Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», принятый в 2014 году вселил надежду, что домыслов и слухов станет меньше, а открытой информации больше. Смысл закона в том, чтобы люди знали обо всем, что представляет реальный интерес из первоисточника - органа государственной власти и управления. Причем в таком объеме и деталях, чтобы не оставалось места для домыслов, сплетен и сомнений. Ключевая цель закона - построить отношения между гражданми и государством. Отношения, основанные на безусловном доверие. Однако практика показывает, что пока это не та открытость и, главное, далеко не та оперативность, которую мы себе представляли.
 
Для убедительности открываем несколько сайтов. На сайте НХК «Узбекнефтегаз» последняя новость датируется 17 ноября. В свете перебоев с бензином две недели много. С точки зрения закона такая «оперативность» не позволительна. Инфорация на сайте, согласно закону, должна обновляться не реже одного раза в неделю. На сайте Генеральной прокуратуры последняя новость датируется 31 октября. Министерство сельского и водного хозяйства обновляло информацию 22 октября. На сайте все еще опубликован анонс 11-й Международной выставки «УЗАГРОЭКСПО - 2015», которая закончилась 27 ноября, однако, пока, мы все еще ждем с нее новостей, о которых министерство информировано лучше всех, но пока хранит молчание.
 
На сайте хокимията города не хватает оперативной и полезной информации. Видимо для работы в рамках вышеупомянутого закона лента новостей пополняется материалами из СМИ. Хотя, опять, согласно закону, сам хокимият и должен быть источником информации. Но нет, пока не сложилось.
 
Российские издания, освещающие события в Узбекистане, как правило, ссылаются на некие источники - «по сообщению представителя» или «по информации нашего источника из ...» и далее следует название весьма солидных ведомств республиканского или областного масштабов, таких как Верховный суд, Генеральная прокуратура, МВД, СНБ или тот или иной хокимият. Однако, на сайте этих ведомств информации, которую опубликовал зарубежный источник, как правило, нет.
 
В подавляющем большинстве случаев оказывается, что все, что было сообщено – правда, о которой наши «прозрачные ведомства» сообщают через несколько дней, порой через неделю, когда уже все обо всем знают и никого информация солидных ведомств уже не интересует.
 
Такая медлительность, желание скрыть «секрет Полишинеля» происходит тогда, когда ведущие мировые новостные агентства показывают происходящее в различных точках планеты в режиме реального времени.
 
В апреле 2015 года на международной конференции, посвященной противодействию коррупции, заместитель начальника отдела по борьбе с коррупцией Генеральной прокуратуры на вопрос редактора Anhor.uz - что делать, если журналисты сталкиваются с невыполнениеим вышеупомянутого закона, заявил: «В случае нарушения закона журналистам следует обращаться в прокуратуру». Добавлю, что закон предписывает отвечать СМИ в срок 7 дней, срок ответа гражданам составляет 15 дней. Пока прецедентов не было.
 
Есть хорошая новость. C 2016 года в Узбекистане будет внедрена система мониторинга и оценки уровня открытости деятельности органов управления и государственной власти. Соответствующее постановление принято Кабинетом министров 13 ноября 2015 года в целях осуществления комплекса мер, направленных на реализацию положений Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления. Видимо, руководство почувствовало, что без постановления обеспечить полновесное исполнение закона будет достаточно трудно, если не сказать большего.
 
Комплекс мер определен и включает разработку ведомственных нормативно правовых документов, определение бюджета и источнков финансирования затрат на исполнение закона. Словом, этот документ давно ждали информационные службы госорганов, поскольку закон в силу вступил, а механизмы исполнения были под вопросом. В качестве консультативного органа создан Общественный совет, который будет координировать мониторинг и содействовать формированию системы обеспечения открытости и осуществления системной проверки уровня открытости деятельности госорганов.  Состав Совета уже определен и впечатляет авторитетностью участников.
 
Общественному совету рекомендовано представлять в Кабинет Министров не реже двух раз в год аналитические доклады о состоянии обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления. Возможно, раз в квартал было бы, для начала, целесобразней. Но и то, что решено - внушает оптимизм. Хочется верить, что и сами отчеты станут, в полном объеме, достоянием общественности.
 
Поживем – увидим…
 
 
Мансур Ибрагимов,
специально для Anhor.uz