Об открытости и доверии
Еще немного и количество обращений в Виртуальную приёмную президента достигнет 1 млн. Миллион обращений за десять месяцев, это откровение во взаимоотношениях граждан и государства под эгидой объявленного Года диалога с народом. Сегодня это огромный, реально работающий аппарат по решению проблем, жалоб, запросов. Увы, пока, все работает в ручном режиме. Есть некая дыра – латаем. Системы, которая не допускала бы образования «дыр» пока нет.
Президент указывает на недостатки и чиновники тут же пытаются решить проблему. Удивляет отсутствие инициативы на местах. Знают же о своих слабых и сильных сторонах. Или не знают? Возьмем к примеру деятельность хокимиятов. Открытость и прозрачность их деятельности является требованием закона, где ясно указано и точно описано, что и как должно быть.
Однако, сайт Ташкентского городского хокимията не просто малоинформативен, но и содержит устаревшую информацию.
Большинство номеров телефонов, объявленных «телефонами доверия» городского и районных хокимиятов на поверку оказались и вовсе пустышками.
Сотрудники редакции Anhor.uz в течение рабочего дня регулярно обзванивали все телефоны доверия городского и районных хокимиятов города Ташкента.
Оказалось, что «круглосуточно», как это и заявлено, телефоны работают всего в 2 из 11 районов города Ташкента – Олмазарском и Яккасарайском.
В Мирабадском районе телефон работает, однако, для переадресации по поднятой проблеме. Приемлемый вариант.
В Мирзоулугбекском районе «телефон доверия» работает с утра и до вечера, однако не круглосуточно. Это уже не так хорошо, как хотелось бы, но есть хоть такой подход…
В остальных 6 районах на звонки просто никто не отвечает. Заявленного как «телефон доверия» номера телефона в Учтепинском районе просто не существует.
Не удалось дозвониться также и на телефон доверия столичного хокимията.
Вывод: ташкентская бюрократия городского и районных хокимиятов вздрогнула, но быстро успокоилась, вернувшись к прежней жизни.
Если говорить о сайте городского и районных хокимиятов, то можно удостовериться, что многие разделы не обновляются ни на русском ни на узбекском языках, многие имеют вывеску и только…
У редакции не было цели инспектировать сайт столичного хокимията, однако, даже беглый взгляд показывает, что самые свежие данные по экономическим показателям отражают реалии 2014 года. Несколько недель прошло с того времени, когда «Камолот», преобразован в Союз молодежи, избран руководитель городского отделения «Союза молодёжи» и утверждён в должности Советника хокима по вопросам молодёжи. Однако на сайте столичного хокимията эти изменения отражения не нашли до сих пор.
Если провести анализ, можно увидеть, что страна управляется в ручном режиме: делается только то, что указано президентом здесь и сейчас.
Это рождает эмоциональное отторжение от органов государственной власти и формирует настроение, что госорганам нет дела до проблем рядовых граждан.
Пока не сформировалась система контроля над исполнением поручений президента, система бесперебойной работы, система контроля имеющихся финансовых и материальных ресурсов. Поэтому, после поездки президента начинается бурная работа, которая резко прекращается из-за нехватки ресурсов – финансовых или, что на сегодня наиболее актуально – нехватки кадров.
К примеру, президент посетил Чиланзарский район, чиновники забегали, обещания посыпались, как из рога изобилия.
Одна из проблем, которую обещали решить – межквартальные дороги. Некоторые даже посыпали гравием. Скоро полгода со дня визита, колёса автомобилей уже разметали весь гравий, нового асфальта как не было, так нет, многие дороги остались прежними.
На прошлой неделе Юнусабадский район столицы готовился к приезду президента, о чем свидетельствовало значительное снижение цен на Юнусабадском дехканском рынке. Несколько дней в отдельных ларьках мясом торговали по цене 21 тыс. сум за кг. Половина торговцев то ли не были допущены на рынок, то ли сами решили не торговать в эти дни. Кого обманываем? Себя?
Из событий последнего времени для меня показательным является случай с выращиваним каперсов.
В Узбекистане существует серьёзная агронаука, и, как-то представлялось, что учёные аграрии анализируя климатические, почвенные и водные особенности Узбекистана имеют в своём запасе целый ряд комплексных предложений по замене малопродуктивных культур, другими, которые на непригодных для хлопка или зерна почвах могут принести рентабельный урожай и быть экономически выгодными для хозяйств. Оказалось – нет, поскольку президенту пришлось подсказать, что существует такая культура как каперсы и призвать к их разведению в Узбекистане.
Точно также оказались утерянными работы, образцы и опыт выращивания тонкокорых грецких орехов и много другого, что теперь либо импортируется из-за рубежа как продукт, либо саженцы и посевной материал.
Эксперты признают, что атмосфера в Узбекистане – и политическая, и экономическая, и социальная, и культурно-духовная претерпевает важные позитивные изменения. Они же отмечают, что на этом пути возникают и неизбежные естественные трудности и проблемы.
Однако, к сожалению, ни эти позитивные изменения, ни возникающие при активных реформах проблемы, новые ситуации и данные, изменения не находят отражения на сайтах многих государственных органов.
Это далеко не мелочь. Поскольку ничего, что улучшает обратную связь с населением или напротив, нарушает её, не может быть для государственных органов мелочью. Потому что взаимоотношения государства и его граждан – главное, что определяет успех или неудачу любых реформ. Прозрачность обеспечивает и антикоррупционную составляющую деятельности госорганов.
Граждане хотят быть не только свидетелями реформ, но и их активными участниками. Руководителям госорганов надо либо учиться держать активную связь с гражданами, либо уступить место тем, кто способен это делать.
Лола Исламова,
главный редактор Anhor.uz
Фото Аллы Гажевой
Комментарии