Платили, платим и будем платить… Как платить меньше?

Платили

1 апреля многие воспринимают как День смеха, однако собственникам жилья в Узбекистане не до смеха. Традиционно в этот день услуги ЖКХ по горячему и холодному водоснабжению дорожают в среднем на 10%. Стоимость  отопления 4-х комнатной квартиры, по текущим тарифам, за год составляет около полумиллиона сум. А это, согласитесь немалая сумма в бюджете средней семьи. Добавить оплату за газ, электричество, телефон, лифт, мусор, а также оплату текущих расходов ТСЖ и сумма становится внушительной.
 
За что платим? «За горячую воду и тепло в квартирах», — скажут коммунальщики и будут правы. «За отопление километров тротуаров и дорог, за утечки в теплотрассах, за пар, утекающий в никуда из плохих заслонок», — скажут наблюдательные граждане и тоже будут правы.
 
В среднем, житель Ташкента, да и любого другого города Узбекистана, где есть централизованное отопление, при всей дороговизне теплоснабжения оплачивает лишь малую часть расходов ЖКХ на содержание магистральных теплотрасс, огромных ТЭЦ и котельных. Остальную пытается компенсировать государство.
 
Доставшаяся нам в наследство модель ЖКХ появилась на свет во времена плановой экономики, когда литр бензина стоил дешевле бутылки воды. Тогда основная часть жилого фонда и ком­мунальная инфраструктура находилась на балансе промышленных предприятий и финансировалась за счет государственного бюджета. Тарифы для населения покрывали не более 5% расходов на содержание ЖКХ, но это устраивало и государство, и граждан.
 
Времена иные, и баррель нефти теперь редко  опускается ниже $100, стоимость солярки догоняет стоимость бензина, подорожали запасные части. Груз расходов ЖКХ старой модели становится все более неподъемным. И, по всей вероятности, наступает пора, когда граждане должны сами взять на себя все расходы, потому что государство сделать это не в состояние.
 
Судя по докладу специалистов Центра экономических исследований (ЦЭИ) обеспечение социальной стабильности  общества, в том числе и за счет ЖКХ, обошлось Узбекистану недешево,  в том смысле, что износ основных фондов составляет 50-70%.
 
В переходный к рыночной экономике период жилищно-коммунальное хозяйство играло роль буфера и, соответственно, финансировалось со стороны правительства. Платежи населения не покрывали даже операционных затрат на функционирование ЖКХ, однако государство не поднимало цен на уровень реальной окупаемости. В итоге, по данным доклада Центра экономических исследований сегодня отрасль пришла к тому, что рентабельность ЖКХ измеряется отрицательными показателями (-19,5%). По сравнению с 1995 годом объем инвестиций в отрасль в пересчете к объему ВВП снизился в четыре раза. Если в 1995 году он составлял 2,1% ВВП, то в 2012 по сопоставимым ценам — всего 0,5%.
 
Государство совместно с рядом международных организаций ищут пути выхода из этой кризисной ситуации. Как альтернатива —  переход к автономным источникам теплоснабжения, когда каждый многоквартирный дом или близко расположенная группа домов будут иметь собственные котельные и ТСЖ будут сами обеспечивать ее работу и оплачивать расходы. В этом случае отпадают расходы на содержание и ремонт магистральных теплотрасс (трубы большого диаметра выросли в цене во много раз), резко сократятся расходы на дорожающее с каждым днем топливо, уменьшаются потери тепла, пара и воды.
 
Объемы жилищного фонда, сетей теплоснабжения, водопровода, водоотведения таковы, что потребуется не один год для перехода на новую систему.
В Ташкенте ежегодно в среднем требуется капитальный ремонт 27 и текущий ремонт 535 отопительных котлов, капитальный ремонт и прокладка 21 км теплотрасс, 12 км трубопроводов для холодной воды и 16,9 км газопроводов, текущий ремонт 453,5 км трубопроводов горячего водоснабжения и 50 км трубопроводов для подачи холодной воды, а также 289,5 км канализационных труб, капитальный ремонт 250 и текущий ремонт 500 трансформаторных пунктов. 
 
Специалисты ЦЭИ подсчитали, что только в секторе водоснабжения и водоотведения на приведение фондов до нормативного состояния необходимо 3-3,3 трлн. сум (около 4% ВВП). Внедрение автономных технологий требует большой организационной перестройки отрасли, нового оборудования, решения вопросов пожарной и экологической безопасности. 
 
Государству с каждым годом становится сложней оплачивать расходы ЖКХ. В переходный период необходимо поддержать централизованную инфраструктуру, которая составляет 20% от общего размера основных фондов страны. Надо признать, что замену всех основных фондов ЖКХ государство просто не потянет. Проблема усугубляется еще и тем, что даже если найти приемлемую модель, то к ней нельзя перейти одномоментно. Поэтому необходима диверсификация источников финансирования ЖКХ, то есть требуются инвесторы, готовые вложить деньги в объекты ЖКХ.
 
В соседней России, которая уже осуществляет переход от централизованной системы отопления к автономной, есть примеры такого успешного перехода. В небольшом городе Орск завод «Орскстанкомех» предложил отказаться от дорогостоящих услуг ТЭЦ и перевести теплоснабжение Орска на новую систему – индивидуальные источники тепла. Предприятие заявило, что готово не только к выпуску теплогенераторов и другого соответствующего оборудования, но планирует взять на себя и сервисное обслуживание мини-котельных. Уже через полмесяца после того, как один из микрорайонов перешел на автономное теплоснабжение, выяснилось, что игра стоит свеч. Жильцы дома чувствуют себя очень комфортно, в квартирах тепло. И что не менее важно — стоимость отопления по новой системе в восемь раз меньше, чем прежде!
 
Ташкент и Орск невозможно сопоставить по объемам жилья и площадям застройки. Однако, имевшие место попытки некоторых жильцов многоквартирных домов в Ташкенте и в других городах отказаться от централизованного и перейти на автономное отопление и горячее водоснабжение показали, что автономные источники теплоснабжения обойдутся во много раз дешевле. Хотя бы потому, что не придется платить за отопление тротуаров и дорог, содержание теплотрасс и аппаратов ЖКХ.
 
При наших масштабах ЖКХ требуется провести гигантский объем технических и строительных работ – начиная от совершенствования водопровода и завершая приведением в порядок запущенных подвалов, канализации, газопроводов и всех других элементов инфраструктуры.
 
Потребуются реформы в управлении и законодательной базе отрасли. Актуальна потребность в управляющем органе, который будет проводить единую государственную техническую полити­ку, создавать нормативно-правовую базу под реформу ЖКХ и ее новой модели. А пока отсутствие такого управления обуславливает широкий круг ведомств, вовлеченных в управление ЖКХ. Это не позволяет обеспечить единый подход к созданию правовой базы, ведет к дублированию полномочий, снижая инвестиционную привлекательность отрасли.
 
В мировой практике коммунальные активы находятся в собственности муниципаль­ных образований. Подобная мера, при правильном подходе, позволяет обеспечить эффективность коммунальных систем при наименьших затратах со стороны го­сударства. Однако это потребует совершенствования правовых взаимоотношений между хокимиятами и ТСЖ, изменения полномочий хокимиятов и механизма их осуществления, создания и усиления местных экономиче­ских, статистических, финансовых, антимонопольных органов.
 
По всей вероятности, придется довести тарифы до экономически обоснованного уровня. Сегодняшний уровень не позволяет поставщикам услуг покрывать рас­ходы на ремонт, инвестировать в модернизацию и обновление активов. Для этого тарифы должны быть выше, с учетом суще­ственного роста амортизационных отчислений. Расчеты на при­мере сектора водоснабжения и водоотведения показывают, что такие тарифы должны быть на 30-50% (!) выше нынешнего уровня. При этом, отмечают экономисты, необходимо предусмотреть компенсационные механизмы для малоо­беспеченных слоев населения с целью минимизации негативных социальных последствий роста тарифов.
 
Что мы еще можем сделать, чтобы тепло и горячая вода были у нас бесперебойно, но при этом мы не платили лишнего? Сегодня отстаивание тарифов в Министерстве финансов осуществляется постав­щиками услуг — естественными монополистами. Участие в этом процессе других сторон не предусмотрено. Правильным шагом стало бы законодательное закрепление публичных слушаний формирования и изменения тарифов с обязательным участием представителей ТСЖ, потенциальных инвесторов, представителей независимых печатных и электронных СМИ. Тогда прозрачность формирования тарифов может стать обычным делом. Если в добавок будут выработаны долгосрочные и понятные принципы формирования тарифов, то  и инвестор, возможно, найдется.

Румия Анварова,
Специально для Anhor.uz

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.