О застенчивых светофорах и других парадоксах на дорогах Ташкента

О застенчивых светофорах и других парадоксах на дорогах Ташкента

В октябре 1968 года во время конференции ЮНЕСКО была разработана и, месяцем позже, в ноябре принята Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах. Уже без малого полвека дорожные знаки, световые сигналы и дорожные разметки стандартизированы и кроме того имеют конкретные ГОСТы для установки.
 
Узбекистан входит в список стран присоединившихся к Венской конвенции, т.е государство взяло на себя обязанность следовать этому международному документу и исполнять его предписания.
 
Ташкент – город, претендующий на звание крупнейшего мегаполиса Центральной Азии. Можно предположить, что уследить за каждым светофором и дорожными знаками сложно.
 
Многие водители попадают в ситуацию, невольно нарушая правила, потому что дорожные знаки установлены ненадлежащим образом. Есть дорожные знаки и светофоры, которые скрыты ветвями деревьев, либо установлены так, что неясно, какую сторону они регулируют. Попадаются в городе светофоры с перегоревшими лампами, стертая дорожная разметка.
 
О различных ситуациях рассказали участники дорожного движения – участники группы в Фейсбуке «Водители Ташкента», куда Anhor.uz  обратился с предложением собрать некую базу о «застенчивых» дорожных знаках.
 
Особенно много было комментариев о светофорах. Оно и понятно, наболело, да и штрафы за нарушение немаленькие. 
 
Ташкент солнечный город и многие водители сетуют на то, что старые светофоры во время восхода и заката солнца практически неразличимы, поскольку стекла их изношены, а лампы не дают достаточно света. Такие жалобы поступили из всех районов Ташкента.
 
Водители справедливо возмущаются демонтажем светофоров с таймерами, которые представляли большое удобство для участников движения.
 
Были и предложения отрегулировать работу мигающих светофоров и сделать единым режим мигания, чтобы количество миганий на всех светофорах было одинаковым. Нередки случаи когда на одних перекресках светофоры предупреждающе мигают, на других эта функция перестает работать и, в некоторых случаях, происходит переключение с зеленого цвета светофора сразу на красный. Это создает ненужную нервозность и может привести к аварийной ситуации при резком торможение автомобилиста, которого такое переключение застало врасплох.
 
Дорожные знаки призваны упорядочить движение, но некоторые водители обратили внимание на знаки и светофоры не отвечающие здравой логике. Так, один из участников группы «Водители Ташкента» сообщает, что «…на бетонке около Хасанбая установлен светофор, но он не помогает водителям выезжающим на бетонку а наоборот, создает аварийные ситуации. «Около Медгородка тоже самое. Чтобы заехать необходимо разворачиваться около места, известного ташкентцам как «Новое ТашМИ», хотя если разрешить там разворот, было бы правильно».
 
Многие участники опроса жаловались на плохую видимость светофоров из-за крон деревьев, их не всегда четкую ориентацию по направлению дороги.
 
Anhor.uz обратился в городское управление безопасности дорожного движения (ГУБДД) городского управления внутренних дел с просьбой разъяснить ситуацию с дорожными знаками, их видимостью для водителей.
 
Из ответа ясно, что существует ГОСТ – 23457-86 «Правила применения технических средств организации дорожного движения». но найти его на просторах узбекского сегмента Интернена, в так называемой зоне UZ не удалось. 
 
Проблему дорожных знаков поднимал в своей статье “Законность дорожных знаков” юрист Тимур Абдулазизов, где автор указывает, что  ГОСТ – 23457-86 «Правила применения технических средств организации дорожного движения» не обладает силой зарегистрированного и опубликованного в СМИ юридического акта и поэтому не является, согласно статье 3 Закона «О нормативно – правовых актах» официальным документом, направленным на установление, изменение или отмену правовых норм, как общеобязательных государственных предписаний. Ко всему прочему, ГОСТ отсутствует как в официальных средствах информации, так и в национальных правовых базах данных Lex.uz и Norma. 
 
Таким образом критерии правильности установки знака, законность его установки, необходимость его наличия именно на этом месте отведено на регулирование условиям ГОСТ, который по своему правовому статусу утверждает технические стандарты, а не нормативно-правовые.
 
Как следствие такие важные вопросы как доведение до участников движения информации об установке знака, влекущего изменение дорожного режима на данном участке дороги, согласовании и целесообразности установки знака, остаются за рамками правового регулирования.    
 
Следовательно, проблемы, которые требуют своего решения стоят не только перед ГУБДД, его техническими подразделениями, но перед депутатами Олий Мажлиса, которым необходимо создать ясное правовое поле, которое определяло бы правовые нормы установки дорожных знаков, правила и нормы их дублирования, работы, а также ответственность за их техническим состоянием и хорошим обзором с любой точки проезжей части.
 
К слову, история нашего города знает случаи, когда водитель, опираясь на этот документ выигрывал судебное дело.
 
Согласно полученного из ГУБДД письма, решение об установке дорожных знаков и светофорах принимают  отделы дорожного надзора УБДД, а устанавливают их монтажно-эксплуатационные подразделения ГСБДД, а правильность установки технических средств  контролируют подразделения УБДД. Но ответственность за формовку крон деревьев на проезжих частях несет управление благоустройства на местах.
 
Другими словами ответственность за видимость дорожного знака почему-то переложена на ведомство, которое никоим образом не может быть компетентным в вопросах безопасности дорожного движения.
 
Важно, что каждый человек может инициировать установку дорожных знаков и сигналов. Для этого необходимо обратиться в УБДД, туда же необходимо обратиться при обнаружении  нарушений установки дорожных знаков и сигналов. Справедливости ради следует заметить, что не всегда запросы граждан решаются оперативно.
 
Участники дорожного движения имеют право требовать, чтобы светофоры и разметка были технически исправными, четко различимыми и не давали возможности двойного толкования.
 
В свою очередь именно ГУБДД должно играть основную роль – подсказывать управлению благоустройства, изучать мнение людей и оперативно реагировать на замечания водителей, подключать к решению проблем и свои подразделения и те управления городского хозяйства, которые необходимы.
 
Учитывая, что правительство последовательно и целенаправленно идет к широкому внедрению информационно-коммуникационных технологий в практике своего управления экономической и социальной жизнью государства и общества, пришла пора активно использовать все возможные инструменты – ведомственые сайты в интернете, социальные сети и, конечно же, внедрение системы открытых данных. Тогда, наверняка, дороги станут безопасней.

Перекресток “Шастри” в Ташкенте.

Перекресток проспекта Узбекистанский и ул. Абая в Ташкенте. Светофора нет, нужно смотреть на противоположную сторону перекрестка чтобы увидеть сигнал светофора.

Этот светофор виден только сбоку, ствол дерева загораживает светофор и затрудняет видимость сигналов.

Перекресток улиц Карасарай и Уста Ширин. Из за кроны деревьев светофор видно только если подъехать к нему вплотную. Этот светофор почти всегда не работает из-за сгоревших ламп, с одной  стороны дороги горит только желтый, а с другой работает только сигнал дополнительной секции.

Перекресток улиц Карасарай и Янги Олмазар. Из-за деревьев светофор также видно только если подъехать вплотную.


Мансур Ибрагимов, специально для Anhor.uz

Редакция Anhor.uz благодарит администрацию группы в Фейсбуке “Водители Ташкента”, а также участников этой группы,  за фотографии и комментарии. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.