Ташкент - в ожидании запуска видеокамер на дорогах. Одни  ожидают с надеждой на воцарение порядка на дорогах, другие с опасением потока, так называемых, «писем счастья», с зафиксированным нарушением и квитанцией на оплату штрафа. И тех, и других объединяет неизвестность. Вокруг запуска систем видеомониторинга за дорожным движением в Ташкенте больше вопросов, чем ясных ответов. Четкого представления о том, как это будет работать, пока, у населения нет.
 
Между тем монтаж, наладка камер и, в целом, системы видеомониторинга за дорожным движением на перекрестках столицы находится на заключительном этапе, сделано 95% объема работ и за 10 дней до «часа Икс» Министерство внутренних дел Узбекистана сообщит о начале режима фиксации видеокамерами нарушений правил дорожного движения. Об этом сообщил подполковник Управления по безопасности дорожного движения МВД Алишер Саттаров в ходе круглого стола, который на прошлой неделе был организован офисом Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане совместно с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан в рамках совместного проекта, направленного на повышение эффективности мер по обеспечению безопасности дорожного движения в Узбекистане.
 
Это вторая встреча в формате круглого стола, в которой приняли участие представители Законодательной палаты Олий Мажлиса, ГАК «Узавтойул», Центра развития «Электронное правительство», Агентства автомобильного и речного транспорта, журналисты, блогеры - словом все, кто упомянут в законе «О безопасности дорожного движения» . Впрочем, не все. Представители Кабинета министров и хокимията города Ташкента во второй раз проигнорировали встречу, поэтому многие вопросы остались без ответа. Министерство внутрених дел представляло девять человек.
 
Собственно, мероприятие это было организовано с целью обсуждения вопросов реализации эффективных мер обеспечения безопасности дорожного движения. Обсуждения, увы не получилось. Представители госорганов держали «глухую» оборону. Местами это было похоже на глухой телефон – вопросы задавались, но ясных и определенных ответов не было. Сказалось отсутствие городских властей, поскольку в половине случаев журналистов и блогеров интересовали вопросы, которые были в компетенции столичного хокимията. Кстати, то обстоятельство, что хокимият проигнорировал встречу во второй раз также рождало и вопросы, и определенные сомнения.
 
Бурное обсуждение вопросов безопасности на дорогах  не утихает в группе «Водители Ташкента» в Фейсбуке, в которой зарегистрировано без малого 60 тыс. участников. У группы есть модераторы с журналистским образованием, но поскольку группа не имеет юридического статуса, то и взаимодействовать с ней госорганы не желают. Между тем это именно та часть населения, причем молодого, продвинутого  и активного, которая больше всех заинтересована в знании нововведений и их распространении.
 
Прошло почти два года, как принят закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», однако исполнение его оставляет желать лучшего. Посудите сами - на сайте МВД в разделе «Безопасность дорожного движения» нет даже текста закона «О безопасности дорожного движения», нет ПДД, не говоря уже о другой информации. Алишер Саттаров рассказал, что на государственном телевидении выходят в эфир регулярные передачи о безопасности дорожного движения. Это несомненно важно, но ничтожно мало. Важно охватить всех. Нужны различные каналы коммуникаций, различные формы. Сегодня, хотим мы того или нет, интернет прочно вошел в нашу жизнь и пора научиться эффективно использовать его в интересах налаживания прочных связей с его пользователями. Важно для этого привлекать специалистов PR, социальной рекламы, журналистов, лидеров и активистов интернет-сообществ. Важно, наряду с достижениями, разъяснять причины недостатков, которые вызывают непонимание или рождают слухи. Важно наладить доверительный и откровенный диалог  - нужна прозрачность, оперативность и точность. Государственный орган – это публичность, поскольку имеет дело с населением и работает в интересах его законных прав.
 
Еще 10 лет назад газета МВД «На посту» еженедельно публиковала статистическую информацию о ДТП. Сейчас этой статистики нет. Неплохо бы в свете исполнения закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» возобновить практику публикации статистики на сайте МВД, который доступней для населения и намного популярней, чем газета с тиражом в 70 тыс. экземпляров.  К слову, статистика о количестве жертв ДТП публикуется на веб-сайте Всемирной организации здравоохранения. 


 
Согласно данным МВД, озвученным в ходе круглого стола, в  Узбекистане ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий становится 11 тыс. человек, 2 тыс. из которых погибает. Вдумайтесь, ежемесячно в нашей стране хоронят 167 человек, которые погибли в автомобильных авариях. И цифра эта, скорее всего, будет расти, поскольку количество автомобилей неуклонно растет. Кто виноват? Что делать? Наверное ответы на эти вопросы надо искать сообща, чтобы динамика упала.
 
Есть и позитивные статистические данные -  за последние десять лет количество пострадавших в ДТП детей сократилось вдвое. Представители МВД считают, что позитивная динамика стала возможна благодаря программе по повышению информированности детей. Вместе с тем, я ежедневно становлюсь свидетелем, как по пешеходному переходу, расположенному рядом со школой по улице Ш.Руставели, ученики перебегают дорогу на запрещающий сигнал светофора, а некоторые родители паркуются прямо на пешеходном переходе. И это, увы, не исключение, а скорее общая картина.
 
Что же делать? Наверное пора ввести уроки ПДД  в школьную программу, сделать уроки интерактивными, на сайте  МВД, который все же планируют совершенствовать, открыть детский раздел – красочный, с интерактивными тестами. Такой сайт демонстрировали в ходе круглого стола эксперты из Турции и Сербии. Доцент Национальной Турецкой Полицейской академии из Анкары рассказал, что для решения проблемы безопасности дорожного движения вблизи учебных заведений, в течение 6-7 лет велся мониторинг, выявлялись причины и принимались меры по исправлению ситуации.
 
С детьми понятно – обучение, личный пример родителей, контроль в школе. А что же взрослые? Как быть с нарушителями-пешеходами? Очевидно, что надо поднимать культуру поведения людей, соблюдение правил дорожного движения должно стать правилом хорошего тона. Я бы ввела тестирование на знание ПДД кандидатов при приеме на работу, как часть социальной ответственности работодателя. Несомненно, это должно быть по доброй воле работодателя. Немаловажно создание грамотной социальной рекламы, как части кампании по профилактике правонарушений на дорогах всеми участниками дорожного движения. 
 
Решение проблем безопасности дорожного движения - процесс долгий, точнее – бесконечный и, возможно не дешевый, однако им нужно заниматься целеустремленно и терпеливо. А что делать – ведь на другой стороне весов – здоровье и жизни людей.
 
P.S. : В тестовом режиме видеомониторинг за дорожным движением выявил на одном участке 33 нарушения в сутки.
Для справки: Видеомониторинг в автоматическом режиме фиксирует только нарушение скоростного режима и проезд на запрещающий сигнал светофора. При этом проезд на желтый свет и наезд на стоп-линию относятся ко второму нарушению. К моменту запуска системы видеомониторинга дорожную разметку обещают привести в порядок.
 
Лола Исламова