Гендерное равенство – цель, которая при всей внешней ясности и простоте является задачей весьма сложной и труднодостижимой. Именно для обмена опытом в этой работе 12-13 июня в Вене состоялась 2-ая Обзорная конференция ОБСЕ, в которой приняла участие и делегация Узбекистана.
 
Конференция стала платформой для представителей государств-участников ОБСЕ, организаций гражданского общества и научных кругов для обмена опытом в достижениях в осуществлении Плана действий ОБСЕ 2004 года по поддержке гендерного равенства, а также проблем и направлений деятельности в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
 
Узбекистан на конференции был представлен депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса Алиёй Юнусовой, заместителем председателя Комитета женщин Узбекистана Гульнорой Маруповой, председателем Ассоциации микрокредитных организаций Дильдорой Алимбековой.
 
ОБСЕ ставит целью обеспечить женщинам и мужчинам равные возможности, а также отразить вопросы гендерного равенства в стратегиях и практике – как в государствах-участниках, так и в самой Организации. Узбекистан участник ОБСЕ с 1994 года и если подойти объективно, гендерных проблем в стране ещё более, чем достаточно. Представьте гипотетическую ситуацию. В Узбекистане часть отпуска по уходу за ребенком государство предоставляет отцу, и, предоставляя такой бонус семье, даёт возможность женщине активно работать вне семьи, на общество наравне с мужчинами.  Представьте, что руководителями половины министерств, государственных организаций, политических партий, вузов стали женщины. Если объяснять «на пальцах», это и есть гендерное равноправие, равные возможности для мужчин и женщин и, пока, в Узбекистане это остается просто гипотетической ситуацией. Конечно, понятие гендера более широкое и глубокое, и охватывает все сферы жизни.
 
Одним из самых важных условий достижения гендерного равенства является политическая воля и последовательность в решении проблемы гендерного равенства. Одна из самых непростых задач, и, это характерно для всех стран - вовлечение мужчин в гендерную политику.
 
Узбекистан, несомненно, достиг в этом направлении некоторых результатов. Законодательно предусмотрена 30% квота для женщин в парламенте. Однако, пока в результате выборов 2014 года, в Законодательной палате парламента из 150 депутатов всего 24 женщины. В Узбекистане лишь 17 женщин-сенаторов, что составляет 17% от  общего количества сенаторов. На высших руководящих позициях исполнительной власти состояние дел ещё плачевней - доля женщин составляет чуть более 14%. Удельный вес женщин в органах государственной власти на местах, выборных и назначаемых должностях, составляет 17,1%. 
 
Надо отдать должное женщинам - в местных Кенгашах народных депутатов эти цифры значительно выше. Например, в Янгибазарском районе Хорезмской области 56,6 % депутатов – женщины. Однако, за всю историю независимого Узбекистана, т.е. за 25 лет не было ни одной женщины-хокима. Правда, в каждом хокимияте есть женщина – заместитель хокима, председатель соответствующего Комитета женщин.
 
Однако, в целом, представительство женщин в выборных органах и на выборных должностях остается ниже показателя, который̆, обычно, считается необходимым для принятия решений - женщины составляют такое меньшинство, голос которого ничего не решает.
 
Несомненно,  политическая воля и приверженность к решению проблемы на самом высоком уровне является важным элементом устранения гендерного неравенства, однако немалая роль в обеспечении гендерного равенства обязаны играть и организации гражданского общества.
 
Увы, в Узбекистане, неправительственные организации в этих вопросах очень нерешительны, непоследовательны, к тому же они ограничены в возможностях из-за отсутствия финансирования. К примеру, в соседнем Казахстане функционирует 2 500  женских неправительственных организаций, в Узбекистане – всего 210.
 
Комитет женщин Узбекистана де-юре считается неправительственной организацией, и занимается защитой прав женщин в рабочей и семейной сферах, хотя, де-факто, это, конечно, не так. Поэтому статус этой организации давно требует пересмотра. Логично было бы преобразовать его в государственную структуру - Государственный комитет женщин или министерство семьи, что значительно усилило бы политический и административный вес и возможности Комитета в продвижении гендерного равенства в Узбекистане.
 
В обществе существуют устойчивые стереотипы, когда женщин рассматривают лишь как домохозяек. И, увы, этот стереотип формируют и поддерживают и СМИ, и отечественная киноиндустрия, и  некоторые публичные персоны. Такая атмосфера создаёт реальные сложности не только для полноценного образования девушек, но создаёт большие сложности достижения политической̆ карьеры для большинства женщин в Узбекистане.
 
К слову, даже беглый  анализ интервью, опубликованных в отечественных СМИ, основной функцией которых является освещение и просвещение, демонстрирует отсутствие даже у журналистов понятия о равных возможностях женщин и мужчин. К примеру, ни в одном портретном  интервью с мужчинами не было вопроса о том, как сочетать карьеру и семью. И, как правило, ни одно интервью с женщиной не обходится без этого вопроса. Это демонстрирует насколько ещё сильны гендерные стереотипы и гендерное неравенство в обществе.
 
Еще несколько лет назад упоминание в СМИ самого термина «гендер» не приветствовалось редакторами. Нет слова, нет термина, нет проблем... Сегодня ситуация начинает меняться и это вселяет надежды.
 
Общество процветает, когда женщины и мужчины в равной степени принимают участие в политическом управлении страной. Для этого необходимо создать соответствующие условия, решить многие вопросы, в том числе и законодательные.
 
Думаю, наступило время принять соответствующий закон об обеспечении равных возможностей мужчин и женщин и продумать механизмы его исполнения. К слову, в соседних странах уже приняты законы, регулирующие гендерное равенство.  Мы, пока, в этом плане остались несколько позади.
 
Понятно, что одним законом дело не решить. Необходима кропотливая работа всего общества, всех неправительственных организаций, и в первую очередь молодежных, чтобы устранить устаревшее представление о возможностях женщин.
 
Большая работа должна идти в махалле, где местами не изжиты проблема ранних браков, отношение к девушкам, как к существам, функции которых ограничены рождением и воспитанием детей, исполнением капризов супруга, свекрови и далее по списку.
 
Мужчины, в первую очередь политики, должны понять, что гендерное равенство улучшает и их жизнь. История, сама жизнь демонстрируют, что общество процветает, когда женщины и мужчины в равной степени принимают участие в политическом управлении страной.
 
Лола Исламова