Повышение цен на бензин – стимул к модернизации экономики или решение локальной проблемы?

Повышение цен на бензин – стимул к модернизации экономики или решение локальной проблемы?

Октябрьское повышение цен на бензин вызвало шквал критики, хотя разговоры об этом ходили уже давно и все, по крайней мере, мало-мальски разбирающиеся в экономике граждане, вроде, психологически были к этому готовы.
 
В то же время этот шаг можно охарактеризовать как смелое и откровенное признание наличия многолетних (застарелых) проблем. Сторонники этой меры приветствовали его, как начало движения от административно-командных к рыночным механизмам решения экономических проблем.
 
В социальной сети Facebook вокруг повышения цен на бензин разгорелись дискуссии, которые по аналитической составляющей сделали бы честь любой научно-практической конференции, не говоря уже о научном семинаре в любом экономическом вузе Узбекистана.
 
Ясно, что повышение — шаг вынужденный, поскольку временно исполняющему обязанности президента, премьер-министру такое решение и именно на данном этапе, практически в предвыборный период, скажем прямо, явно невыгодно. Это доказывает, что подобное решение – это вынужденная мера. Авторы этой меры явно понимали, что цены на энергоносители во многом участвуют в формировании цен практически на все товары и услуги.
 
Поэтому важно все эффекты – как позитивные, так и негативные просчитать, что будем надеяться, было сделано. При этом некоторые эффекты могут проявиться позже и быть весьма неожиданными. Государство, его рынок, общество и институты их связывающие (формальные и неформальные) составляют стохастическую (т.е. большую, многоэлементную, со сложными связями, с большим количеством неуправляемых составляющих)  систему. А у такой системы есть интересная особенность – когда ей дают управляющий сигнал, то она вначале даёт эффект, близкий к ожидаемому, но затем даёт, так называемый, спонтанный ответ, который предугадать не всегда возможно.
 
Например, НХК «Узбекнефтегаз» уверяет, что уж теперь дефицита не будет, однако верится в это с трудом. Во-первых, снижение цены на бензин за пределами столицы активизирует региональных потребителей, поскольку к тем, кто покупал его за цену выше 3000 сум, теперь прибавятся те, кто может позволить себе покупать его по 2800 сум. Бензин давно является в регионах дефицитным товаром, а если его потребление вырастет, то ответ напрашивается сам собой. К этому надо прибавить, что бензином пользуются не только водители, но также организации и предприятия, которые вынуждены иметь генераторы на случай отключения электроэнергии, которые нередки в областях. Кроме того, генераторы имеют и определенная прослойка физических лиц. В сообщении НХК «Узбекнефтегаз» нет вразумительного ответа на вопрос насколько и в какие сроки будет увеличен объём производства бензина, солярки, мазута и прочих углеводородных энергоносителей.
 
Явный выигрыш состоит, по крайней мере, в том, что нанесён удар по теневому обороту бензина, по тем группам, которые получали спекулятивную прибыль от его перепродажи в областях республики.
Есть надежда, что высокие цены на углеводородные энергоносители, возможно, ускорят развитие альтернативной и гидроэнергетики. По новому начнет мыслить ЖКХ, которое на сегодня пребывает еще в инженерной инфраструктуре прошлого века.  Однако, это всё – возможная перспектива.
 
Высокая цена на энергоносители может ускорить и структурные перемены и модернизацию объектов, которые пока, при субсидируемых государством ценах не имели достаточно стимулов это делать.
 
Внушает осторожный оптимизм, что изменения в законодательной базе экономической жизни, которые создают благоприятную среду для развития бизнеса, позволяют надеяться, что этот шаг – не разовый шаг с целью снятия локального дефицита бензина в столице, а первый шаг к оздоровлению экономики. Пользуясь случаем выражу надежду, что изменения продолжатся и в налоговой сфере. Предложения кандидата в президенты Хотамжона Кетмонова, что необходимо пересмотреть систему налогообложения малого и среднего бизнеса имеет под собой серьёзные основания.
 
Снижение сдачи валютной выручки с 50 до 25% производителями сельхозпродукции, постановление от 5 октября 2016 года «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата», перенос акцентов в инвестициях на более глубокую переработку сельхозпродукции на местах, тенденция к уменьшению продажи хлопка-волокна и увеличению реализации текстильной продукции свидетельствует о том, что у правительства есть некий план действий на перспективу. Это шаги к структурным преобразованиям в экономике.
 
Однако, есть и минусы. По заявлению кандидата в президенты от партии «Миллий тикланиш» Сарвара Отамуратова в Узбекистане самые дорогие в регионе цены на автоперевозки. И это в стране с невыгодным  географическом расположением в разрезе доступа к морским портам. Если прибавить к этому ещё и другие, сопутствующие расходы, таким образом, увеличивается цена товара, и он может стать неконкурентоспособным на внешнем рынке.
 
Но главная проблема в том, что НХК временно решив свою проблему, поставила перед государством гораздо более сложную, поставив под удар декларируемый рост благосостояния населения. На самом деле скачок цен, который стоит ожидать, возможно, не только обесценит 15% прибавку МРОТ, пенсий и стипендий, но потребует новых повышений, чтобы хоть как-то его скомпенсировать.
 
Теперь вновь должен встать вопрос о минимальной потребительской корзине, создании условий конкуренции среди импортеров различных групп товаров.
 
Здесь кроется самая сложная социальная задача для правительства Узбекистана. Всё теперь будет зависеть от деятельности различных министерств и ведомств, их взаимодействия, оптимизации работы государственных монополий и их поведения на рынке.
 
Не имея достаточных данных, публикуемых в открытой печати, не располагая знанием целого ряда экономических и социальных составляющих нашей жизни сложно делать какие-либо прогнозы.
 
Поэтому остаётся ждать следующих шагов правительства, верить, что временно исполняющий обязанности президента адекватно представляет себе жизнь различных слоев населения и примет решительные и эффективные меры, чтобы ожидаемое повышение цен не очень больно ударит по их качеству жизни.
 
Это, естественно, аванс, но это ещё вера и надежда, что временно исполняющий обязанности президента, премьер-министр, кандидат в президенты Шавкат Мирзиёев его оправдает.
 
Мансур Ибрагимов, специально для Anhor.uz
 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.