О новой концепции налоговой политики. Часть первая
Свершилось! Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан утверждена Указом президента.
Участники обсуждения разделились на два крупные концептуальные группы: одни считали, что нельзя проводить радикальную реформу, другие предлагали разумные, но кажущиеся радикальными меры, предложения с точки зрения развития бизнеса.
Первый проект Концепции, опубликованный Национальным агентством проектного управления, не встретил всеобщего понимания, но получил поддержку квалифицированной части специалистов. Результатом бурных обсуждений стала Концепция совершенствования налоговой политики, которая содержит компромиссные решения.
Позитивными является снижение налогового бремени на экономику и устранение диспропорции налогового бремени между плательщиками упрощенного и общеустановленного порядков налогообложения. Правильным решением стала также оптимизация количества налогов путем их унификации, объединение налогов, имеющих схожую налогооблагаемую базу.
Установление ставок налогов и других обязательных платежей непосредственно в самом Налоговом кодексе позволит обеспечить стабильности налоговых ставок, с учетом сложности процедуры внесения изменений в законодательные акты, и, что важно — исключить укоренившуюся непрозрачную практику повышения налоговых ставок под конец календарного года.
Также, отражение ставок налогов непосредственно в Налоговом кодексе позволит налогоплательщикам и потенциальным инвесторам оценивать свои ожидания заблаговременно, будучи информированы о грядущих возможных изменениях на стадии обсуждения.
С 1 января 2019 года снижается налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем введения единой плоской ставки налога на доходы физических лиц в размере 12%. При этом отчисления на индивидуальные накопительные пенсионные счета в размере 0,1% включены в ставку налога.
Отмена страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, т.е. деньги, которые удерживались из заработной платы работников теперь ляжет на плечи работодателя.
Данные меры благоприятно отразятся на всех работниках с ежемесячным окладом равным или более 9 МРЗП в месяц, т.к. в связи с установленной плоской ставкой НДФЛ и отменой 8% отчислений, увеличивается сумма, остающаяся в распоряжении работника, после налоговых удержаний с его заработной платы.
Концепция предусматривает снижение ставки единого социального платежа с 15% до 12% до всех остальных юридических лиц. Сегодня действую две ставки единого социального платежа: 25% для крупных предприятий и 15% для микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств.
Не совсем ясно, касается ли данная мера юридических лиц, применяющих на сегодняшний день ставку 15%, или она будет применяться ко всем юридическим лицам, без исключения.
Отмена обязательных отчислений в целевые фонды, взимаемые с оборота (выручки) юридических лиц, снижение ставки налога прибыль юридических лиц с 14 до 12 процентов.
снижение ставки налога на прибыль, удерживаемой у источника, по доходам в виде дивидендов и процентов с 10 до 5 процентов.
Перечисленные меры, в целом, должны снизить налоговое бремя на производственные предприятия и повысить инвестиционную привлекательность страны. При этом, следует отметить, что ранее разработчиками концепции предлагалось унифицировать ставки налога на доходы физических лиц и прибыль в виде дивидендов с целью исключения привлекательности выплаты заработной платы в конвертах.
Введение налога на имущество для всех хозяйствующих субъектов, помимо расширения круга налогоплательщиков, исключит реально сложившееся обстоятельство когда, малый субъект предпринимательства является собственником большого недвижимого имущества, которое заброшено до «лучших времен».
В целом, документ наводит благоприятные впечатления и вселяет надежду на приход светлого будущего, но вот насколько оно будет светлым, зависит от тех, кто переработает Налоговый Кодекс в соответствии с утвержденной Концепцией.
Фарит Темиргалиев
Комментарии