Истоки создания Шанхайской организации сотрудничества и глобальные интересы Узбекистана

На прошедшей неделе президент Узбекистана принял участие в очередном заседании Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества и встрече в формате «ШОС плюс» Астане.

Для понимания важности участия президента Узбекистана в многосторонних контактах в рамках Шанхайской организации сотрудничества  и реализации инициатив разных стран этой организации необходимо понимание причин создания ШОС и глобальных событий, которые привели лидеров Китая выступить гарантом экономической и политической стабильности в большой Центральной Азии.

В 1989 году английский экономист Джон Уильямсон сформулировал свод правил экономической политики для стран Латинской Америки, который получил название Вашингтонский консенсус. Эти правила предполагали активное участие государства и государственных финансовых институтов через применение монетарных, фискальных и регулятивных инструментов, вмешательство в свободную торговлю и определение перспектив развития развивающихся стран. Вашингтонский консенсус отражал обобщенную позицию администрации США, ведущих американских аналитических центров, а также аффилированных международных финансовых организаций, таких как МВФ и Всемирный банк (штаб-квартиры которых находятся в Вашингтоне). Этот Консенсус был инструментом мягкой силы США для распространения их влияния на развивающиеся страны, включая Юго-Восточную Азию. В сущности, идея Консенсуса представляла собой научно-практическое и политическое переосмысление идей Джона Кейнса – представителя Кембриджской школы экономической мысли.

Прежде всего, идеи Консенсуса были направлены на поддержку развития стран Латинской Америки, и чуть позднее Юго-Восточной Азии со стороны США. Опираясь на огромные финансовые вливания Международного валютного фонда и Всемирного банка, руководители стран этих регионов стали реализовывать инвестиционные проекты, требующие больших капитальных затрат, но имеющих слабое экономическое обоснование. Эти финансы также направлялись на проекты по субсидированию различных отраслей экономики, которые, должны были служить драйверами национальной экономики.

Однако рост экономики Китая и активность на сырьевом рынке бывших стран СССР привели к снижению спроса на традиционные статьи экспорта стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Такое изменение конъюнктуры рынка выявило всю ущербность государственного субсидирования развития различных отраслей экономики, так как эти отрасли оказались неконкурентоспособными на международном рынке. К этому времени эти страны набрали неподъемные портфели внешних долгов, а приватизация государственных активов была настолько непрозрачной, что не принесла казне ожидаемых доходов.

В августе 1998 года произошел дефолт Российской Федерации, за которым последовала цепочка экономических кризисов, затронувшая Аргентину, Бразилию, Чили, Эквадор, Таиланд, Индонезию, Южную Корею, Малайзию, Филиппины, Гонконг, Сингапур и другие страны. К началу 1998 года падение ВВП среди стран Юго-Восточной Азии было существенным и повсеместным. Уже к осени 1997 года таиландский бат по отношению к доллару обесценился вдвое, южнокорейский вон, который торговался на уровне 900, упал до 1 695 за доллар, а к середине 1998 года индонезийская рупия по отношению к доллару подешевела почти в семь раз.

Если в 1997 году номинальный ВВП стран АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) в американских долларах сократился на 9,2 млрд, то в 1998 году он упал почти на треть, то есть на 218 млрд. Даже в такой ситуации большинство стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии придерживались рекомендаций МВФ и Всемирного банка по сокращению дефицита бюджета и трансформации управления государственными корпорациями (за исключением Малайзии), что на самом деле не являлось выходом из ситуации. Рост объемов производства квазигосударственных предприятий, захвативших практически львиную долю экономики в этих странах, по-прежнему не сопровождался необходимым спросом на международном рынке, и страны были вынуждены эмитировать значительные суммы денег, чтобы поддержать государственные расходы.

Кроме того  государства не имели взвешенной социальной политики, защищающей население от потери работы и доходов, что усугубляло социально-экономические потрясения: стремительно росла бедность, сокращалось количество представителей среднего класса, что приводило к масштабным социальным проблемам, включая рост социальной напряженности, криминала и суицида среди молодежи. Возрастали риски сепаратизма, терроризма и экстремизма, прежде всего религиозного, так как целые группы населения, утратив веру в собственные правительства, стали искать альтернативные пути развития, включая обособление и решение вопросов «накопившихся обид».

Помимо мировых экономических проблем, политические процессы в непосредственной близости к Китаю не отличались стабильностью и предсказуемостью. Политическая ситуация в соседних странах была непростой. События 16 февраля 1999 года в Ташкенте, а также политическая нестабильность в Кыргызстане и Таджикистане показали, что Исламское движение Восточного Туркестана (предшественник Исламского движения Узбекистана), базирующееся в Афганистане и других странах Ближнего Востока, могло бросить вызов внутренней стабильности и усилить сепаратистские настроения в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. Кроме того, сепаратизм Ичкерии в России мог создать опасный прецедент для Китая.

В ответ на глубокие социально-экономические явления, которые влияли на политический и экономический статус соседних стран, Китай инициировал создание международной организации, гарантирующей предотвращение таких опасных явлений, как сепаратизм, терроризм и экстремизм, прежде всего на территории бывшего СССР в Центральной Азии. Таким образом, в китайском Шанхае в 1996 году была организована  Шанхайская пятерка и в 2021 году, шестью евразийскими государствами: Китаем, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном была основана Организация Сотрудничества (ШОС). В декабре 2004 года ШОС получила статус официального наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

В Уставе ШОС отмечается, что это межправительственная организация, основанная на принципах суверенного равенства, территориальной целостности государств, нерушимости их границ, невмешательства во внутренние дела и мирного урегулирования споров между государствами-членами посредством консультаций и переговоров. ШОС стала основной платформой для борьбы с сепаратизмом, терроризмом и экстремизмом через укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства между государствами-членами.  Активное участие двух крупнейших субъектов международной политики — Китая и Российской Федерации — гарантируют ШОС важную роль во внешней политике обороны и безопасности государств Центральной Азии.

Россия и Китай подчеркивают важность многосторонних связей между соседними государствами, учитывая общность географического пространства, близость уровней экономического развития и наличие культурно-исторических связей, укрепление которых является основой для повышения доверия и безопасности. ШОС является важным актором международной политики и рассматривает сотрудничество как инструмент устранения конфронтации и разрешения конфликтов. Ценности ШОС включают достижение безопасности не только посредством военно-политического сотрудничества, но и через развитие экономического и технического сотрудничества, а также использование средств народной дипломатии.

Сегодня членами ШОС являются девять стран, три страны имеют статус наблюдателей (Афганистан, Белоруссия, Монголия) и 14 стран являются странами -партнерами. Пакистан и Индия стали полноправными членами в ШОС в ходе Саммита 8 июня 2017 года в Астане. В сентябре 2022 года Иран стал полноправным членом организации. Четыре государства ШОС – Россия, Китай, Индия и Пакистан имеют ядерное оружие, и «ответственность» организации покрывает обширное пространство от Арктики до Индийского океана. Население стран ШОС – это 68% населения Евразийского континента. Две страны организации занимают первую и третью строчки в списке самых крупных стран мира по паритетной платежной способности объема ВВП (Китай и Индия).

Авторитет организации в ее приверженности решению практических задач: в рамках ШОС страны ЦА, России и Китая все пограничные вопросы решили в духе добрососедства, разработали институциональные основы борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом.

Инициативы КНР в рамках программы «Один пояс, один путь» способствовали укреплению доверия и торгово-экономического сотрудничества между странами-участниками. Например, к началу 2024 года на долю Китая приходится 25% добычи нефти и газа в Казахстане, и 80% грузопотока из Китая в Европу проходит через территорию Казахстана по железной дороге Алашанькоу-Достык. В 2023 году объем иностранных инвестиций в основной капитал Узбекистана составил 188 трлн сумов, из которых 25,6% пришлись на долю Китая и 13,4% на долю России. Страны ШОС занимают первые три строчки по объему внешней торговли Узбекистана с другими государствами. В 2023 году объем внешней торговли Узбекистана с Китаем составил 13,7 млрд долларов, с Россией — 9,9 млрд, а с Казахстаном — 4,4 млрд долларов США.

В Узбекистане на начало 2024 года действовали 2125 предприятий с участием китайского капитала, а общий объем китайских инвестиций в экономику страны превысил 14 млрд долларов. В Узбекистане работают такие крупные китайские компании, как Huawei, ZTE, Wenzhou Jinsheng Trading, СП «Peng Sheng», Sinotruk, Heng Bang Textile Central Asia и другие.

Узбекистан в рамках ШОС развивает проекты по созданию единого пространства для совместной торговли и промышленной кооперации, развитию транспортно-коммуникационных проектов, сотрудничеству в вопросах адаптации к изменениям климата и экологии, развитию туризма и культурного взаимодействия, противодействию терроризму и экстремизму, а также превращению ШОС в пространство передовых идей и будущих инициатив. Узбекистан также выступил с инициативой включения Афганистана в перечень стран-наблюдателей ШОС.

 В рамках ШОС Узбекистан активно участвует в таких органах, как Совет глав государств, Совет глав правительств и Совет министров иностранных дел. Однако в Совещании руководителей министерств и ведомств, а также в Совете национальных координаторов Узбекистан менее активен. Между тем, именно эти органы призваны заранее готовить фундаментальные вопросы двустороннего и многостороннего интереса, которые составляют повестку дня для обсуждений между главами государств.

Политика Узбекистана в рамках ШОС направлена на взаимное уважение интересов всех сторон, укрепление доверия и сотрудничества между странами. Узбекистан осознает последствия создания единого торгового и таможенного пространства в условиях разной конкурентоспособности экономик и растущей торговой экспансии Китая и Индии. Присоединение к организации Индии и Пакистана также существенно изменило содержание сотрудничества между Китаем, Россией и странами Центральной Азии. Несомненно, крупные страны (Китай, Индия, Иран, Россия) будут стремиться использовать ШОС как платформу для распространения своей мягкой силы среди стран-членов. Тем не менее,  ШОС создает  всем странам-членам основу для активного применения принципов невмешательства во внутренние дела, содействия развитию торговли, преобразованию инженерной и городской инфраструктуры, поддержания добрососедских отношений. В этом и заключается суть идей «Шанхайского Консенсуса».

Будучи крупными экспортерами, Китай, Индия и Иран сталкиваются с проблемой высоких таможенных тарифов среди стран-импортеров, членов ШОС, которые они считают самыми перспективными рынками. Китай последовательно ставит на повестку дня вопрос о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), к чему остальные страны относятся с осторожностью. Особенно это касается Китая, который убедился в несоблюдении требований ВТО западными странами, когда речь идет о невозможности открытой конкуренции в некоторых отраслях (автомобилестроение, энергетика). По мнению Китая, создание ЗСТ стимулировало бы развитие экономик всех членов ШОС, повысило уровень занятости и благосостояние в регионе. Согласно прогнозам, экспорт среди стран-членов ШОС благодаря ЗСТ в среднем вырос бы на 10-20%. Однако другие страны понимают, что этот рост преимущественно будет происходить за счет увеличения экспорта Китая, Индии и Ирана в ущерб взаимному экспорту других стран-членов ШОС. Чем крупнее экономика, тем конкурентоспособнее ее участники.

Китай, Россия и Иран последовательно поднимают вопрос углубления экономического сотрудничества в именно в рамках стран ШОС, что подразумевает сокращение экономических связей с другими странами, прежде всего, Запада. Китай и Индия не скрывают своих амбиций стать основными поставщиками для всего мира, что требует комплексного подхода: от стадии проектирования до стадии производства, поставки, монтажа и постмонтажного обслуживания.

В настоящее время у государств-членов появилась возможность использовать потенциал Афганистана, Пакистана и Ирана для выхода на мировые океаны и диверсификации торговли. Мы наблюдаем значительные изменения в глобальном противостоянии различных центров силы. Так, 26 июля 2022 года в Пекине генеральный секретарь ЦК КПК и председатель Центрального военного совета Китая Си Цзиньпин, выступая на семинаре для руководящих кадров провинциального и министерского уровня, заявил, что в условиях ускоренных глобальных перемен, невиданных за столетие, и более сложных рисков, вызовов, противоречий и проблем, основная задача состоит в том, чтобы ” придерживаться развития страны и нации, опираясь на собственные силы, и твердо держать судьбу развития и прогресса Китая в своих руках”.

Иными словами, Китай предложит более выгодные условия торговли и/или переориентирует свою экономику в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона и глобального Юга, отвечая на давление Запада, выражающееся в использовании тарифных и нетарифных методов ведения взаимной торговли. По мнению некоторых аналитиков, в Пекине принято стратегическое решение о подготовке к масштабному пересмотру экономических связей с США, вплоть до возможного разрыва цепочек поставок и купирования рисков кризиса экономики при сокращающемся внутреннем рынке.

Эти вопросы были основными темами третьего пленума ЦК КПК. В таком развитии событий глобальному Западу придется противостоять не только Глобальному Востоку, но и Глобальному Югу, поскольку на политику стран этих регионов будут оказывать значительное влияние Китай, Индия, Иран и Россия, обладающие экономическими, техническими и людскими ресурсами. Это, в свою очередь, может означать для стран ШОС открытие новых возможностей, а также появление новых вызовов в области привлечения западных инвестиций и технологий.

Задача Узбекистана, соблюдая собственные интересы, сыграть на противоречиях различных крупных стран в вопросах организации взаимной двусторонней торговли, создания транспортно-логистических коридоров и экспорта энергоносителей. Например, создание транспортных коридоров Север-Юг, Запад-Восток может обойти Узбекистан, если мы не предпримем энергичные меры по убеждению наших партнеров в целесообразности использования именно территории Узбекистана как наиболее перспективной и безопасной транзитной зоны. Соответственно, для нас в рамках ШОС двусторонние контакты и договоренности будут иметь более важное значение, чем многосторонние, и потому мы уделяем им первостепенное внимание, пользуясь платформой ШОС как наиболее привлекательной для выявления позиции каждой страны по отношению к организации многогранных связей с Узбекистаном.

Многосторонние отношения приносят плоды, когда интересы всех участников совпадают, что не всегда реалистично для стран с относительно маленькой экономикой, как Узбекистан. В этом плане участие президента Республики Узбекистан в саммите ШОС с новыми инициативами, направленными на снижение международной напряженности, будет иметь весьма существенное значение.

Абдулла Абдукадиров,

Первый заместитель директора

Агентства стратегических реформ

при Президенте Республики Узбекистан

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.