Ташкент – город-мечта для человека, которому нужно на такси добраться  из точки «А» в точку «Б». Возможно, это единственный город мира, где не люди ждут и ищут такси, а такси гоняется за клиентом. Знакомая картина – пока вы переходите улицу, как минимум две-три машины, тормознут и спросят не подвезти ли куда.
 
Однако, не все так просто существуют проблемы, которые требуют регулирования, управления и администрирования со стороны государства.
 
И так существует две категории такси – легальное, имеющее соответствующее разрешение и лицензию, отчисляющее налоги и другие платежи и нелегальное, это те, кого в народе называют «бомбилами» и кто работает исключительно на себя, не оплачивая налоги и зачастую не соответствует требованиям, которое предъявляются для перевозки пассажиров. 
 
К слову, для легализации транспортного средства необходимо затратить около 3,5 миллионов сум на одну машину для приведения в соответствии с требованиями ПКМ РУз №139.
 
Разрешение на деятельность такси выдает Департамент по лицензированию и координации движения всех видов пассажирского транспорта хокимията г. Ташкента (далее – Департамент), созданный в 2006 году. Именно этот департамент  призван решать все вопросы и проблемы, о которых речь пойдет ниже.
 
Сегодня в городе 185 частных служб такси с автопарком в 2 664 автомобиля. Из них 1 347 оснащены таксометрами, 338 имеют терминалы для безналичного расчета. Плюс к этим частным службам такси существуют 15 фирм при акционерном обществе «Ташшахартрансхизмат» с парком всего в 252 автомашины. Из них таксометры установлены в 90% автомобилей, а терминалы – всего в 6, или 2,4%!
 
Цифры, сами по себе мало о чем говорят. Однако некоторые сопоставления делают их более интересными. Как видно по наличию таксометров частные такси заметно отстают, однако по числу установленных терминалов вырвались вперед 12,7% против 2,4%.
 
Потребность Ташкента сейчас измеряется 9 тыс. единицами такси. Несложно подсчитать, что в столице более 6 тыс. нелегальных такси.
 
При таком раскладе Департамент должен бы поддерживать все существующие лицензированные автопарки и найти формы содействия, чтобы они не только оснащали свои автомашины соответствующим оборудованием, но и зарабатывали и могли расширяться.
 
Департамент, возможно не понял существа задач, которые он призван был решать. А задачи просты:
 
Обеспечить безопасность, удобство и приемлемую цену услуги – т.е. три основных требования со стороны клиента.
 
Обеспечить прозрачность финансовых потоков, финансовую дисциплину, обеспечивающую своевременную и точную уплату налогов и иных, положенных отчислений плюс надзор за точным исполнением требований клиента  – вот что нужно государству.
 
При этом, на наш взгляд, законодательная база для работы практически обеспечена, если это не так, то именно Департамент должен инициировать или предлагать изменения.
 
Однако, складывается впечатление, что Департамент увяз в мелочах и упустил выполнение основных своих функций.
 
Например, недавно была остановлена работа одного из частных такси, которое стало внедрять новые удобства для клиентов в виде заказа машин по интернету. Новая система работала таким образом, что расположение автомашин отслеживалось по карте Ташкента. Благодаря этому резко сокращался холостой пробег машин, а клиент мог видеть, что к нему отправлена ближайшая к месту вызова машина.
 
Причиной приостановки деятельности этой компании стало, якобы отсутствие зеленых фонарей в углу лобового стекла на автомашинах. Неделю автопарк не работал, что лишило водителей зарплаты, предпринимателей прибыли, клиентов – услуг легальных таксистов, государство – налоговых отчислений. Кто остался в выигрыше, так это - «бомбилы».
 
Кстати, гораздо важнее обезопасить клиента и обычных водителей от «бомбил», которые на шустрых «Матизах», стареньких «Тико» или иных машинах могут остановиться практически посередине проезжей части, увидев стоящих или даже подходящих к обочине людей. И, неизвестно, каким образом они довезут пассажира – ведь обычно клиент не интересуется каков опыт «бомбилы», в каком состоянии его машина.
 
При этом государство от этого не получит ни копейки, точнее – ни тийина. А Департаменту, как упомянуто выше, ничего не стоит остановить работу какой-нибудь компании из-за отсутствия таксометров или зеленых фонарей в углу лобового стекла. К слову, выявление и борьба с нелегальным извозом также входит в задачу Департамента.
 
Если уж мы исповедуем равенство всех перед законом, как постоянно подчеркивает глава государства, нужно останавливать деятельность таксопарков АК «Ташшахартрансхизмат», поскольку половина их машин ездит тоже без таксометров и зеленых фонарей, т.е нарушают условия лицензии.
 
Более того, подобные действия, как выборочная остановка деятельности одних лицензированных такси, при попустительстве к другим, может навести на мысль о наличии коррупционных составляющих в системе работы Департамента.
 
Кстати о таксометрах. Пока, в основном, используются импортные – китайские или корейские. Дорогие и приобретаемые за валюту. Уже есть и таксометры местного производителя ООО «SoftMash». Они надежны, и, что немаловажно, дешевле зарубежных аналогов. Так что есть уверенность, что в дальнейшем такси перейдут на них.
 
И именно Департамент должен оказать поддержку местному производителю пройти различные разрешительные инстанции без проволочек и бюрократической волокиты. Это будет реальная работа и вклад в интересы государства.
 
Подводя итоги можно отметить, что Департамент, возможно кое-где, кое-что улучшил, однако пока не смог найти своего места в системе государственного управления и регулирования деятельности пассажирского транспорта. Не сумел найти прозрачную и понятную, подчеркнем – справедливую систему управления в своей сфере деятельности. По крайней мере, в сфере легкового такси, и, это видно невооруженным глазом.
 
И здесь нужно разобраться в чем же дело, но это уже задача, которую призваны решать Хоким города и городской Кенгаш.

Мансур Ибрагимов,
специально для Anhor.uz

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции