Организация тюркских государств: перспективы для Узбекистана
5-6 июля Президент Узбекистана принял участие в неформальном саммите Организации тюркских государств, в котором впервые участвовала Турецкая Республика Северный Кипр. Саммит стал важной платформой для обсуждения вопросов взаимной торговли, транспортно-логистических путей и укрепления международных связей на основе общих ценностей. Важность данного мероприятия и перспективы развития организации проанализировал Абдулла Абдукадиров, Первый заместитель директора Агентства стратегических реформ при Президенте Республики Узбекистан, подчеркнув значимость сотрудничества в условиях глобальных вызовов.
Организация тюркских государств является важной платформой для обмена мнениями с лидерами стран тюркского мира по наиболее острым международным проблемам. Она также служит для обсуждения вопросов развития взаимной торговли, транспортно-логистических путей и создания общего приемлемого пространства для граждан этих стран. Такое пространство способствует пребыванию и ведению бизнеса на основе общих ценностей. Решение Карабахской проблемы открыло новые возможности для расширения прямых торговых путей, связывающих страны тюркского мира, которые прошли долгий путь до завершения понимания важности укрепления международных связей, основанных на историческом и культурном единстве.
Исторический ракурс
Первые шаги к созданию современной Организации тюркских государств были предприняты еще в начале 90-х годов, когда после распада СССР образовались пять государств, где официальный язык стал одной из разновидностей тюркского языка. До 1991 года Турция была единственным независимым и международно признанным тюркоязычным государством в мире.
Узбекистан и Кыргызстан стали первыми тюркоязычными республиками в Центральной Азии, провозгласившими независимость после распада Советского Союза. Турция стала первой страной, признавшей независимость Узбекистана 16 декабря 1991 года. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены 4 марта 1992 года после подписания совместного протокола министерств иностранных дел.
Роль лидеров в укреплении отношений
Самыми убежденными сторонниками укрепления отношений между тюркскими странами были президенты Турции Тургут Озал и Казахстана Нурсултан Назарбаев. 30 октября 1992 года по инициативе президента Турецкой Республики Тургута Озала в Анкаре состоялся первый Саммит тюркоязычных государств, на котором также появились лидеры Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Туркменистана и Кыргызстана. Саммит оказал огромное влияние на ускорение налаживания политического диалога и развитие экономических связей между этими странами. Турция подчеркивала необходимость снятия всех экономических барьеров и значительного упрощения таможенного режима между странами региона по образу Европейского Общего рынка. Также была выдвинута инициатива создания регионального банка реконструкции и развития.
В 1992 году по инициативе президента Казахстана в Алма-Ате была создана Объединённая администрация тюркских искусств и языков, которая сыграла ключевую роль в налаживании культурных, образовательных и научных исследований.12 июля 1993 года в Алма-Ате было подписано соглашение о создании Международной организации тюркской культуры.
Второй саммит в Стамбуле
Второй саммит глав государств и правительств стран тюркоязычных стран, состоявшийся 18 октября 1994 года в Стамбуле, оказался весьма запоминающимся. На нем произошел серьезный обмен мнениями между делегациями России и Турции. Россия рассматривала тюркские саммиты как часть обширной политики Турции по «отторжению» тюркоязычных республик бывшей СССР из зоны влияния СНГ («ближнего зарубежья»), которую Россия считала зоной своих интересов. Подписание Договора о коллективной безопасности в мае 1992 года внесло некоторую ясность в формирование будущей архитектуры взаимоотношений Турции и России на постсоветском пространстве. Из-за явно негативных отношений к саммитам тюркоязычных государств со стороны России они не рассматривались центральноазиатскими республиками как приоритетные. Было необходимо найти новый механизм политического диалога, учитывающий опасения и интересы каждой страны, так как отказываться от конкуренции с Турцией в новой политике.
Углубление политического диалога
Дискуссии оказались настолько острыми, что Президент Турции Сулейман Демирель был вынужден заявить, что «Турция не преследует ни пантюркистские, ни панисламские цели. Мы не стараемся взять на себя руководство в Центральной Азии, но вместе с тем Турция не может остаться безразличной к развитию событий там». Именно поэтому во время Второго саммита президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с идеей организовать Евразийский экономический союз с участием государств Восточной Европы и Китая. Эта идея впоследствии получила своё развитие в виде создания таких международных организаций, как Евразийский экономический союз и Шанхайская организация сотрудничества. Страны Восточной Европы, оказавшись под большим давлением США и Европейского Союза, проявили больше интереса к структурам ЕС и НАТО из-за исторических, политических и культурных реалий. Однако, эта же модель поведения для стран ЦА была бы ошибочной, односторонней.
Бишкекский саммит
Третья встреча глав тюркских государств состоялась 28 августа 1995 года в Бишкеке и была приурочена к празднованию 1000-летия кыргызского эпоса «Манас». Примечательно, что в итоговом документе впервые появились отдельные пункты, касающиеся военного и экономического сотрудничества, совместной борьбы с наркотрафиком, незаконной торговлей оружием и терроризма. Также впервые прозвучала идея открытия прямого автомобильного сообщения на основе строительства дорог, соединяющей Центральную Азию с Турцией для ускорения процессов экономического сотрудничества и взаимной торговли, а также экспорта ресурсов Центральной Азии на мировые рынки через Турцию.
Расширение методов дипломатии
Со второй половины 90-х годов страны стали уделять также внимание методам народной и межпарламентской дипломатии. В 1998 году в Баку была образована Парламентская ассамблея тюркоязычных стран, которая была формой установления связей между законодателями тюркских государств для обеспечения большей синхронности в проведении законодательных инициатив.
Влияние третьих сил на саммиты
Однако, в начале 2000-х из-за серьезного вмешательства третьих сил в работу саммитов тюркских государств в отношениях между Турцией и с некоторым странами ЦА возникли некоторые разногласия, особенно, из-за попыток распространения религиозных учений в странах ЦА. Последние были традиционными последователями ханафийского мазхаба и в ваххабизме и видели излишнюю радикальность. Кроме того, Узбекистан последовательно выступал против излишней политизации формата встреч лидеров тюркских государств, рассмотрения проблематики региональной безопасности ввиду отсутствия на саммитах Ирана и Таджикистана.
Нахичеванское соглашение и Тюркский совет
3 октября 2009 года в Нахичеване политическими лидерами Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Турции было подписано Нахичеванское соглашение, согласно которому был официально создан Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет). В эту международную организацию вошли четыре из шести тюркских государств. Туркменистан и Узбекистан также были приглашены на саммит, однако лидеры этих стран воздержались от участия в нем. Туркменистан при этом больше делал акцент на свой нейтральный статус.
Совет тюркских государств был и остается важной платформой для согласования позиций лидеров тюркских стран в поиске наиболее эффективных методов укрепления внешнеторговых и внешнеполитических связей. В 2014 году на саммите Совета Безопасности в Бодруме было объявлено о возможном вступлении Туркменистана, а 30 апреля 2018 года, по инициативе Шавката Мирзиёева, в состав Тюркского Совета официально вошел Узбекистан, который всегда отличался своей отдельной, взвешенной позицией.
По словам первого избранного генерального секретаря Тюркского совета Халила Акинджи, — «Тюркский совет стал первым добровольным союзом тюркских государств в истории».
Расширение состава и переименование
С конца 2018 года в качестве наблюдателя к Совету присоединилась Венгрия, а в 2020 году заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джеппар, представляя интересы Крымских татар в Украине, заявила о желании присоединится в качестве страны-наблюдателя.
12 ноября 2021 года на VIII саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Стамбуле президентом Турции Реджепом Эрдоганом было объявлено, что Тюркский совет переименован в Организацию тюркских государств. На этом же саммите Туркменистан был принят в члены Организации тюркских государств в статусе наблюдателя.
Союз муниципалитетов тюркского мира
В отличие от многих международных организаций в структуре Организации тюркских государств действует Союз муниципалитетов тюркского мира, который объединяет в себе представителей органов местного самоуправления из 30 стран и регионов. Союз муниципалитетов тюркского мира проводит свои съезды практически каждый год, и он практически превратился в своеобразную площадку установления прямых торговых связей между предпринимателями малого и среднего бизнеса различных стран тюркского мира.
Наряду с укреплением культурных, экономических и социальных связей, Организация тюркских государств определяет своей миссией борьбу с международным терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и транснациональными преступлениями, обмен правовой информацией и укрепление правового сотрудничества.
Значение для Узбекистана
Для Узбекистана весьма важно использовать все существующие платформы обмена мнениями и объединения усилий в области обеспечения политической стабильности и ускоренного экономического развития. Для нас важна любая форма демонстрации собственных ценностей развития, будь это наша культура и история как часть тюркского и исламского мира, так и наше недавнее прошлое в составе СССР.
Мы не можем позволить себе отказаться ни от одной нашей идентичности в угоду интересов отдельных мнений, которые нас толкуют к ценностям однополярного мира, где господствуют навязываемые ценности в ущерб историческим реалиям и будущим интересам единения нашего общества. Соответственно, Узбекистан заинтересован в том, чтобы Организация тюркских государств развивалась как важная международная платформа для обмена мнениями по актуальным вопросам экономического, социально-культурного и политического характера внутри тюркского мира. С учетом современных реалий также остро стоит вопрос военного сотрудничества и укрепления сотрудничества на уровне военно-промышленных комплексов стран-участников организации. В этом вопросе еще предстоит найти приемлемую формулу для всех стран, учитывая интересы Ирана, России и Таджикистана, которые не должны воспринимать нарративы тюркского мира, как враждебные интересам собственных народов.
Мирное сотрудничество с соседними странами
Организация тюркских государств не должна изолироваться по принципу исторического и культурного единства. В целях выполнения собственной миссии и на основе единства стремлений, она должна стремиться вовлечь Россию, Иран и Таджикистан в диалог и выработку взаимоприемлемых решений для установления нового баланса отношений, по примеру ШОС.
Вопросы военного сотрудничества не должны рассматриваться в отрыве от возможных опасений соседних стран, которые могут в этом увидеть некую угрозу собственному суверенитету и перспективам экономического и политического сотрудничества. Любая идея изоляции, противопоставления региональным соседям контрпродуктивна и может порождать нежелательные экономические и политические последствия.
Таджикистан исторически располагается в пространстве тюркских государств. В Иране и в России живут многие тюркские народы и присоединение этих стран к работе ОТГ также важно, как и приглашение Турецкой Республики Северный Кипр. Вовлечение этих стран отметет в сторону любые спекуляции на тему пантюркизма и панисламизма. Тем более, возникновение многополярного мира предполагает наличие различных платформ для диалога, построения различных векторов влияния и развития собственной экономического и политического потенциала стран-участников организации.
Инициативы президента Шавката Мирзиёева
Шавкат Мирзиёев отметил в выступлении на неформальном саммите в городе Шуша «Нынешний саммит проходит в условиях нарастающих глобальных угроз и вызовов, все более усиливающегося кризиса взаимного доверия. В такой сложной обстановке само время требует выработки общих подходов и вывода отношений наших стран на качественно новый уровень». Сегодня необходимо уделить особое внимание построению новой транспортно-логистической инфраструктуры и автомобильный коридор через Азербайджан в Турцию должен сопровождаться введением привлекательных тарифов для бизнеса, упрощением процедур пересечения границ на основе системы «Единое окно» и обеспечением непрерывной работы таможенно-пограничных пропускных пунктов. К этой работе целесообразно привлечь созданный недавно в Ташкенте Альянс логистических центров и грузоперевозчиков тюркских государств. Президент Узбекистана также выдвинул инициативу создания в рамках организации Совета железнодорожных администраций с размещением его дирекции в Ташкенте.
Мирзиёев также инициировал создание в Узбекистане Научно-исследовательского центра развития человеческого капитала Организации тюркских государств, а также проведения в Узбекистане в 2025 году Молодежной тюркской олимпиады по точным наукам и Всемирного конгресса тюркологов.
Абдулла Абдукадиров,
Первый заместитель директора
Агентства стратегических реформ
при Президенте Республики Узбекистан
Комментарии