на мой взгляд, коренное отличие «тех» вузов от наших в том, что образование не оторвано от актуальной научной и прикладной проблематики.
 
И важно заметить, что никто не ставит задачи переноса всей науки в вузы, но для успешного развития университетов наращивание в них научной базы необходимо — а это сложный процесс, требующий больших материальных и временных затрат.
 
И, нужно отметить, что никто и никогда не ставит целью добиться успехов в таких составляющих учебного процесса как посещаемость и успеваемость. Это освобождает преподавателей и заведующих кафедрами от огромной бумажной, бюрократической работы, отнимающей колоссальное количество времени и нервов в ущерб качеству учебного процесса.
 
Недавно, мой приятель, несколько лет возглавлявший кафедру в одном из столичных вузов написал заявление с просьбой освободить его от этой должности. На мой вопрос, зачем он это сделал, он ответил: «Надоело отвечать за всё – за пропуски занятий студентами, за ремонты, за хлопок, за организацию явки на мероприятия. По каждому поводу писать отчёты, рапорта, составлять мероприятия. Работать некогда – только и делаю, что пишу отчеты и получаю замечания. Хочу спокойно заняться наукой, осталось решить – как и где».
 
Имена многих ученых Узбекистана известны широко за его пределами. Однако это имена тех, кто уже в очень пожилом возрасте или ушли от нас.
 
Недавно был в одном из некогда известных академических институтов – одни пожилые учёные. Молодёжи сейчас больше всего в сфере обслуживания – там, где живые деньги. В научной сфере её до опасных пределов мало.
 
Ясно, что эта проблема – не одного дня и даже не одного года. Но когда-то надо начинать её решать. Когда, если не сегодня?

Мансур Ибрагимов, специально для Anhor.uz
 
От редакции:
Эта публикация одна из первых в серии статей о состоянии образования и науки в Узбекистане. Почему наши ученые предпочитают двигать науку за рубежом, почему талантливая молодежь уезжает в другие страны и предпочитает остаться там, как остановить «утечку мозгов»? Мы приглашаем всех заинтересованных читателей к диалогу. Ждем ваши письма и реплики по адресу info@anhor.uz (с пометкой «О науке и образовании»).