В моей родословной нет экономистов,  и никогда не было. Все мои знания об экономике умещаются в формулу «Товар-деньги-товар» и смутное представление, что за этими словами стоит… что-то  о бизнесе?  Ну, если человек не продает  выращенный хлеб, чтобы  купить себе  штаны?

Эта формула лежит в основе всей экономики – «…выгодно купить, выгодно продать, чтоб побольше взять и поменьше дать…» - на мотив мюзикла «Ханума». И положить себе в карманы сверхприбыль. Цена устанавливается в зависимости от затрат и положения на рынке – если таких, как ты - умных много, цена будет минимальной. И наоборот. Я правильно рассуждаю?

Казалось бы, что еще можно изобрести в сфере финансов, какой еще  велосипед с квадратными колесами?  Но человечеству всегда было скучно находиться в одних и тех же рамках. Человечество  любит изобретать. И в нашей жизни  появились интересные эксперименты стратегий ценообразования.
 
Одна, хорошо знакомая в детстве, у нас проходила под  формулой «Махнемся не глядя». Это когда ты,  на предложение чем-нибудь поменяться,  зажимаешь в кулачке  последнюю барбариску, а тебе в ответ суют сердитого майского жука, со сломанной лапой. А потом еще и по шее,  за попытки вернуть собственность (тут автор потер воспоминания). Примерно на этом принципе строится система «Плати, сколько хочешь» (PWYW, pay what you want). Только в качестве  наивного владельца барбариски выступает бизнесмен. А вот на той стороне вопроса стоит тот, кому нужно определить, заплатить или нет. А если заплатить, то сколько?

В Китае есть  забавный ресторан, который называется «Пять хлебов и две рыбы» в честь Иисуса Христа, провернувшего фокус с кормлением 5000 человек. Он работает на уникальной концепции - никаких ценников, только добрая воля народа. Владелец, 50-летний бизнесмен Лю Пенг Фей рассчитывает на то, что народ поест, поимеет совесть, и рассчитается с ним, как того требуют правила приличия. Ресторан уже задолжал сам себе больше сорока тысяч долларов и продолжает работать в убыток. Двадцать процентов посетителей – лайфхакеры, которые любят вкусно есть на халяву. Остальные, за редким исключением, платят гроши.

«Ну как так? Ну как так-то?» - потрясает кулаками Лю. Он не понимает, как можно выйти из ресторана и ничего не заплатить. «Коробка не прозрачна, так что никто не будет знать, сколько вы заплатили. Вы можете просто уйти и не платить никаких денег. Судя по всему, многие люди имеют наглость» - говорит он. Удивительно, как он дожил до пятидесяти с таким мировоззрением, но Лю планирует требовать у людей объяснений и бороться: «Я уверен, что они не имеют достаточно денег. Это нормально. Но ничего не платить и молча уходить?! Честность является первым шагом к доверию».

Социолог из университета Фучжоу сказал, что ресторан “Пять хлебов и две рыбы” - это эксперимент в социологии…

Специалисты говорят, что там, где барбариски приходится покупать за живые хорошие деньги, никакой  прибыли не предвидится. Товар должен быть настолько с низкой стоимостью, чтобы его не жалко было отдать даром. И вообще не жалко отдать даром. И для этого нужен особый драйв.
 
Известный PWYW-пример

В октябре 2007 года состоялся релиз альбома In Rainbows британской группы Radiohead, после чего композиции стали доступными в сети. Группа разрешила своим фанам бесплатно скачивать альбом, а взамен платить столько, сколько они считали нужным, или не платить вовсе. В результате прибыль от загрузок последнего альбома оказалось выше, чем от всех предыдущих.

Принцип «Плати сколько хочешь»  непредсказуемый и непрогнозируемый. Строить на нем свое процветание не  дальновидно. Сегодня густо, а завтра пусто. Но он интересен, как эксперимент. Для него нужны люди, которые готовы поиграть с миром финансов в запрещенные игры и благожелательный настрой общества  где бесплатных сыроедов чуть менее чем 20%.
 
Ташкентский эксперимент IlkhomCinemaClub
 
У инициаторов клуба Ольги Фединой и Стаса Магая  драйв есть. У них есть понимание того, что деньги еще никого  не сделали счастливым, и ребята  решили стать  счастливыми  сразу. И это единственно верно.
 
В семь часов вечера, согласно расписанию, вы можете прийти в Киноклуб и посмотреть  кино на среднебольшом экране, «заплатив», «заплатив немного» или «ничего не заплатив». Все зависит от злой или доброй воли. Хозяева этого праздника жизни в карман вам не заглядывают, и вообще  равнодушны к финансовым потокам. Настолько, что  у них корзинку  из-под денег  недавно увели. Пустую.  Кто-то  любит сувениры.  Поэтому, когда мы пришли в клуб, посмотреть шедевр на все времена «На западном фронте без перемен» вместо корзинки стояла случайная коробка, на которой было написано маркером «Платите, сколько хотите!».
 
Суть это не  изменило, настроение особо не испортило. Мне понравилось, что перед сеансом, в маленьком камерном зале, где можно сидеть почти на полу,  обязательно хозяин или приглашенный резидент расскажет о фильме, который сейчас будут показывать. Есть что-то от квартирников и совместных просмотров  мирового кино двадцатилетней давности. Конечно, мы все можем скачать в сети, но это  клуб. Клуб, друзья мои, по интересам, где цель  объединяет.
 
Ольга говорит, что выручка - всегда по-разному. Иногда хорошо, иногда еще лучше,  и это не зависит от количества участников. Они сами с интересом пытаются выявить закономерность прибыли, которая похожа на  лотерею. Главное – людям нравится. Они приходят. И вы приходите.
 
Давайте нарушать мировой финансовый беспорядок. Это весело.
 
Асия Качаева,
Специально для Anhor.uz


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции